Логика в школе и в жизни

Николай Старорусский
Этим летом я обнаружил на даче тоненькую книжку в мягкой обложке: учебник логики  для средней школы, 1953 года. Содержание оказалось интересным; особенно запомнались подробно разобранные виды логических ошибок, - например, в дискуссиях.Я обнаружил, что далеко не только теперешним школьникам (им, пожалуй, и не осилить ), но и гораздо более серьезным диспутантам стоило бы ознакомиться.  Впрочем, и их слушателям тоже.

Пожалуй, самой распространное явление - подмена тезиса. Это когда оппонент опровергает не то, что утверждается. Например, один говорит, что некую проблему нельзя решить некоторым конкретным способом. Другой "возражает": как, Вы утверждаете, что проблемы нет, и приводит контрпримеры.  Об этой ошибке в учебнике говорится, как об основе демагогии.

Закон исключенного третьего - либо есть определенное событие\явление\предмет, либо его нет.  Однако в достаточно длинных сводках новостей СМИ нередко встречаются противоположные суждения об одном и том же, и оба автора или источника при этом не теряют  авторитетность.

Откуда же взялась эта наука (а также и психология) в школе?  Она вводилась Постановлением ЦК 1946 года.  Доводилось мне когда-то видеть и учебник психологии;  однако не знаю, везде ли удалось  найти  учителей, могущих ее преподавать.

А вот учительницу немецкого, которая в прошлом преподавада в школе и латынь, я еще застал. Этот язык ввели в тридцатые годы, когда после экспериментов двадцатых лет  и школы, и вузы возвращались к дореволюционным принципам преподавания. Применительно к школе - во многом к гимназическому, включая раздельное обучение мальчиков и девочек (при этом следует учесть, что в гимназиях училась лишь малая часть молодежи).

Не позже чем с четвертого класса (возможно, и раньше) проводились ежегодные экзамены в торжественной обстановке - скатерти, цветы, комиссии...

Обязательным и бесплатным было семилетнее образование. В старших классах надо было платить, - как помнится, двести рублей в год, можно и частями (в 1953 зарплат школьной нянечки-уборщицы составляла 300 рублей в месяц). Думаю, платность повышала ответственность учащихся - хотя бы перед родителями.

Реформы школы начались в 1954 летом, когда вдруг объявили о введении формы с гимнастеркой и фуражкой для мальчиков (у девочек коричневое платье с темным, а в праздники - белым передником сохранялась с доисториических времен) и одновременно - о смешении женских и мужских школ.  Смотря по адресу, каждый автоматически приписывался к той или иной школе; однако учителям удавалось - не знаю, всегда ли - обменивать лучших учеников на учениц или наоборот по принципу 1:1 (как пленных).

В 1956 году я сдавал после четвертого класса первые экзамены - по  арифметике и русскому точно. Помню их хорошо. Видимо, постановлением того же года их отменили во всех классах, кроме выпускных - после седьмого и после десятого.