Ступени - имена и книги

Галина Щекина
Ступени:  имена и  книги
Обзор
Придя на «Ступени» в  конце 80-х,  я успела запомнить некоторые имена, без  которых наша творческая  семья немыслима. Например, Ольга Биричевская. Она не читала стихов, и вообще не писала литературные тексты. Она просто иногда вставляла слово в жаркие споры. Но в основном она рисовала,  в  конце заседания  показывала свои карандашные портреты. Изображенные ахали и всегда себя узнавали. Это поднимало настроение, зто давало намек, что мы занимаемся важным  делом. Где  теперь эти рисунки?
Вспоминается то время, когда мы собирались в профсоюзной библиотеке подшипникового завода. Там встречала публику библиотекарь  Ангелина  Соловьева. Сколько же энергии вложила она в организацию заседаний. Немыслимо. Она первая доказывала важность комментариев и сама первая начинала беседы. А мы тогда не умели говорить и только слушали ее. «Англёна Ангелёна, буйной  страстью опалёна!» – шутил поэт Михаил  Сопин, слушая ее. Почти всегда с мужем вместе приходила Татьяна Сопина, корреспондент «Вологодского полшипника». Она  также была автором  многих литературных страниц.  Именно на ее примере   я училось  работать в газете, пыталась делать ей первые книжки – «Белая скала», например. Зачитывалась ее книгой «Невидимка». Стихи Сопина  хотелось печатать  сразу все, и были даже попытки, весьма неудачные. Однажды я набирала его стихи для сборника. А сборник отдали  в  работу другому  человеку. Кажется, это была книжка «Обугленные  веком». Я тогда  понятия  не  имела, как нужно строить книгу, как  расположить в ней стихи. Именно  Ангелина  Соловьева натолкнула на мысль написать о Сопине. Я занималась  этим не один год,  книга «Речь о реке» о Сопине  вышла лишь в 2016 году, к его 80-летию.
Авенир Лазарев тогда был старостой лито. Он писал «правильные» стихи  с  тоской о деревне,  еще тогда  удивлял  меня большим  вниманием к форме  стиха. Он даже  записывал кратко сдержание  наших обсуждений. В нем была страсть  к систематизации… Позже старостой и секретарем стала поэтесса Лариса Новолодская. При ней вошла в  моду  «Красная  книга» - толстая папка хроники наших собраний. Впоследствии эта папка была  сдана в  архив новейшей политической истории и там  как-то обработана, и туда же я  отправила продолжение – «Синюю  книгу». Спасибо архиву, который освободил  меня от горы литературных бумаг. Сама  же Лариса  писала стихи, которые  Сопин сначала критиковал. Но далее в них появились и глубина, и грусть. Лариса  также начинала   писать прозу, судьба которой  мне неизвестна. Ее тексты вошли в  первый  сборник  лито «Дверца».
О «Дверце»  надо  сказать особо. О  сборе текстов начал  говорить  Юрий  Макарович  Леднев.  Он же видимо и поставил  вопрос о выделении средств, так как «Ступени» имели статус  заводского литературного кружка. Сбором текстов заимался сначала Леднев, потом я. В типографию для сверки макета и правки  ходила тоже я, меня  редактор заводской  многотиражки отпускала с работы. А опыта тогда  не было. В общем, намучилась я с  этим сборником,  который  все  же вышел  к 20-летию первого подшипника в 1991 году. Можно считать, что к 20-летию  лито.
Вот  все имена опубликованных в нем авторов. В разделе  поэзии – Наталья  Маслова, Авенир Лазарев, Лариса  Мокшева, Леонид Бриленков, Валентина Якуничева, Вячеслвв Кокорин. Ольга Смирнова (Кузнецова), Ольга Гаряева, Надежда  Крайс (Красильникова). В  разделе  прозы – Виктор Васильев, Юрий Богословский, Нина Бахтина, Владимир Реш, Михаил  Колосов, Елена  Волкова,  Валериан Николаев, Руфь Рафалович, Глеб  Сопин, Галина  Щекина. Поэты предьявившие  оба жанра, выделены в третий  раздел те , кто  дал и прозу. И поэзию – Михаил Жаравин, Лара Новолодскя, Алекандр Лукин, Юрий  Каранин. В 90х годах посщала лито Вера Белавина.доктор по профессии.Она первая решила описать  Сопина в книге «Нет, жизнь моя не горький дым»(2001) Юрий Каранин начинал со тихов. Ныне он известный беллетрист  автор  5томника «Лучник» на   Литрес.
