Фиорды

Олег Коптелов
Осеннее серое небо затянуто тучами. Время от времени ветер приносит капли дождя и сыплет на поверхность воды жёлтые берёзовые листья. Ночная температура воздуха опустилась до десяти градусов.
Понемногу остывает вода в реках и озёрах, и наступает жор щуки! И если кто то думает, что лето прошло, сентябрь вступил в свои права, и рыбалке конец, то глубоко ошибается. Для нас, любителей спиннинга,
наступает самый сезон! Зубастый хищник не любит жару, щуке нравится прохладная вода. Частые дожди обогащают водоёмы кислородом, и в преддверии суровой зимы щука активно питается. В это время её не нужно искать на глубине. Щука кормится на мелководье, вблизи желтеющего камыша или в густых зарослях водной растительности у берега. Там, где много малька.

Бросаю якорь в тёмную торфяную воду. Кто как называет такие водоёмы. Кому то нравится слово карьеры, кто то скажет — чеки, некоторые обзовут жабовником или болотом. Мы называем это место более романтично — фиорды. Чтобы доплыть до большого зеркала нужно преодолеть несколько каналов, найдя в них нужную узенькую протоку. Щука здесь не большая, местные мужики хвастались о самом большом здешним трофеем весом в два с половиной килограмма. В нашем улове обычно мелкие щучки весом от 500 до 900 грамм. Таких называют травянками. Вот именно за ними мы и приехали этим прохладным сентябрьским утром.

Сегодня я обновил свою небольшую одноместную лодку, купленную ещё в начале весны. Уж как только не называли эту лодку мои друзья Олег и Иван. Сидя в своей большой двухместной лодке они откровенно смеялись, вернее ржали как кони. И щука то меня утащит на дно вместе с такой лодкой. И крутить меня будет на воде от малейшего дуновения ветра и даже от заброса спиннинга. По воде звук передаётся хорошо.

Да его первая же волна захлестнёт — слышу я голоса друзей.
На Волгу его ( то есть меня )в этом хлопунце не возьмём! - гогочут они.

Хлопунец или хлопунок — это маленький утёнок, который ещё не умеет летать. Он хлопает своими крылышками по воде, а взлететь не может.  Они опять ржут! Я не обижаюсь. Я и сам часто подкалываю их при случае.

Тактика ловли простая. Иду вдоль берега и с расстояния 20 — 30 метров делаю забросы, стараясь положить блесну как можно ближе к камышу или нависшим над водой веткам кустарника. Обкидываю берег веером, потом снимаюсь с якоря и  перемещаюсь дальше. Так учил меня Олег. Не все забросы удачны. Далеко бросать я научился, а вот бросать блесну метко получается не всегда. Часто мешает ветер, иногда слепит ниоткуда вдруг взявшееся солнце. Блесна взлетает как сигнальная ракета. Вроде кинул далеко, а упала у самой лодки. Плетёная леска сильно парусит, да и опыта у меня маловато.

Делаю очередной заброс. Удачно! Блесна — вертушка плюхнулась в воду в аккурат у нужной травинки. Кручу катушку, делая не слишком быструю проводку. Почти у самой лодки, когда уже хотел просто поднять блесну, поклёвка! Дёрг! Дёрг! Дёрг! Это окунь! Именно так клюёт полосатый разбойник. Вытаскиваю, как мы говорим, нано-окуня. Но ни чего, от нуля я уже ушёл. Первая рыбка поймана! Обгоняю друзей и снова забрасываю блесну. А мой кораблик оказывается быстрый и ловкий. Управляется легко, замечательно скользит по воде и маневрирует. Очень мелко, слева и справа из воды торчат остатки больших пней. Две неглубокие заводи. Поверхность воды словно мёртвая. Тина и опавшая листва на воде, а чуть ниже  густой ковёр из элодеи. В таком месте сто процентов должна быть щука! Блесна  почти поверхностная,  идёт не глубоко. 

