Для чего ты куришь?

Латышев Владимир
 - Угощайтесь, Кирилл Валерьевич! - Сергей протянул своему спутнику пачку сигарет. - Это Житан, многозначительно произнёс он с французским прононсом, - Мне брат из Парижа блок привез. Крепкие, должны вам понравиться.

Кирилл Валерьевич, высокий представительный мужчина с аккуратной, клинышком подстриженной бородкой, слегка седеющей густой шевелюрой и мягким баритоном - вполне соответствовал своим многочисленным званиям и учёным степеням. Это, впрочем, совершенно не мешало ему быть душой давно сложившейся мужской компании, веселым балагуром и замечательным рассказчиком.

- Спасибо, Серёжа. Житан я когда-то уже курил. Без фильтра, правда, были «цыганочки», с черным табаком. И упаковка была мягкая. А эти уже другие...
Закончив с интересом рассматривать пачку, Кирилл Валерьевич вернул её хозяину.

- А курить я, Серёжа, уже неделю как бросил. Очень, знаешь ли, приятное теперь состояние - лёгкое и радостное, словно тяжёлый и неприятный груз сбросил.
Сергей сунул пачку в карман и быстро погасил недокуренную сигарету о край урны у входа в популярное кафе.

- Извините, Кирилл Валерьевич. Я не знал... Как же вы смогли? Вы же рассказывали, что уже лет тридцать с лишним курите. С таким стажем и за один день! Не представляю.

- Да нет, Сергей, за один день бы не получилось. Целая неделя у меня ушла... Ты как на счёт перекусить? Зайдём? А курить можешь спокойно, меня это совершенно не трогает.

Устроившись за столиком, очень кстати освободившемся в дальнем углу у окна, сделали заказ. Не обращая внимание на шумных соседей, обсуждавших невесёлую в последние годы судьбу «Спартака», Сергей продолжал выяснять секрет победы над вредной и всё более обременительной в последнее время привычкой.

- Ну, не томите, Кирилл Валерьевич! Как вам это удалось? … Хотя я, скорее всего, и так знаю ответ.

- И какой же?

- Думаю, это сила воли, которой у меня явно не хватает.

- Сила воли, способность управлять собой — отличные качества, с которыми, конечно, можно от любой привычки избавиться. Но даже в полной мере обладающий этими качествами человек, я думаю, должен будет приложить немалые усилия в борьбе с желанной и доступной сигаретой.
 
Кирилл Валерьевич помолчал немного, глядя Сергею в глаза, словно отыскивая в нём что-то новое, и заговорил уже немного другим, серьёзным и строгим голосом.

- Ты не можешь не помнить, Серёжа, что важнейшая типологическая особенность человека это его способность действовать и вообще жить, опираясь на цель, то есть через будущее. Цель же может быть как весьма отделенной, связанной со стремлением к некоему высокому идеалу, так и достаточно близкой, движение к которой я собираюсь как раз рассмотреть, отвечая на твой вопрос.

- Вы хотите сказать, что нужно чётко и жёстко поставить перед собой цель «бросить курить»? Но я и так это делаю! Да только пока бесполезно...
Сергей, скорчил кислую физиономию, и, повернувшись к окну, умолк.

- Я совсем не это собирался тебе сказать. - Укоризненно заметил Кирилл Валерьевич. - И если ты не будешь спешить с выводами, а внимательно послушаешь, то наверняка поймёшь, какую ошибку совершаешь. Но прежде чем перейти к главному, я хочу задать тебе один вопрос. Скажи, пожалуйста, ты зачем куришь? С какой целью ты это делаешь?
 
Сергей смотрел на старшего товарища немного растеряно, явно не понимая, какого ответа тот от него ждёт.

- Что значит, с какой целью? Нет у меня здесь никакой специальной цели. Просто хочется... Привык потому что.

- Ну, а бросить курить ты собираешься с какой целью?
Сергей с некоторым уже раздражением снова глянул на Кирилла Валерьевича, но наткнувшись на добродушную и благожелательную улыбку, немного смутился.

- Да просто хочу избавиться от этой вредной во всех смыслах привычки!

- Знаешь, Серёжа, то что ты не можешь толком ответить на мой вопрос, было бы не так важно, если бы не говорило о том, что как и масса твоих собратьев, ты действуешь неверно.

Сергей с удивлением и интересом уставился на Кирилла Валерьевича, безуспешно пытаясь сообразить, о чём здесь можно вести речь, если дело не в силе воли.

- Видишь ли, «бросить курить» - это, я бы сказал, ложная цель. Уверен, что именно с этим связаны все знаменитые трудности.

В этот момент у стола появился официант с полным подносом и беседу пришлось прервать.
Принявшись за еду, Сергей с нетерпением ждал продолжения, а Кирилл Валерьевич не торопился, явно оставляя своему собеседнику возможность подумать над уже сказанным.

- Вот ты, когда выбирал и заказывал блюда и напитки, ты какую цель преследовал — голод побороть? И сейчас стараешься набить поплотнее желудок? Или у тебя всё же была другая, менее физиологическая цель?

- Да нет, конечно! - энергично возразил Сергей, - Стремился я, конечно, не к сытости, хотя есть уже хотелось... Вы хотите сказать, что дело не в насыщении пищей и преодолении голода, а в достижении того приятного эмоционально-психологического состояния, сам переход к которому, благодаря вкусу и внешнему виду пищи, уже доставляет удовольствие!

Кирилл Валерьевич, лукаво поглядывая на собеседника, продолжал с аппетитом поглощать тёплый салат.

- Ну вот, всё ты, оказывается, прекрасно понимаешь. Осталось рассказать, что делать с курением, если не сводить проблему к борьбе с самой этой пагубной привычкой.

Отложив вилку с ножом и прижав к губам салфетку, Сергей наморщил лоб и, подумав немного, заговорил.

- Насколько я понял, целью бросающего курить, моей целью, должна быть не победа на пагубной привычкой, а... прекрасное состояние человека, уже бросившего курить. Можно даже сказать, что целью в данном случае должен стать я сам, но уже не курящий.

- Ну что же, вполне приемлемо, - сообщил Кирилл Валерьевич, вытирая губы аккуратно сложенным носовым платком, - и осталось только достаточно живо воссоздать в сознании искомое радостное состояние и определить примерно день, когда оно, наконец, будет достигнуто. И так же живо стоило бы воспроизвести всю мерзость нынешнего состояния, которое все эти дни ты постоянно будешь поддерживать с помощью французских «цыганочек». И имей в виду, что работу с собой, о которой идет речь, нужно вести постоянно, сталкивая два состояния — прекрасное и желанное будущее с мерзким существующим. Особенно, когда ты закуриваешь каждую следующую сигарету.

Помню вечером, накануне памятного понедельника, когда я должен был стать некурящим человеком, я уже не смог затянуться - противно было. А когда проснулся утром, оказалось, что я уже некурящий человек, очень довольный этим своим состоянием. Да-да! И никакой утомительной борьбы со страшной привычкой ни в этот момент, ни в последующем.