По  сборнику «Дверца»  литовцев  узнавала Вологда, первый пришел ко мне за книгой Юрий Малоземов в 1992 году, и мы выступали в  ВОУНБ. После сборника пришла к нам  Ната Сучкова, прочитала его у мамы – ей принес пациент Олег Ларионов (мама - Сучкова Евгения  Владимировна, невролог  поликлиники  ПЗ).То есть она уже знала, кто мы  такие…
Кстати,  Надежда Крайс была не просто  стихотворцем. В  90-х годах она переводила на немецкий  язык поэму  Сучковой «Камень-рыба-облако» и отрывки читала на  лито (1999). В  период лито  у Н. С учковой  выщло  две самиздатские кнжки.о которых она теперь скромно умалчивает – «Ланолиновый блюз» и «Нежнейшая пытка».зничес это были тонкие издания на  серой бумаге. Но срдкжание было необычное. суннестиваеаяоирика Наты в сопровождеи изысканой графики Т.Тайганой и критических эссеС.Фаустова иГ.Щекиной.
Сергей  Козлов (Пиман) был завсегдатай, и всегда приносил  новые стихи. Иногда они рождали споры,  а чаще просто  радость,  удивление, многим запомнился стих «Самовар»,  не только отточенной формой и звонкой  рифмой, но и прекрасной энергетикой. Часто ходил Юрий Богословский, прозаик и придирчивый  критик. Редко ходил прозаик Виктор Васильев. Но многотиражка от него не отставала, а читатели рвали из рук каждый номер  газеты с его прозой. Хитом  стала его  повесть «Цена  лебединого пуха» (авантюрная повесть про ниндзя).Та же история  с Волковой. Каждая газета с главой из повести «Здравствуй,  Сомова» была нарасхват. Позднее вышла отдельная книжка  «Большие бабы»(2003), с этой  повестью.  Появление  Елены Волковой на  лито всегда означало праздник остроумия  и смеха. Сергей  Донец,летчик и историк пришел с вычурными, чуь декадетскими стихами, потом ушнл в прозу фэнтези.
В начале 90-х появился  Жаравин. Его привела Новолодская. Он начал со стихов довольно мрачного характера. Пошла яркая проза. Жаравина хвалили за применение  диалектизмов, а я  спорила, что этого мало, но не отрицала авторской  уникальности. Михаил Жаравин, несмотря на трагические обстоятельства жизни, умудрился поступить в  литературный институт, потом и Архипова уговорил. А первая книжка Жаравина «Сердечная рана», вышла уже посмертно, в1998. Лито полчило  имя Жаравина в знак его 60-летия.
И частых гостей назову  Диму  Гасина, он пришел к нам школьником 8 школы. После школы он пошел на филфак. Вместе с другим талантливым литовцем  Юрием  Ганичевым сделал стихотворную книжку «Палач и утешитель».  Затем бросил педуниверсистет,. уехал в  москву в  литинститут и сейчас работник  идательства «Время», вышло  две книги  стихов.
 Быстрое  становление произошло в рамках лито у  прозаика Татьяны Андреевой  Пришло с отрывком  из мемуарной  повести. Через несколько лет  уже несколько книг –«Прощай, ХХ век». «Вологдская  бывальщина»  - одновременно она вдумчиво  читала своих коллег по перу.
В последнее время появиились и молодые имена: Татьяна  Снежина (книга стихов «Расрцтое  окно»). Евгений Рабат, Ирина  Григорьева.Наталья Брашкина,ВадимОришин (фатастические романы «Сокрытый в  тени  крыла»).
Ведущем руководителем долгое время была  Галина Щекина, то есть я. Около 15 лет. Но потом, когда  мне приходилось вести и лито, и студию «Лист», я поняла  что пора  разделить эти вещи. Меня  заменил Валерий Архипов, он тоже был на посту долго, хорошо справлялся, гворил громокипящие речи, был внимателен , рецензируя  авторов. Также он обладал способностью находить новых людей.С ним было так  интересно.  Мелкий  штрих – Архипов все же поэт, иногда он записывал телефоны на обоях, иногда вообще терял  их. Зато у Архипова было  еще и «Другое  лито», собиравшееся в Литмузее. Соведущей его была  Регина  Соболева, что  дало потессе проявить и лит. одаренности, италнт орга. Некоторе время  вел лито  критик  Сергей Фаустов, а его  соведущей была  Мария  Суворова. Именно  Фаустов приучал  литовцев к рецензированию и анализу  текстов. Большинство участников не приходили на заседание без письменной рецензии. Наверно, это заложило основы  будущей  «Школы критики», а  впоследствие  и клуба  «Кресло критика».  Фаустов требователен, а при определенной лени участников  он терял интерес  к процессу. Потом  ведущим стал Василий  Макаров - способный  молодой литератор, три года занимавшийся в  студии «Лист». Обладая  талантом аналитика, он  не сумел привлекать новых людей. То что хорошо получилось в  работе студии – пришло сразу  20 человек – не сработало на лито, где публика более консервтивна.  Пригласив на ведущего Нину Писарчик, мы получили совсем другой подход, формы сборов стали разнообразней, доступны стали заседания и для случайных посетителей. Наверно, это тоже  шаг к развитию.