Клюквенный морс

Олег Черняк
   Светлана Сергеевна жила в чудом сохранившемся местечке неподалёку от Ростова Великого. Каждый год в начале октября, закончив сбор урожая и накрутив неимоверное количество банок с разносолами, она, оставив на мужа нехитрое хозяйство, уезжала в город к сыну, чтобы отдохнуть от работы на огороде и побродить с невесткой по магазинам. Везла она и гостинцы: пару трёхлитровых банок собранной в болотистых лесах свежей, отборной клюквы.
Бабушкиного приезда ждали не только сын, невестка и десятилетняя Алинка. Её ждал похожий на хитрого лисёнка, игривый шпиц Скай, и на то у него были веские причины: Скай любил бабушкину клюкву. Как-то раз, когда Светлана Сергеевна готовила клюквенный морс, несколько ягод скатились со стола. Проскальзывая лапками по полу, шпиц рванулся к ним, понюхал, подцепил одну языком и, закинув в рот, начал быстро жевать. Потом покрутил мордочкой, громко чихнул и принялся за остальные.

Светлана Сергеевна с интересом смотрела на Ская, который, усевшись на полу, призывно буравил её чёрными глазками.
— Ещё хочешь? — спросила она.
Скай тихонько гавкнул, подбежал к бабушке, упёрся в её ноги передними лапами и, поскуливая, начал быстро перебирать ими, цепляясь за полу халата маленькими коготками.
— Смотри, смотри! — закричала Алинка. — Он даже не поморщился, когда эту кислятину ел! Дай мне немного ягодок, я его дрессировать буду.
С тех пор и Алинка подросла, и Скай поумнел, но при запахе свежей клюквы приходил в полный восторг. За ягодку он был готов выполнять любые команды: ложился, садился, кружился раскрученным волчком и подавал голос. А за ложку клюквенного морса мог подолгу стоять на задних лапах и в задумчивости завывать печальную мелодию.

Но не любую клюкву предпочитал Скай. Он был настоящим ценителем и любил только отборную, которую привозила бабушка. Сколько раз ему подсовывали ягоду, купленную на рынке, но шпиц, повозив её лапой по полу, презрительно фыркал и уходил в сторону. А уж морс, сваренный кем-то другим, и на дух не принимал: чихал, недовольно крутил мордой и ожесточённо тявкал.
— Вот не верили вы мне, — сказала Светлана Сергеевна, — а лучшая клюква растёт только у нашей деревни! И нет таких мест больше. Собака не дура, её не проведёшь!
— Да верим мы тебе, — Алинка обняла бабушку. — И морс у тебя самый лучший. Сколько мы с девчонками в кафешках ни пробовали, такого нигде нет.
Погода тоже радовалась приезду Светланы Сергеевны. Пасмурные дни с надоевшим накрапывающим дождиком закончились. Тёплый ветер разогнал остатки туч, и по-летнему встрепенулось солнце. Утром Алинка вышла гулять с собакой, а Светлана Сергеевна принялась за блины. За шумом скворчащей сковороды она едва услышала, как на кухню влетела внучка.
— Бабушка! — сквозь слёзы закричала она. — Скай потерялся! Он без поводка был.
— Буди родителей! — скомандовала Светлана Сергеевна, скинула фартук и побежала на улицу.
— Вы не видели тут шпица, маленького, рыжего? — кидалась она от одного прохожего к другому.

Но все только разводили руками. Да и спрашивать было особо не у кого: раннее утро, выходной день, — и бабушка вернулась домой.
Собравшись за столом на кухне, решили так: папа с мамой обходят дворы соседних домов, Алинка пишет и распечатывает на принтере объявления, а бабушка помогает разрезать их, чтобы каждый мог оторвать клочок с номером телефона.
Девочка прислушивалась к каждому шороху, доносящемуся из подъезда, глаза её покраснели, веки набухли. Она постоянно шмыгала носом и вытирала слёзы.
— Это я виновата! — всхлипывала Алинка. — Надо было на поводке его вести. Он эту стаю собак увидел, и как рванул за ними! Я кричу: Скай, Скай! А он даже не оглянулся. Бабушка, они теперь разорвут его?! Он же такой маленький!
— Найдётся твой Скай, — успокаивала Светлана Сергеевна. — Он умный. Глядишь, нагуляется и сам придёт.
Родители вернулись через пару часов. Алинка с надеждой посмотрела на них, но папа растерянно развёл руками.
— Сейчас позавтракаем, и пойдём объявления клеить, — предложил он.
— Я не буду есть! — решительно заявила дочка. — Я сейчас пойду!
— Алина! Ты одна не пойдёшь, — ответил папа. — Не хватало нам потом тебя разыскивать по всему городу!
— Папа!
— Нет! — отрезал отец.
— Дорогие, не надо спорить, — вмешалась Светлана Сергеевна. — Вы завтракайте, а мы с Алиночкой пойдём, чтобы время не упустить. Объявления наклеим, вернёмся и перекусим, а вы ешьте блинчики, пока горячие. Я варенье клубничное открыла, сметанку на стол поставила.

