Мы помним Его слова

Феозва
Журнал «Добродетель». Рубрика «Воскресная школа». №2 (46)

Протоиерей СЕРГИЙ КЛЮЙКО,
духовник Марфо-Мариинского сестричества милосердия

МЫ ПОМНИМ ЕГО СЛОВА

А готов ли ты к переселению?

Во время бесед перед крещением я всегда задаю такой простенький вопросик: «В чём смысл жизни?». И, чтобы нам вместе найти ответ, привожу такой простенький пример. Тот, кто учился в институте, знает, что главный смысл этой учёбы – работа по специальности. Если учился в медицинском и работаешь врачом, значит, не зря учился, а если с дипломом врача пошёл в бизнес – шесть лет коту под хвост. Ну разве что «корочку» о высшем образовании где-то когда-то понадобится показать. Таким образом, выходит, что смысл учёбы в институте – это её результат, и находится он за пределами учёбы. Так и смысл жизни – её результат – находится за её пределами. Если Бога нет, то человек умер – как бобика закопали, и прощай. Если же Бог есть, то либо ты с Ним в Царстве Божьем, либо без Него, в аду. Три варианта. Вот и выбирай. Или тебя нигде никогда не будет, ты просто исчезнешь навсегда, причём в любой момент, может завтра. Или будешь пребывать в таком состоянии, когда снится кошмар и проснуться не можешь. Или в Царстве Божьем радоваться будешь. Конечно же, все отвечают, что лучше в раю. Ну вот и давайте мы туда будем двигаться, в русле главного смысла христианского учения – о спасении души.
А что значит спасти душу, что значит перейти в Царство Божие? Тоже вопрос непростой. Многие понимают это как переезд из одного места в другое. Жил человек в глухой сибирской деревне и  переселился в какой-то городок, а потом в более крупный город переехал, а потом вообще где-то в Подмосковье, в Барвихе коттедж трёхэтажный купил и живёт себе всё лучше, лучше и лучше. Или же однажды взяли и перенесли тебя из одного места в другое, в какие-то другие миры, и ты изумлён: «Ой, здорово! Куда я попал?» На самом деле не всё так просто. И тебе в этих прекрасных новых реалиях может быть ой как плохо, как мучительно, если душа твоя не будет готова к ним. Ну представьте, мусульманину по какой-то  необходимости пришлось бы жить в православном монастыре: эти долгие службы, эти как-то по-особому говорящие люди, всё непонятно – это же пытка, пока не привыкнешь, не приспособишься.
Вот потому для комфортного пребывания в райских местах особое состояние души должно быть. А над ним нужно трудиться, готовиться. В духовной жизни важно всё. И пост, и молитва, и чтение, и посещение храма, и участие в таинствах, и добрые дела, и аскетические какие-то труды хоть небольшие, поклоны, ночные молитвы, и всё, всё, всё... Но у каждого своя жизнь, и далеко не каждый может всё это в неё вместить и исполнять идеально.

