Злые виноградари

Вадим Гарин
На фото: полотно художника Андрея Миронова* Притча о злых виноградарях (холст, масло, 90х 170 см. 2013г.)
На картине изображена группа виноградарей, сидящих за столом, коим является бочка с вином. В правом углу картины – сын хозяина виноградника (Иисус Христос). За ним мужчина с голым торсом. Он хоть и склонился лицемерно в поклоне, но не удосужился даже прикрыться из уважения к именитому гостю. За ним рабочий виноградника, боязливо скрывающий накидкой своё лицо. За ними трое: справа мужчина, считающий деньги за проданный виноград, а слева безразличный молодой мужчина, привалившись, дремлет на плече старика и сам старик со злобным лицом, науськивающий своих товарищей убить сына хозяина. На заднем плане самаритянка с чашей вина.

                Зачем,  скажет читатель, автор опять взялся за Евангелистскую тему? Ведь писал уже о притчах Иисуса Христа! (http://proza.ru/2016/02/21/1471)
 
                Ну, во-первых, притч много. Только в Евангелие их больше тридцати. Во-вторых, пишу исключительно из собственного интереса. Дело это не благодарное: трудов много - читателей нет.   А ещё и потому, что моя супруга, уже в который раз просит объяснить ей суть  этой притчи, хотя  смысл её лежит на поверхности.
                А малопонятны притчи нашим современникам, прежде всего потому, что читатели не ведают, зачем Он их произносит, кому они предназначены и не интересуются историей вопроса, не учитывают времени и социальной обстановки.
                Толкователей много. Отцы и видные деятели церкви по-разному объясняют использование Иисусом формы притч для своих проповедей, но мне кажется, что лучше всех отвечает на многочисленные «почему» сам Иисус, устами апостола Матфея (Мф.13:10-13):

                «И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? Он сказал им в ответ:
                - Для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет; потому говорю им притчами, что они, видя, не видят, и, слыша не слышат, и не разумеют»

                Что следует из объяснения? Кто такие эти «вам» и «им»? Кому объясняет Иисус?
                Конечно ученики – это «вам». Это ученикам дано знать тайны Царствия Небесного, а они в силу своей необразованности искренно не понимают смысла многих притч и не ведают, зачем Учитель так сложно изъясняется. Простые землепашцы, рыбаки, сборщики налогов, каменщики, плотники. Они просят Учителя объяснить им смысл сказанного. Он терпеливо растолковывает им на многих примерах (как в притче о сеятеле Мф 13:18-50.) и не единожды. После каждого разъяснения спрашивает учеников, поняли ли они Его? Наконец они отвечают: - «Так, Господи!» То есть поняли (Евангелие от МФ 13: 51). Но поняли не сразу, а только после четвёртого объяснения!

                Так зачем Иисус рассказывает своим ученикам такие сложные для их понимания притчи? А дело в том, что притчи слушали не только ученики, но и враги Иисуса: книжники и фарисеи, левиты и саддукеи**.
                Учение Христа, сформулированное в Нагорной проповеди, подрывало основы иудаизма. Именно поэтому Иисуса преследовали религиозные деятели Иудеи. Именно поэтому синедрион  - высший судебный орган в Древней Иудее (трибунал) и вынес смертный приговор строптивому проповеднику. Именно поэтому еврейский народ, имея возможность спасти его от жуткой казни – не спас, а освободил разбойника  Варавву.
                За Иисусом фарисеи устроили настоящую охоту. Им нужен был повод, чтобы схватить Его и судить. Они специально подсылали к Нему провокаторов, которые задавали «неудобные», скользкие вопросы во время Его проповедей, ожидая, что Иисус произнесёт крамольные слова. Именно поэтому он и говорил притчами, которые аллегорически передавали смысл проповеди, но были завуалированы таким образом, что прямой крамолы в его словах не присутствовало.
                Так о чём говорится в притче о злых виноградарях и кому предназначалась сия проповедь?
                Эта притча была произнесена незадолго до крестной смерти Господа Иисуса Христа в Иерусалимском храме и обращена была первосвященникам, фарисеям и старейшинам народа.
 
