Проваливай

Сергей Езерский
Сказка
Найдёныш
Одним погожим весенним днём князь возвращался с охоты верхом. За поворотом лесной дороги, у самой её кромки, он увидел сидящего на траве мальчика лет приблизительно восьми, совершенно одинокого, в поношенной одежде явно ему не по размеру. Зрелище не могло не тронуть сердце доброго князя.
– Как тебя зовут, малыш?
– Проваливай, – ответил мальчик.
– Ты не очень вежлив, – покачал головой князь. Где твои родители и где твой дом?
– Своих родителей я не знаю и живу у чужих людей. Когда я пробую говорить с ними, то они мне обычно говорят: "Проваливай". Я так считаю, это и есть моё имя.
– Поедем со мной. В моём доме ты не услышишь грубых слов.
Князь посадил мальчика на круп своего коня и продолжил путь.
Прибыли в княжеский замок. Князь сказал встретившим его слугам:
– Позаботьтесь о мальчике. У него было трудное детство. Он остался без родителей, а там, где он жил, обижали его. Это привило ему некоторые вредные привычки. Мы постараемся сделать из него хорошего человека. Отныне его зовут Маттэо.
Слуги послушно закивали. Мальчика спешно увели чтобы помыть, приодеть и накормить. И с этих пор они старались сделать всё как велел князь. Мальчик рос смышлёным и добрым. Но до чего же несовершенна природа человеческая! В каждом человеке живёт частица зубоскальства, неуместного подначивания и если их не сдерживать, то эти качества прорываются наружу и тогда не обходится без насмешек по поводу внешности, привычек и происхождения, к кому бы это ни относилось. И потому порой, если этого не видел князь, иные называли мальчика не Маттэо, а Проваливай, посмеиваясь над его прошлым – есть человеческие пороки и слабости, которые остаются неискоренимы.

Прошли годы…
Возмужал Маттэо, превратился в сильного статного юношу.
Однажды старый князь позвал его к себе и сказал:
– Я доволен тобой. Много лет ты служил мне верой и правдой. Ты постиг науки и искусства. Мои подданные уважают тебя. Когда мы отправились на войну, ты не раз в бою спасал мне жизнь. Сейчас я стар и у меня нет детей.
Я хочу чтобы ты княжил в моих владениях после меня.
Я усыновлю тебя официально и ты станешь моим наследником.
Маттэо поклонился и сказал:
– Я никогда не предполагал, что Вы удостоите меня столь высокой чести. Даже не знаю, достоин ли я её. Я приму любую Вашу волю беспрекословно. Но я желаю Вам ещё долгих лет жизни.
Судьба распоряжается порой не считаясь с людскими чаяниями. Прошло несколько месяцев и старый князь умер.
Сразу налетела куча претендентов на богатое наследство, все со связями, деньгами, жадностью и наглостью. Про Маттэо никто и не вспоминал, без него судили-рядили, скандалили и договаривались.
Настал день оглашения завещания.
Все собрались в парадной зале замка.
Нотариус нацепил очки и стал зачитывать. И оказалось по этому завещанию, что всё княжество и княжеский титул отходят некоему внучатому племяннику князя, о котором раньше никто и не слыхивал. Всем же приближённым усопшего досталось имущество попроще, вроде старых телег, некоторого рабочего инструмента, одежды и посуды. Кому больше, кому меньше.
Дошла очередь и до Маттэо.
Нотариус прочитал такую княжескую волю:
– А Маттэо, по прозвищу Проваливай, я оставляю старую кобылу по кличке Туда-Тебе-и-Дорога.
Новоявленный князь тут же поспешил распорядиться:
– Всю прислугу я увольняю. Каждый может забрать полученную им долю наследства и завтра же утром всех вон из замка!
Слуги и соратники помолчали-поудивлялись последней воле умершего. Но делать нечего, стали собираться в дорогу.
Пошёл и Маттэо за своей клячей.
По пути он встретил юного пастушка, которого знал с младенчества и спросил:
– А тебе что досталось?
– А мне – уздечка.
– По крайней мере нетяжело будет унести. Вот и мне старая кляча, даже без сбруи. Странно как отблагодарил нас князь за многолетнюю верную службу ему.
– Можешь забрать уздечку если хочешь. К чему она мне?
Потом пастушок боязливо оглянулся и сказал шепотом:
– Это было ненастоящее завещание. Я случайно подслушал их разговор. Этот якобы наследник и его дружки подкупили кого нужно и устроили афёру с завещанием.