Добрые дела доступны каждому

Ну, допустим, пост. Как пишет преподобный Исаак Сирин, первое поражение от человеческой природы дьявол получил, когда вочеловечившийся Сын Божий Иисус Христос постился сорок дней. И с того дня он стал бояться людей постящихся, потому что по опыту знает, что не может на них нападать безнаказанно. То есть постящаяся человече-ская природа имеет некую власть над демоническими воздействиями. Однако не все могут поститься. Например, больной человек. Для него сама болезнь – уже пост, уже воздержание: это есть нельзя, то нельзя, ходить нельзя, сквозняки нельзя, и всё болит… И человек, хоть и недобровольно, терпит и – получается – несёт некий подвиг.
Молиться обстоятельно и внимательно – тоже не у всякого есть воз-можность: работа, семья, разъезды и прочие хлопоты. Не у всех есть время читать духовные книги, ходить в храм и т. д.
А вот делать дела милосердия может любой. Потому-то, как говорится в Евангелии, когда Господь на престоле славы Своей станет отделять овец от козлищ, Он не спросит, кто постился, кто нет. И знание Библии не станет проверять… Но будет судить по тому, как кто к людям относился: накормил ли голодного, напоил ли жаждущего, посетил ли больного, принял ли странника и т. д.  А почему?  Да потому что добрые дела, дела милосердия доступны каждому. 
Ну хорошо… А что такое добрые дела? А они тоже, оказывается, бывают разными. Одни относятся к нашей материальной, плотской жизни, другие – к душевной. Ну, допустим, что тебе нужно для того, чтобы ты простил вот эту дуру соседку, которая тебя столько лет обижала, мусор под дверь сыпала, колдовала,  слухи всякие распространяла и прочие гадости делала? Вот сколько тебе нужно денег или здоровья, физических сил или других ресурсов? Нисколько. Просто надо мысленно посмотреть на себя: а каков я? Ну по сравнению с этой соседкой, может, и ничего.  А перед Богом? Сильно ли от неё отличаюсь? И вообще, я её жизнь знаю? Может, она в молодости другой была, может, много хорошего сделала, а потом что-то в жизни случилось. Бывает так: кто-то из близких умер, и замкнулся человек, обиделся на весь мир, глупости стал делать. Постараться понять и простить – разве это сложно? Несложно. И это будет уже дело милосердия.  Или, допустим, как бывает – хочется кого-то обидеть: ну заработал он  – высказать бы ему, врезать хорошенько. Но ты сдержался, промолчал, перетерпел. Это тоже дело милосердия. Потерпеть человека, который раздражает своим постоянным нытьём о том, как ему плохо, понять его, хоть один раз позволить ему выговориться, выслушать и посочувствовать – это тоже дело милосердия.
А можем мы посочувствовать грешникам, преступникам, творящим злодеяния, пожалеть их за то, что они одной ногой уже в аду, что обрекают себя на мучительную жизнь? Можем. Это будет дело милосердия. Не осуждать – мол, такие-сякие, а просто вздохнуть: «Господи, помоги им исправиться. Они ж такие, бедные, Тебя не знают, людям гадости делают…» Ну те же заключённые. Кающихся среди них не так уж и много, небольшой процент. В тюрьме тяжело перейти в разряд кающихся, там свои законы, свои понятия, там на тысячу человек – ну человек тридцать в храм ходят, и то какая-то часть из них в этом корысть свою имеют. Несчастные люди. Мы можем им посочувствовать, можем как-то – ну хоть одному из тысячи – помочь. Это уже будет доброе дело.
 
