Из тумана прошлого

Вик Ша
Из тумана прошлого.
Давно это было. Тогда когда за каждым болтиком и гаечкой мы лезли не в смартфоны и интернет магазины, а садились на ближайший попутный транспорт и ехали в Салехард до ближайшего магазина. А иногда приходилось еще и в Лабытнанги перебираться, чтобы там посмотреть нужные детали и запчасти. Вот и в этом году я протянул с покупкой нужных запчастей до самой осени и уже по первым заморозкам укатил в город, чтобы приобрести нужные железяки. В Салехарде нашлось не всё и уже знакомым маршрутом я перебрался накануне вечером на пароме через реку и, докупив нужные детали, заночевал на том берегу. Утром я проснулся намного раньше восхода солнца и отправился на переправу. Нужно было попасть именно на первый паром, потому что транспорт домой уходил рано утром и опоздать на него мне было никак нельзя. Паром отчалил от Лабытнангского берега и медленно пошёл на другую сторону реки. Над водой клоками висел туман, но еще больше его было над высоким берегом со стороны Салехарда. Было зябко и совсем неуютно. Я постучался в водительские  двери ближайшего ко мне микроавтобуса и, получив разрешение шофёра, быстренько обежал машину сзади и запрыгнул в салон. На переднем сиденье кроме водителя сидел молодой человек, разглядывая через пелену тумана бугор Ангальского мыса с его редким лесом, громко и оживленно рассказывал водителю историю:
- В прошлом году вот в такое же осеннее промозглое утро, в такой же серый туман я, в качестве гида и переводчика сопровождал группу иностранных туристов. С разговорным английским у меня всё в порядке, поэтому общались мы с иностранцами без труда. Поездка у них в этот раз не удалась. Они хотели в горы попасть, но резко наступили холода, и в горах испортилась погода. Хотели по Оби прокатиться, но туман закрыл все возможности поездок по реке. Решили мы их хотя бы в Обдорский острог сводить и для этого повезли в Салехард. Когда заехали на паром и поплыли в тумане через реку,  туристы мои сначала зашушукались  на весь автобус, а затем притихли,  приуныли. Думаю, надо как то их взбодрить. И стал рассказывать им историю: «У нас на севере есть своя тайна. И стараемся мы её никому не рассказывать, только те кто сам сюда приезжает могут увидеть всё своими глазами, но и то если очень сильно повезет. Иногда, бывает такое, что раз в год, а  иногда даже два раза в год в такие вот предрассветные утренние часы на высокий берег Ангальского мыса выходит мамонт. Случается это только поздней осенью, когда ночи становятся темными и по утрам на реку опускается туман. Мамонт выходит и смотрит с высоты через Обь в сторону гор. Может быть он ждет своих сородичей с того берега реки, может быть горбы Уральских гор освещенные утренним светом кажутся ему цепью мамонтов идущих на север, а может быть паромы переплывающие через реку напоминают ему о тех временах когда в этом месте стада мамонтов переправлялись через Обь. Постояв немного, он уходит обратно в туман. И если вам сегодня повезет вы сможете его увидеть. А мои глаза и моя интуиция меня редко обманывают и вот там, на горе сквозь клочья тумана я уже различаю его исполинскую фигуру», - после этих слов я поднял руку и показал ей в строну скульптуры мамонта. Она тогда еще не совсем была доделана, там еще строили дорожки, оградки, но сама фигура уже имела законченный вид, покрашена в коричневый цвет и с белыми бивнями. Туристы зашушукались, полезли за фотоаппаратами (смартфонов тогда еще не было). «Нет, нет - сказал им я, -фотографировать его нельзя. Это ведь тайна, это ведь скорее всего последний мамонт на всей Земле. Если вы расскажете эту тайну и покажете фотографии сюда приедут разные ученые, журналисты, авантюристы  и они скорее всего отловят или хуже того - убьют его!». Туристы послушно убрали фотоаппараты и, разглядывая мамонта сквозь утренний туман и рассветные сумерки восторженно, но приглушенно обменивались восхищениями.  В общем, настроение я им поднял. Потом я им еще что-то рассказывал про мамонта, но они меня уже не слушали, и горящими глазами, расталкивая друг друга, смотрели через лобовое стекло на огромную фигуру древнего великана. И только когда паром коснулся берега и опустил аппарель, я признался им, что это был розыгрыш.
- Но зато теперь вы можете смело доставать фотоаппараты и щелкать мамонта сколько угодно. Он не убежит.
И теперь каждый раз, когда ранним осенним утром я переплываю на пароме с левого берега на правый, я вспоминаю эту историю и жалею, что сегодня уже никого так не разыграешь, потому что салехардского мамонта знают все, кто хотя бы раз набирал в интернете слова: « Салехард. Что посмотреть?».