Слушай, что я расскажу. Несколько дней тому назад меня застала буря в поле. Я побежал и укрылся в беседке. Это самая дальняя беседка на краю сада. Я спрятался от дождя и ветра под скамейкой. Там я пережидал грозу и незаметно уснул. Когда уже стемнело, несколько человек зашло в беседку очень тихо, чуть ли не на ощупь. Я проснулся, но побоялся выйти из своего убежища. Они сначала озирались вокруг, но меня не заметили.
Потом завели разговор о том сколько они должны заплатить нотариусу, сколько остальным чиновникам чтобы подлинное завещание подменить на поддельное.
После этого стали спорить кого назначить главным наследником всего княжеского поместья, как продадут всё имущество и поделят деньги.
– Я предполагал нечто подобное. Не мог добрый князь с нами так обойтись. И, кроме того, он всегда запрещал обращаться ко мне по прозвищу.
– Я ещё припоминаю, что один экземпляр настоящего завещания они не нашли.
– Оно в сейфе. А сейф скрыт в стене княжеского кабинета. Нужно нажать на определённые кирпичи в стене возле камина. Тогда часть стены отходит в сторону. Там и скрыт сейф. Но это теперь знают только я и дворецкий.
– Ключи они нашли. Но сейф – нет. А дворецкий внезапно умер вчера. Странно, он ведь ничем не болел.
– Вот почему всех из замка увольняют и отсылают. Они боятся, что кто-то осведомлённый откроет сейф и найдёт настоящее завещание, написанное собственноручно князем и скреплённые его собственной печатью. Печать, кстати, тоже в сейфе и достоверно подделать ни почерк, ни печать невозможно.
– Что мы теперь уже сможем сделать? Больше в княжеские покои нам не попасть. Доступ во все помещения замка теперь нам закрыт. А с утра и вовсе надо всем уйти и никогда не возвращаться.
– Да, управу на мошенников нам ни за что не найти. Чего стоят наши слова? А больше и предъявить нечего.
В тот же день встретился Маттэо с каждым, кто служил в замке. Все они надумали разбрестись по окрестным сёлам и городам в поисках крова и работы. Все деньги, что  ещё осталось у него, он раздал нуждающимся.
Настало утро и вышел Маттэо из замка, ведя под уздцы свою кобылу под насмешливое напутствие нового хозяина.
– Проваливай! Туда-тебе-и-дорога! Надеюсь вас больше не увижу!

Неожиданная встреча
Шёл по дороге Маттэо. Погожий день заливал светом окрестные поля и луга, рощи и прилепившиеся к большаку сельские домишки. Вдали равнина переходила в холмы и невысокие скалистые горы.
Ближе к полудню присел он за обочиной и невесело так сказал, обращаясь не то к себе, не то к своей чахлой кобыле:
– Вот она – насмешка судьбы. Оказался я в том же положении в каком меня нашёл князь много лет назад. Без крыши над головой. С пустыми карманами. С кличкой вместо имени. Да что теперь толку… – он безнадёжно махнул ладонью. – Если по всей стране правят зависть, злоба и стяжательство, то чего стоят наилучшие качества, которые нам прививали наши добрые учителя и наставники? Честность не способна прокормить голодного. Знания и умения не спасут от зимней стужи бездомного".
Кляча горестно заряжала, словно выражая сочувствие хозяину.
– Так пойдём куда-нибудь. Куда подальше от негостеприимных мест.
Весь оставшийся день шёл Маттэо пешком почти пустынной дорогой, изредка утоляя жажду ключевой водой из встречающихся источников. Сесть на субтильную лошадёнку не решался. Думал, тяжело ей будет снести даже небольшой груз. Однако уже затемно, вконец утомившись, сел на спину своего скакуна вцепившись за гриву.
Путь теперь лежал через густой лес, в котором уже умолкли дневные птицы. Свет полной луны еле пробивался сквозь облака, мрак обступал кругом так, что едва можно было угадать направление.
Внезапный свист прорезал ночь.
– Стой! Кто такой? Куда идёшь? Кошелек или жизнь?
Не испугался Маттэо и ответил как есть.
– Проваливай. Куда подальше. Туда-Тебе-и-Дорога.
– Да ты наглец к тому же!
