Великая Отечественная война. Начало

Марина Терехова 2
Начало войны.
(статья к 80-летию начала Великой Отечественной войны)

Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
 Где извещенья похоронные
 И перестуки эшелонные.
        / Давид Самойлов/


Весна 1941 года – тревожная весна.   Приближение войны ощущалось остро. Концентрация немецких войск у границ СССР, донесения разведки - всё говорило о надвигающейся войне.
    15 апреля 1941 года в районе Ровно советскими лётчиками был сбит немецкий самолёт. На фюзеляже самолёта Ю-86 стоял код гражданской авиации, но в выправке пилотов явно чувствовалась военная косточка. В кабине самолёта пахло горелой пластмассой, видимо  лётчики успели уничтожить фотоплёнку. Их оправдания, что они сбились с курса в районе Кракова, выглядели неправдоподобно. Это была военная разведка из группы Ровеля, которая в рамках подготовки нападения на СССР регулярно выполняла полёты на высоте 10 000 метров, оставаясь незамеченными. В тот день самолёт Ю-86 снизился из-за неполадок в двигателе, был обнаружен и сбит.
         Через 10 дней после этого события военный атташе в Германии генерал-майор Василий Тупиков докладывал, что СССР давно фигурирует в немецких сводках, как враг, и что нападение возможно в самое короткое время. Похожие донесения приходили и от других разведчиков, однако данные о нападении разнились. Так Рихард Зорге, он же Рамзай трижды менял сведения о дате нападения Германии на Советский Союз:
-сначала она совпадала с окончанием сева,
-затем переносилась на конец мая,
- и в последнем сообщении говорилось о середине июня 1941года.  Информация от агентуры поступала самая противоречивая, а серьёзным недостатком в работе разведки перед войной была слабая аналитическая работа, которая за ненужными мелочами теряла важные сведения.
         В апреле 1941 года немецкие военные эшелоны  потоком пошли на Восток. Большая же часть Красной Армии была разбросана по стране и находилась в стадии реорганизации. Направлять  войска к границам Сталин не хотел, считал, что так можно только ускорить войну, к которой СССР готов не был. Но вскоре  немцы стали стягивать к границам СССР танковые дивизии. И тогда правительство СССР решилось на отчаянный шаг: 14 июня1941 года в газете «Правда» было опубликовано сообщение ТАСС, в котором объявлялось всему миру о том, что все слухи о намерении Германии напасть на СССР лишены основания. Так советское правительство приглашало Германию сесть за стол переговоров, но ответом стало гробовое молчание. После непродолжительной паузы  Сталин отдал приказ о выдвижении войск к западным границам из глубины страны. Красная кнопка была нажата. Через три дня поступило сообщение от Рихарда Зорге, что война задерживается до конца июня. Появилась надежда, что войска успеют вовремя.18 июня округа получили указание о выделении фронтовых управлений и  выходы на 22-23 июня на командные пункты. А 19 июня поступило распоряжение о маскировке аэродромов. Флоты и флотилии требовали привести в оперативную готовность№2. Утром 21 июня 1941 года в  донесении от советского агента в немецком посольстве Герхарда Кегеля сообщалось, что война начнётся в ближайшие 48 часов. Однако главные силы пограничных округов до исхода дня 21 июня 1941 года так и не получили приказа о привидении их в полную боевую готовность. Некоторые командиры по своей собственной инициативе принимали меры по повышению боеготовности войск.  Но вместе с тем  все самолёты оставались на аэродромах, свыше 40% авиаполков базировались по 2 на одном аэродроме. Меры по маскировке приняты не были. С 19 июня части Балтийского флота были приведены в боевую готовность№2. На исходе 21 июня нарком ВМФ Н. Кузнецов привёл флот в оперативную готовность №1.
       Вечером 21 июня немецким солдатом зачитали приказ о нападении на СССР. Среди немецких солдат нашлись и те, кто не хотел воевать, так сапёр Альфред Лисков, переплыв Буг, сдался советским пограничникам и сообщил им, что нападение случиться уже на рассвете. Ещё не обсохла на нём форма, а сообщение уже лежало на столе у Сталина. Но было уже поздно. Из воспоминаний маршала Г.К. Жукова:
«Примерно в 24 часа 21 июня командующий Киевским округом М.П. Кирпонос, находившийся на своём командном пункте в Тернополе, доложил по ВЧ, что кроме перебежчика, о котором сообщил генерал М.А. Пуркаев, в наших частях появился ещё один немецкий солдат-222пехотного полка74 пехотной дивизии. Он переплыл речку и сообщил, что в 4 часа немецкие войска перейдут в наступление. М.П. Кирпоносу было приказано быстрее передавать директиву в войска о приведении их в боевую готовность.
   Всё говорило о том, что немецкие войска продвигаются ближе к границе. Об этом доложили в 00-30 минут Сталину. И.В. Сталин спросил, передана ли директива  в округа. Я ответил утвердительно.
   После смерти И.В. Сталина  появились версии о том, что некоторые командующие и их штабы в ночь на 22 июня ничего не подозревая, мирно спали или беззаботно веселились. Это не соответствует действительности. Последняя мирная ночь была совершенно иной».  [1. из книги  маршал Г.К. Жуков «Воспоминания и размышления» 3-х томник, т. 2стр.7  М.1987 издательство Агентства печати Новости].
На рассвете 22 июня 1941 года первыми пересекли границу СССР группы учебного диверсионного полка «Бранденбург 800». Переодетые в форму бойцов Красной армии, они начали захваты мостов через Буг. Немецкие самолёты в это время уже были в воздухе. Они летели бомбить крупные советские города, но главной их целью были военные аэродромы.  Наземную крупномасштабную операцию немцы начинать не торопились. Они понимали, что если  начнут действия одновременно с авиацией, то советские воздушные силы успеют прийти в боевую готовность.
       22 июня 1941 года солнце взошло над Москвой  в 03-45 утра. Накануне прошли выпускные вечера,  и вчерашние школьники отправлялись  встречать рассвет. Немецкие самолёты были уже в воздухе. Через 15 минут они открыли свои бомболюки и на советские города посыпались бомбы. Великая Отечественная война началась… Она продлилась 1418 дней и ночей.