Сочувствие и соучастие

У дел милосердия две составных: сочувствие и соучастие. Сочувство-вать – чьим-то беде и проблемам – мы можем всегда. Тут никаких особых усилий и средств не требуется. Нужно просто определённое качество и со-стояние души. А вот для соучастия уже иногда нужны и деньги, и ум, и рассудительность, и связи, чтобы решить чью-то проблему. Не каждому под силу. Но, опять же, тот, у кого есть желание и решимость помочь нуждающемуся, старается это сделать, ищет пути и варианты. Неизвестно чем закончатся эти старания, но очень важно – услышал, увидел человека в унынии, отчаянии – не пройти мимо. А вдруг именно ты ему в этот момент и нужен?
Однажды ко мне в магазине – в городе, где я был проездом, – подошла женщина: «Вы священник? Можно мне к вам обратиться? На две минуты…». Оказалось, у неё только что, месяц назад, умер муж, от ковида, молодой, двое детей осталось. Минут двадцать мы с ней простояли проговорили. Потом ещё по телефону созванивались. Ну я рассказал ей, как относиться к этому. Люди ж в основном как себя ведут, когда теряют близких? Впадают в такой «страдальческий эгоизм», думают о себе – как им плохо. А надо бы подумать об ушедшем: а ему каково, где его душа? Может, ему ещё хуже. Тебе плохо, но у тебя здесь работа, дети, друзья… тебе есть на что отвлечься. А у него там, может, кошмар бесконечный, ни секунды отдыха. Давай о нём подумаем. Давай помолимся. Почитай – акафист за единоумершего, пойди на исповедь, причастись. А когда ты причастишься, твоя молитва станет сильнее, и ты этим самым и ему поможешь. Может, конечно, ты и не веришь моим советам, но попробуй. Она попробовала. «Мне легче стало», – сказала. Ну так давай дальше двигаться. 
Конечно, не всегда такие встречи имеют плодотворное продолжение. Иногда чувствуешь, что обратившийся к тебе человек просто время у тебя отнимает. Слушаешь его, слушаешь, диалога не получается, он всё о своём, и чувствуешь, что ты ему ничем не поможешь. И действительно, время показывает: на советы твои он не реагирует, на службы иногда приходит постоять, но, в общем-то, безучастно. Что тут поделаешь? Не будешь же воспитывать. Лучше всего промолчать, деликатность проявить. Может, этому человеку кто-то ещё поможет. В другом храме. Другой священник. Ты ж не можешь всех спасать.
Нередки случаи, когда для проявления сочувствия нужны финансовые вливания. И если у нас есть такая возможность, надо это делать. С рассудительностью, конечно. Были бы миллиарды, можно было бы позволить себе раздавать направо и налево. А когда денег не так много, надо понимать, кому ты даёшь, на что ты даёшь. И учитывать и сегодняшние обстоятельства, и перспективу. Допустим, может показаться, что человек с голоду не помирает и ему совсем не обязательно ребёнку на день рождения дарить подарок, на который не хватает денег. Но это так кажется тебе, ему же, отцу, это представляется обязательным и важным. И стоит его в этом случае понять и помочь. К тому же этот момент может сыграть на будущее. Человек будет расположен услышать твой духовный совет. Не скажет: мол, иди ты… когда я просил у тебя помощи, ты отказал, а теперь учишь, как мне жить.
Не всегда, конечно, наши добрые устремления совпадают с возможностями. Вот бизнесмен – он задолжал двадцать миллионов долларов, еле-еле проценты отдаёт, крутится-вертится. Ты переживаешь за него, помнишь, что он в своё время храму помогал. А теперь бы мы должны ему помочь. Но чем? Ну десять тысяч могу дать. Но он же не возьмёт, он же великим был. Да сейчас ещё, несмотря на своё положение, продолжает благотворить: вот, говорит, сто долларов отдай кому-нибудь. Тяжёлая ситуация. Остаётся только молиться за этого человека, за его семью, за тех, кто его поддерживает.
Иногда неопытные благотворители попадают в некую такую ловушку. Вот, например, одна наша сестра решила поддержать пожилых людей, воспитывающих троих внуков (отец детей в тюрьме, мать в другом городе живёт своей жизнью). И вышло так, что все нескончаемые финансовые и прочие тяготы это семьи легли на её плечи. Каждый день звонки: нужно то, нужно это… «Я уже в отчаянии, – говорит она. – Как быть?»  Ну раз взялась, отвечаю, то надо помогать. Но сама, конечно, ты не справишься. Ситуацию надо оценить, рассмотреть проблемы членов семьи и постараться решить их кардинально. А для этого надо узнавать действующие законы, подключать соответствующие службы, юристов и других специалистов, а также спонсоров – как говорится, с миру по нитке.
Столкнувшись с трудностями, конечно, легче всего оставить свои благие намерения: дескать, оно мне надо, это не моё… Но милосердие – это ещё и терпение. Не можешь денежку дать, потрудись, поищи другие источники. И опять же – молись, чтобы нашлись такие люди, которые способны и захотели бы помочь.