Тени показались из-за кустов. Зажглись факела. Маттэо нехотя слез с кобылы. Его окружили вооружённые разбойники. Подходили с выражениями свирепой решительности на лицах, которая тут же сменялась на разочарование. Перед ними стоял бедно одетый субъект с жалкой лошаденкой, у которой ребра торчат – пересчитать можно.
– Мой кошелек вас не обрадует. – Маттэо бросил под ноги тощий кошель. – В нем едва ли найдется две-три медные монеты. И я один на этом свете, за меня вам не дадут выкупа. Мне самому моя жизнь не дорога. Не собираюсь я с вами сражаться. С утра я шёл пешком, ничего не ел и устал страшно. Иду сам не зная куда. Не зная найду ли где приют и пищу.
Постояли разбойники в раздумьи, даже с некоторым сочувствием, потом их главарь сказал:
– Как нам быть с тобой теперь? Пойдёшь с нами. Мы хоть тебя накормим и место для ночлега найдём.
Пошёл Маттэо за разбойниками. Неподалеку, в склоне горы, в пещере горел очаг. На вертеле над углями жарился крупный горный козёл. Уселись в кружок. Кобылку привязали на травянистой опушке неподалеку от входа.
Главарь завёл разговор с гостем.
– Ну, давай знакомиться. Плохого о нас не думай. Мы только богатеньким купцам да вельможам облегчаем карманы. А бедным людям и сами готовы помочь. Сами мы кто откуда, кто только чем ни занимался в прежней жизни. Вот бывший плотник, вот портной. Там крестьянин, потерявший свой земельный надел по произволу. Много несправедливости сейчас в нашем королевстве.
Настоящих профессионалов в нашем нынешнем промысле может двое наберётся – я, и ещё один медвежатник, никакие замки перед ним не устоят. А вот эти прежде были актёрами театра. Другие четверо в бродячем цирке выступали. Куда им было ещё деваться? Гастролировать,  давать представления по городам и сёлам? Так у простого народа денег нет. Как ни трудятся – едва на хлеб хватает. А перед холёными рожами богатеев изголяться тошно.
А теперь ты расскажи, кто ты и откуда, как в этих местах оказался.
Проговорили они почти до утра, подкрепляясь жареным мясом и вином.
Маттэо рассказал всё о себе, и про обманщиков тоже, про то, скольких безвинных сделали они несчастными.
– Вот теперь вы знаете всю мою историю...
Разбойники выслушали не перебивая, лишь изредка вставляя слова возмущения.
– Вот тут и призадумаешься кто в нашем государстве настоящие разбойники. – подытожил главарь задумчиво. – А теперь тебе, как погляжу, выспаться надо. Там – у стены – есть лежанка, козлиными шкурами застеленая. Отдохни. Поживёшь пока у нас. Завтра на охоту сходим на озеро. Диких гусей добудем… белых и чёрных. Потом опять в горы, диких козлов постреляем...
Прилёг Маттэо где ему сказали и сразу заснул.
Кивнул на него главарь и сказал своим подручным:
– Надо помочь человеку. Мы, по крайней мере, не утратили совесть… и наши профессиональные навыки.

Воля Господа и происки Дьявола
Поздним вечером возвращались в замок новоиспечённый князь и его два друга-подельника. Полная луна заливала магическим светом возделанные поля и небольшие рощи. Княжеский замок на холме стоял как игрушечный на фоне звёздного неба, его окна светились уютом.
– Ещё двадцать минут и будем на месте.
Но не было для них этих двадцати минут.
Раздался звук рассекаемого воздуха и все трое оказались выброшены из сёдел. Могучие чёрные фигуры возникли как ниоткуда. Высотою в два человеческих роста, с рогатыми головами, красными пылающими глазами, широкой грудью, мохнатые козлиные ноги заканчивались копытами, а хвосты, со стрелами на концах, извивались позади змеями.
Похолодело до дрожи в коленках у троих несчастных. Они лежали на земле не помышляя сопротивляться или сбежать. Чёрные трезубцы оказались приставлены к горлу каждого.
– Ты понял кто перед тобой? – громовым голосом сказал один выходец из Ада.
– По… понял… –  прошептал один, двое остальных слабо закивали.
Верёвочные петли затянулись на запястьях жертв. Когтистые лапы схватили каждого за шиворот и легко, как кукол, забросили поперёк седла.
Вместо замка оказались они в лесной чаще, у мшистых скал.
Ночь вступила в свои права, воссоздав величественные картины озарённого лунным светом горного пейзажа на фоне бескрайнего  звёздного неба.