Полдня бабушка с внучкой бродили по близлежащим улицам. Когда объявления заканчивались, они возвращались, распечатывали новые и снова шли расклеивать.
Алинка плакала. Светлана Сергеевна пыталась отвлечь её разговорами. Девочка на секунду успокаивалась, но крупные слёзы вновь и вновь катились по щекам.
— Ну где ты, Скай? Миленький, пожалуйста, вернись! — бормотала она.
Но ни в одном дворе шпица не было, да и телефон молчал.
Домой они вернулись только к обеду.
— Мы сделали всё, что могли. Теперь остаётся только ждать, — вздохнул папа. — А это самое тяжёлое.
— Бабушка, давай поедим и ещё поищем! — попросила Алинка.
— Конечно, чуть-чуть отдохнём и пойдём, — согласилась Светлана Сергеевна.

День подходил к концу. Предвечернее солнце медленно пряталось за домами, нехотя уступая место сумеркам.
Светлана Сергеевна и Алинка сидели на лавочке у дома. Девочка, уткнувшись в бабушкино плечо, всхлипывала, а Светлана Сергеевна, приобняв её, молча гладила по голове.
— И что у нас стряслось? — около них остановился пожилой мужчина. Он выжидающе облокотился на трость, словно приготовился к долгому разговору. — Что вызвало такие страдания у столь юной леди?
Светлана Сергеевна тяжело вздохнула, ей было не до шуток.
— Собачка у нас потерялась. Шпиц рыженький. С утра ищем, но, увы… Умчался с бродячими собаками!
— Так, понятно. А какие ещё приметы имеются?
— Да вроде никаких.
— Есть! — Алинка подняла глаза на мужчину. Ошейник чёрный и глаза добрые.
— А я, по-моему, видел вашу собаку недавно. В арке, у кафе «Аппетит».
— Где?! — встрепенулась Светлана Сергеевна.
— Кафе «Аппетит». Тут недалеко, на Соборной площади. Кажется, Соборная площадь, дом два. Отсюда минут десять ходьбы.
— Я знаю, где это, бабушка! — закричала Алинка и поднялась с лавочки. — Побежали!
— Спасибо вам огромное! — на ходу поблагодарила соседа Светлана Сергеевна и поспешила за бегущей впереди внучкой.

У входа в кафе, под навесом, за столиками сидели посетители. Сквозь гул голосов доносилось негромкое тявканье. Скай метался от стола к столу, вглядываясь в лица людей. Иногда он останавливался, задирал морду вверх и настороженно принюхивался, выискивая знакомый запах.
— Скай! — закричала Алинка. — Скай!
Шпиц замер, оглянулся, и тут же с визгом бросился к хозяйке. Девочка подхватила его и прижала к себе. Скай лизал ей лицо и пытался вырваться, чтобы успеть лизнуть и Светлану Сергеевну. Его пушистый хвост ходил ходуном.
— Всё, больше не могу! — сказала бабушка и плюхнулась на стул. — Давай посидим, у меня сейчас сердце выскочит, да и родителям надо позвонить.
Алинка, не выпуская из рук собаку, села за стол.
К ним подошёл молодой, улыбающийся официант и протянул меню.
— Нет-нет, — отмахнулась Светлана Сергеевна, — нам только попить.
— Конечно! — улыбнулся паренёк. — Вода? Сок? Клюквенный морс? Кстати, он у нас самый вкусный в городе!
— Да? Вот так прямо, самый вкусный? — Светлана Сергеевна приподняла брови. — Сомневаюсь, но давайте попробуем. Принесите нам, пожалуйста, два стакана и блюдечко.
— Зачем блюдечко? — шёпотом спросила Алинка.
— Для нашего эксперта! — подмигнула бабушка и посмотрела на Ская.
Через несколько минут официант поставил на стол запотевшие стаканы с морсом. Алинка сделала два больших глотка и улыбнулась.
— Вкуснятина! — с восторгом произнесла она.
— Осторожно, он же холодный! Горло заболит, — спохватилась бабушка, попробовав напиток.
— Похоже, из наших мест клюква, — задумавшись сказала она, причмокнула и сделала ещё один глоток. — Действительно прекрасно! Замечательный кисло-сладкий вкус, освежающая терпкость и никакого привкуса воды.
Светлана Сергеевна взяла блюдце, налила в него немного морса и подвинула Алинке.
— Дай Скаю попробовать.

Шпиц уже почувствовал аромат и тянул морду к столу. Добравшись до блюдца, он мгновенно вылизал его, призывно уставился на Светлану Сергеевну и требовательно гавкнул.
— Бабушка! — засмеялась Алинка. — Он всё выпил! Значит, морс настоящий!
— Да, — согласилась Светлана Сергеевна. — Собака не дура, её не проведёшь. В этом кафе действительно превосходный морс! Мне кажется, что они даже лучше меня его готовят.
Она допила напиток, позвала официанта и рассчиталась.
— Дайте, пожалуйста, жалобную книгу, хотим отзыв написать.
— Вам что-то не понравилось? — насторожился паренёк.
— Нет, что вы! — успокоила Светлана Сергеевна. — Наоборот, очень понравилось!
Когда книгу принесли, Светлана Сергеевна взяла ручку и написала:
«Большое спасибо, кафе «Аппетит»! Самый вкусный клюквенный морс в городе Ростове Великом только у вас! Спасибо! С уважением, Светлана Сергеевна, Алиночка и Скай».

Она поднялась из-за стола и сказала:
— Ну вот и всё, Алиночка! Пошли домой, а то скоро родители развесят по городу объявления: потерялась девочка с очень уставшей бабушкой.

18.12.2021