Заброс и неудача. Зацеп! Делаю всё, как учил меня Олег и легко снимаюсь с зацепа. Всё замечательно. Но рыбу здесь я уже расшугал. Рыба напугана и вряд ли соблазнится моей железной приманкой. Всё равно делаю заброс, что бы не думалось. Блесна скользит в метрах двадцати от меня. Бум! Бах! Словно небольшой взрыв на поверхности воды! Вода бурлит, вода ожила! Небольшой щурёнок грамм четыреста делает свечку! Выпрыгивает сантиметров на 30 — 40 из воды, мотает головой, трясёт в полёте своей зубастой пастью, стараясь освободиться от крючка. Подтягиваю его к лодке. Главное не давать слабину! И тут зачем то я стал думать. А хорошо ли зацепился щурёнок? Рука потянулась к подсачнику.  А я снова думаю. А нужен ли подсачник? Может просто поднять рыбину через невысокий борт лодки? И пока я пару секунд думал, зубастый сделал небольшую свечку и ушёл, успев посмотреть на меня хитро-злобным взглядом! Мол, ещё встретимся и я тебе ужо припомню. Да что же это такое!  - буквально закричал я. И добавил много нехороших слов, писать которые я не буду.

Поверхность воды успокоилась. Снова на этом же месте забрасываю блесну.  Блесна прошла метров пять и очередной взрыв брызг! И опять неудача! Теперь щука промахнулась!  Я не почувствовал ни удара, ни тяжести на конце спиннинга. Что же так не везёт мне сегодня? Тороплюсь, забрасываю и зацеп! Прямо слов нет! Плыву, шугаю рыбу, отцепляюсь. Может крючки от постоянных зацепов затупились? В первый раз щупак соскочил с крючка, во второй раз он даже не зацепился. Маневрирую между торчащими из воды корягами, плыву ко второй, точно такой же заводи. Целюсь, забрасываю. Не успела блесна коснуться воды, как снова удар и взрыв брызг! И снова промах! Не мой, а щуки. Может у меня блесна не правильная? Повторяю бросок в то же место. Есть! Тёмная, торфяная щучка грамм на 500 делает свечку. Извивается при этом как змея и смотрит на меня недобро! Кручу катушку не думая. Вернее стараюсь не думать.

 А в голове снова:ну его, этот подсачник, так перекину щучку через борт лодки. Не давать слабину, не делать паузу! Всего делов то — поднять щучку на 30 см из воды.
 Поднимаю рыбину у самого борта и всё! В хоккее в таких случаях вратаря меняют! Щука уплыла. . . Два промаха щуки и два схода у самой лодки.

Что ж ты делаешь? У нас ни одной поклёвки, а ты рыбу ловишь и отпускаешь! - раздаётся за моей спиной. Друзья уже не ржут, они злятся и обсуждают мои действия.
Да как у него вообще там клюёт? Он же там несколько раз от зацепа избавлялся, он на своём хлопунце всю рыбу перешугал! Вёслами по воде стучит, шумит, бурлит, с рыбой ругается и там же ловит!

Вроде и с юмором говорят, а вроде и нет. У них тишина, а у меня клюёт, а вытащить не могу!
Пытаюсь рассказать товарищам, что и как было. Но они оказывается всё видели и слышали. Немудрено. Я бываю очень ругачий.

Олег с Иваном отплывают на середину водоёма. Там несколько островков травы, коряг и пней нет, зацепов будет меньше, а щука должна быть крупнее. Чувствуется, что они туда надолго. Правильно. Если у них здесь у берега не клюёт , то нужно искать щуку в другом месте, на глубине. А я отцепляю неудачливую на сегодня блесну и на её место цепляю на карабинчик поппер.

Поппер — это поверхностная приманка, пластиковая рыбка, которая булькает при проводке, пускает пузыри и брызги. Ещё в машине я сказал друзьям, что попытаюсь ловить на эту новую приманку. Товарищи сказали, что на поппер нужно ловить летом в жару, когда нет ветра и ряби на воде. А сейчас уже осень и поппер бесполезен. Но таких попперов у меня великое множество. Попперы, воблеры, крэнки. Надо хотя бы проверить как они ведут себя на воде. Отплываю метров на пятьдесят от неудачного места. Рассматриваю поппер. Муха не сидела! Ещё в магазинной упаковке.
Красивый, зелёный, тяжёлый.  Крючки острые-преострые. Господи помоги! Может хоть с новой насадкой мне повезёт? Забрасываю по ветру. Летит далеко! Делаю проводку так, как я видел на видео в интернете.

Бульк! Бульк! Брызг! Брызг! Даже настроение улучшилось. Поппер смешно плывет по воде, брызгаясь и булькая. Иногда у него появляется какая то своя игра и он плывет выделывая разные зигзаги и кренделя.
Господи, помоги мне поймать большую щуку — шепчу я и крещусь.