Теперь трое пленников были уже привязаны к деревьям.
Один из демонов шагнул к скале и трижды постучал. Отверзлись тяжёлые двери и за ними дыхнул пламенем и серой адский огонь, сопровождаемый стонами грешников. Демон скрылся в преисподней. Дверь медленно закрылась заглушив звуки.
– Теперь вы поняли что вас ждёт.
Оставшиеся слуги Сатаны расправили чёрные крылья и величественно вознеслись к вершинам деревьев.
Трое обречённых остались одни, оцепенев от ужаса.
Так прошёл час, показавшийся им вечностью.
И тут раздалась музыка с небес. Перебирая струны на кифаре легко стал опускаться крылатый архангел в белоснежных одеждах.
Он устремил свой взгляд на грешников и произнёс:
– Скажите, несчастные, вознесли ли вы молитвы Господу нашему? Он ждёт слов вашего покаяния и участия. Готовы ли вы?
Один из обречённых адским мукам выдохнул со стоном:
– Спаси нас, если это возможно. Мы грешили, это верно, Но мы не хотим в адский котёл.
Все трое в молчаливой мольбе простёрли руки к посланнику небес.
– Что вы сделали чтобы заслужить прощение? Покайтесь в ваших грехах. Господь велик и милость его безгранична.
– Что мы можем теперь?
– Напишите собственноручно покаянные письма какой большой грех вы совершили в последние дни. Ибо за это ожидает вас расплата.
И тут же, при свете луны и мерцающего факела, все трое на листах бумаги написали о содеянном ими подлоге.

Волшебная сила искусства
– Я никогда так не смеялся, – сказал главарь шайки, всё ещё переполняемый эмоциями. – Смотрю ваше представление из-за кустов и зажимаю рот чтобы не расхохотаться.
Все молодцы, все отличились. И ты, наш портной, пошивший костюмы. И, конечно, вы, артисты, у меня просто нет слов...
Один из присутствующих хмыкнул вполне себе удовлетворённо.
– Мы польщены, конечно, хотя невлика премудрость – походить пару часов на ходулях в костюмах из козлиных шкур. На ярмарках мы целыми днями так людей развлекали.
– А циркачи! Так изобразить полёты!
Чувствуется класс в воздушной акробатике, – ну, а теперь, – хлопнул себя по коленям главарь артистических разбойников, – пойдём, порадуем нашего дорогого гостя...
...Маттэо сидел, ошарашенно разглядывая бумаги.
– Ничего не понимаю. Как вам удалось?
– Разве бывает нечто невозможное, что не по силам верным товарищам? Да, это подлинное завещание старого князя. И постановление об усыновлении. Наш мастер по замкам проник в кабинет замка и вскрыл сейф. Я же сказал, что для него нет невскрываемых замков.
А вот ещё три заявления тех самых жуликов, собственноручно ими написанные, и в которых они во всём сознаются.
– И это значит...
– Это значит что Вы, ваша светлость теперь князь!

Эпилог
Спустя пять дней в княжеский замок Маттэо вошёл как законный хозяин.
Первым делом он известил бывших слуг, что хочет их возвращения. И все они, разумеется, согласились вернуться. Особых благодарностей был удостоен пастушок, получивший новое хорошее жильё, одежду и отличного коня.
Вся шайка разбойников также была приглашена в первый же удобный день.
– Оставайтесь у меня, – сказал Маттэо. – В моём поместье найдётся место для каждого из вас.
– Благодарим, но только к чему нам это? – ответил главарь разбойников. – Просто устрой для нас хорошую пирушку, да дай немного денег в дорогу. Мы превыше всего ценим нашу свободу и вольный простор.
– Вы всё получите, друзья мои. Я же обещаю править так, чтобы ни одному из моих подданных не пришлось бедствовать. Больше никто, откуда бы он ни заявился, не сможет их притеснять.
– Тем более нам нужно уйти. Ещё много несправедливости в нашем королевстве. Нет для нас ничего приятнее чем видеть вороватого чинушу или титулованного жулика, трясущегося от страха за свою жизнь и свой кошёлек.
Своё слово князь сдержал. Его правление было справедливым. Он сумел защитить своих подданных и друзей от любой несправедливости.
А про благородных разбойников мало что известно. Только порой доходили неясные слухи, что в ближних и дальних землях то один, то другой богатый прохвост попадал в переплёт, а у обиженных людей внезапно находились заступники.