Не пропусти случай

Смотрите, что мы делаем, когда не помогаем: мы человека лишаем надежды. Он надеялся на тебя. Он позвонил и сказал: «Помоги». А ты отказал. Проходит время, и вдруг ты заболел или кто-то из близких твоих, и ты обращаешься к Богу в надежде, что Он тебя услышит и исцелит. Но как ты можешь надеяться, если сам ты недавно страждущего человека лишил надежды? Ведь, как заметил преподобный Никодим Святогорец: «Кто пропускает случай сделать добро, тот не только лишается плода от добра, но и оскорбляет Бога. Бог посылает к нему нуждающегося, а он говорит: “Приходи после”. Хотя он говорит человеку, но это всё равно что Богу, пославшему его. Бог найдёт другого доброго человека, а отказавший ответит за себя».
Есть множество свидетельств в истории тому, насколько Богу важно, чтобы люди были милосердными. Вот, например, такое. В одном монастыре был обычай: перед Пасхой приходили бедные крестьяне из окрестных деревень, и каждому давали по пять медных монет, а также муку, масло. Но однажды монахи возроптали: засуха, мол, неурожай, нам самим нечего будет есть, сами с голоду умрём. И, как игумен ни уговаривал, монахи не соглашались. «Ну поступайте как знаете», – сказал он. И пришедших людей отослали ни с чем. И те ушли в скорби. А на следующий день обнаружилось: все запасы муки в монастырской кладовой сгнили. И настоятель сказал расстроенной братии: «Кто преступает заповедь святого отца, основателя обители, не надеется на Промысл Божий и не милосердствует о бедных, тот непременно должен быть наказан за непослушание. Вы пожалели пятьсот мер и погубили пять тысяч… Впредь знайте, на Бога ли уповать должно или на свои житницы».
А также есть немало противоположных примеров: когда в монастырях всё до последнего пропитание раздавали нуждающимся, и вскоре после этого мука в житницах появлялась ниоткуда, сосуды сами собой наполнялись, подводы с хлебом приезжали откуда ни возьмись.
И, опять же, надо заметить, что наше душевное состояние – умиротворение, радость, счастье – оно напрямую зависит от нашего милосердия. Все мы прекрасно знаем, как хорошо бывает на душе, когда сделал что-то хорошее, доброе. И наоборот: отказал в помощи – тебе неспокойно, муторно. Любой совершённый грех лишает человека мира. И тем более когда отказываешься от дел милосердия.

Будь внимателен к себе

Есть такое выражение – «Господь посетил». Так говорят о болящих или терпящих иные скорби, тем самым причисляя их к Божьим избранникам. Господь посетил человека нищетой, лишением, болезнью или дом у него сгорел. То есть этот человек несёт подвиг: терпит скорбь, смиряется, он вынужден пересматривать свою жизнь. Может, когда-то он раздавал людям милостыню, а теперь сам вынужден ходить с протянутой рукой. Таков его жизненный крест. А вот тебе такое не по плечу. Может, и надо бы тебе, чтоб дом сгорел. Но ты неспособен – побираться, кочевать по чужим квартирам, восстанавливать всё с нуля. Ты слабый. Но вот помочь этому человеку у тебя получится. Поэтому Господь тебе его и посылает: представь, мол, что могло с тобой произойти…помоги брату понести его скорбь.   
В повседневности у нас, к сожалению, бывает всё по-другому – чаще всего нас раздражает этот бесконечный поток попрошаек, среди которых, конечно, немало и притворщиков, и зажравшихся «профессионалов»… И кто из них кто, не сразу понимаешь. Но и, опять-таки, совсем не дать – тоже нельзя. Вот как предостерегает нас святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Будьте внимательны к себе, когда бедный человек, нуждающийся в помощи, будет просить вас о ней. Враг постарается в это время обдать сердце ваше холодом, равнодушием и даже пренебрежением к нуждающемуся. Преодолейте в себе эти нехристианские, нечеловеческие расположения, возбудите в сердце своём сострадательную любовь к подобному вам во всём человеку и, о чём попросит вас нуждающийся, по силе исполните его просьбу».
А по силе – это как? Ну сколько ты можешь, столько и дай. А не мо-жешь – скажи: «Извините. Как могу…».