Так. Что там ещё было на видео? Нужно твичить и делать паузы. Делаю пару движений кончиком спиннинга и брызг становится больше. Хорошая приманка! Мне понравилась. Сейчас попробую потестить другую.
Достаю очки, открываю коробочку с воблерами. Чуть подтягиваю поппер.

И вдруг... От неожиданности я не то, что бы растерялся, я испугался! Мой красивый зелёный поппер, который уже прошёл половину расстояния до лодки, вдруг исчез в урагане брызг, всплесков, шума и волн! Кто то большой заворочался там, где только что был мой поппер! Стряхиваю с себя секундное оцепенение и подсекаю! Есть! Спиннинг в дугу!

Щука идёт прямо на меня под лодку. Леска режет водную гладь. Под водой хищник совершает всевозможные броски и зигзаги. Господи, только не свечку! Аккуратно вывожу щуку на поверхность и захватываю её в сетку подсачника! Аааааа! Есть! Поймал! Один тройник в пасти щуки сидит намертво, другой крючок крепко держит щуку под нижней челюстью. А вот стальной поводок весь погнут. Могла и сойти вместе с поппреом! Слава тебе, Господи!  Хорошая щука! Как говорят уважительно местные — съедобная. Сантиметров 60 в длину,  для фиордов это хороший трофей! А какая поклёвка! Какая борьба!  Ай да я! Ай да поппер! Первая проводка и сразу щука!  Про эти попперы пишут, что щука часто промахивается из-за того что цель находится не в толще воды, а на поверхности. Мне очень повезло.
Я поймал большую щуку! На поппер! — кричу друзьям.

Бережно кладу поппер в коробочку и цепляю другой, поменьше размером. Через три четыре заброса кто то мелкий промахнулся по нему у самой лодки, но меня это уже не расстраивает. Плыву туда где поглубже, поближе к друзьям. Ставлю снова неудачливую блесну и продолжаю ловить. И как не странно, поклёвки не заставляют себя ждать. Через пару часов в моём садке, отдельно от трофейной щуки, сидят пять щурят грамм по 500 и крупный окунь. Встречаюсь с друзьями перед выходом на берег. Довольный показываю им щуку.

Да в ней наверное килограмма два  заявляют мне друзья, полтора точно есть! А у нас ноль у обоих! Только что вдвоём поймали щурёнка, а щурёнок не будь дураком выплюнул блесну, нашёл в подсачнике непонятно откуда взявшуюся дыру и уплыл! - рассказывают друзья.

Плохой день, плохой клёв
Почему плохой? — удивляюсь я
Да тебе просто повезло разок — смеются мои товарищи и добавляют — дуракам везёт
Позвольте! - теперь уже улыбаюсь я. И достаю садок.
У меня кроме этой щуки ещё рыба есть!

Что тут началось! Они грозились закидать меня тяжёлыми блёснами, обещали проколоть мне мою любимую лодочку! Уже на берегу когда я упаковывал лодку, я слышал шёпот о смачном пенделе, который отправит меня на середину фиордов! А потом в машине, когда я с безумными глазами в очередной пятый или шестой раз рассказывал о поклёвке на поппер, друзья стали обсуждать между собой где лучше меня высадить без еды, воды и спичек! И мне волей неволей приходилось молчать. Правда время от времени я, сидя на заднем сиденье автомобиля тоненьким писклявым голоском пел весёлую песенку, которая состояла лишь из нескольких ля-ля-ля, ля-ля-ля.
Просто у меня был хороший учитель -  говорил я друзьям и снова пел ля-ля-ля, ля-ля-ля.

Друзья переглядывались и грозились больше не брать меня на рыбалку! Я конечно понимал, что это шутка, но шутка какая то подозрительная. Потом я говорил, что знаю причину их неудачи.
Вы же профи! Вы два плюса! А два плюса в одной лодке дали один большой минус!
Пытался задобрить их рыбой — не взяли!
Вот так прошла наша очередная рыбалка! Я сижу за столом, улыбаюсь. Вспоминаю эпизоды и пишу.

И жду телефонного звонка от Олега. Я уверен, что он позвонит и как всегда спросит
Ну как? Ты готов в воскресенье на фиорды?
А мои новые и непонятно куда девшиеся очки, носит теперь какая нибудь старая и матёрая щука!
Ну и пусть! Не в очках же счастье.