…А они всё равно пьют

– Уже несколько лет стараюсь поддерживать одну малоимущую семью, в том числе и с помощью сестричества – приношу одежду для них и их детей, продукты. Но они всё равно пьют…
– И будут пить. Здесь трудно что-либо изменить. Вот у меня хороший знакомый, образованный человек, руки золотые, труженик, но последнее время нигде не работает – стал уходить в запои.   А ещё не пенсионер. Как жить человеку? Ну и приходится нам – его друзьям – помогать: то коммуналку заплатить, то лекарства купить, то продуктов. Причём знаем, что сразу после нас явятся собутыльники и скоренько холодильник освободят. Вроде и дуростью выглядит наше поведение. Но он к тому же ещё и болеет часто, то упадёт ногу сломает, то руку… Разве можно друга бросить в беде?
Вот только бы сочувствие, жалость не сменились бы раздражением или желанием поруководить человеком, от тебя в какой-то мере зависимым. Ведь, как советуют опытные духовники, подавать надо хоть и немного, но с любовью. Кто бы к тебе ни подошёл, пусть даже пьяница, уличный бродяга, не стоит отмахиваться от него как от назойливой мухи. Ведь это несложно – сказать ему пару слов: «На, брат. Дай Бог тебе здоровья. Не болей». Не надо их воспитывать, упрекать: мол, лучше б на работу устроился и т. п.  Каждый сам за себя ответит. И даже если захочешь помочь кому-то из них трудостроиться или к себе на работу взять, не ожидай благодарности и должной, как тебе кажется, отдачи. Он день отработал – заплати ему за этот день. Не завтра, так послезавтра он запьёт. Знаю это по личному опыту: когда восстанавливали монастырь, сколько я их, этих бездомных и безработных на работу принимал – больше трёх дней никто из них не продержался. И не наше дело – если нас не просят – копаться в чужой жизни, в чужой душе, разбираться, почему и за что.
Тот же святой праведный Иоанн Кронштадтский наставлял: «Знай, что милостыня твоя всегда ничтожна в сравнении с человеком, этим чадом Божиим; знай, что твоя милостыня есть земля и прах; знай, что с вещественною милостью непременно должна рука об руку следовать духовная: ласковое, братское, с чистосердечною любовью обращение с ближним; не давай ему заметить, что ты одолжаешь его, не покажи гордого вида»..

Войди в клеть твою…

«Батюшка, у нас чудо! Вчера кто-то поставил нам на крыльцо мешок картошки. А у нас как раз кончилась…»  И слава Богу, говорю. Спаси, Господи, и помилуй тайных благодетелей. Тайная милостыня – она выше всего, там меньше возможностей удовлетворить своё тщеславие: человек совершает её не для того, чтобы прославить себя и услышать благодарность и хвалу в свой адрес, не для отчёта, а ради самого добра, ради Бога, ради христианского своего долга.
Как святой Серафим Саровский говорил: пост, молитва, добрые дела есть средства к достижению главной цели – стяжанию Духа Святаго. Но и поститься, и молиться тоже, как известно, лучше не напоказ, а втайне. "Егда молишися, вниди в клеть твою и, затворив двери твоя, помолися Отцу твоему, иже в тайне; и Отец твой, видяй в тайне, воздаст тебе яве" (Мф. 6:6).
Конечно, для нас это непросто – такая внутренняя молитва. Нам для того, чтобы помолиться, нужны конкретные поводы. И у нас их тысячи: кто-то заболел, нужны деньги, нужна работа, детей нужно родить, устроить и т. д. и т. п.  Мы о внешних вещах молимся. Но хотя бы так. Это и милосердие развивает, и связь с Богом налаживает.
А что может быть для нас дороже благодатного богообщения? И в этой жизни, не говоря уже о вечности. Мы сейчас, может быть, до конца не понимаем, как это страшно – быть отлучённым от богообщения, как это страшно – услышать: «…идите от Меня, проклятые, в огонь вечный…»(Мф. 25:41).  Но мы помним эти слова.
А также и эти: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Моё на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдёте покой душам вашим» (Мф. 11:28).