                Вошедший в храм Иисус выгнал всех продающих и покупающих в храме и опрокинул столы меновщиков (Мф. 21,12). Увидев это, первосвященники и книжники вознегодовали:
                -  Какою властью ты это делаешь? И кто тебе дал такую власть? (Мф: 21, 23), - закричали они.
                В ответ на обвинения Иисус ответил притчей о злых виноградарях (Мф. 21, 33 – 40):

                - «Был некий хозяин дома, который насадил виноградник, обнёс его оградою, выкопал в нём точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился.

                Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями.
                Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же.

                Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего.

                Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдём, убьём его и завладеем наследством его.
                И схватив его, вывели вон из виноградника и убили.

                Итак, когда придёт хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями»?

                Первосвященники и фарисеи поторопились ответить, что хозяин предаст злодеев смерти, а виноградник отдаст честным виноградарям. Но после слов Иисуса о краеугольном камне и предостережении, что отнимется от них Царство Божие, и дано будет народу, приносящему плоды,  поняли, кого имел в виду проповедник и попытались схватить его.

                Так что имел в виду Иисус Христос, рассказывая своим врагам эту притчу***?

                Большинство богословских толкователей  притчи считают хозяина дома, насадившего виноградник Богом, а сам виноградник еврейским народом, избранным Им для сохранения веры.**** Виноградник (т.е. народ)  хозяин (Бог) обнёс оградой – (Законом Божьим, то есть Торой) , который защищал евреев от влияния язычников и предохранял от уклонений жизненной нормы, заключая в себе в прообразах вероучение, религиозные постановления и обряды, которые должны были дать народу истинное содержание жизни.
                Далее Он выкопал точило и построил башню, которая служила жилищем сторожам, охранявшим виноградник. В притче под «башней» подразумевался Ерусалимский храм с праведными священниками, а точило в древней Иудее было местом, где получают сок (точило не от слова точить-затачивать инструменты, а от источать, точить — течь) - резервуар, высекался обычно в скале. Реже копали в грунте, в котором топтанием ногами из винограда выжимался сок. Такие «прессы» для получения вина строились по всей Палестине и остатки их еще встречаются доныне. Точило состояло обычно из двух емкостей (корыт) — верхнего, из которого сок перетекал в нижнее по узкому каналу.
                В притче под точилом подразумевался жертвенник, на котором проливалась кровь жертвенных животных, явившаяся прообразом искупительной крови Иисуса Христа.
                Под злыми виноградарями, которым хозяин (Бог) поручил возделывать виноград, Иисус подразумевал книжников, первосвященников, фарисеев, саддукеев. То есть  тем, кому и была адресована обличительная проповедь.

                Следующий вопрос: куда отлучился хозяин виноградника (Бог)?
                Богословы утверждают, что здесь имеется в виду долготерпение Бога. Он помогал еврейскому народу: с помощью Моисея - вывел его из Египетского плена, указал Землю Обетованную, а дальше терпеливо наблюдал, что происходит на земле. (Интересующимся религией творчески предлагаю своё собственное объяснение – размышление, куда мог удалиться Бог).*****
                Удалившись, Бог поручил руководство религиозной и нравственной жизнью народа духовным вождям (первосвященникам и священникам), которые по закону Божьему должны были взращивать в народе плоды жизни по Божиим заповедям. От них зависело благосостояние еврейского народа («виноградника»), и они несли ответственность перед Богом.
Но, управляя народом, (виноградари) духовные вожди не заботились о его духовном совершенствовании, преследуя личные, корыстные интересы.
                Итак, по сюжету притчи наступило время плодов – виноград созрел. То есть, по разумению Бога наступило время духовного осознания своей жизни, а виноградари вместо этого погрязли в нечестии и пороках. (Плоды в притче олицетворяют жизнь еврейского народа по воле Божьей).
                И вот тогда Бог посылает виноградарям своих слуг -  пророков, а иудейские пророки это не только прорицатели, но ещё и наставники, воспитатели, обличители несправедливости, нарушителей Священного писания. Причём это касалось как народа в целом, так и его правителей, царей. Они требуют от виноградарей плодов, то есть смирения и выполнения Законов Божьих, а те побивают их камнями, а некоторых и убивают.
                Тогда бог идёт на крайние меры, чтобы вразумить неблагодарных виноградарей: посылает им своего сына, как бы говоря: «Постыдятся сына моего» (Мф. 21:37). Тут совершенно ясно, что сын – это Иисус Христос, «наследник» Бога.
                Но и его вывели из виноградника и за пределами его убили. Это прямое пророчество Христа о том, что Его казнят за пределами Иерусалима, а также помимо желания бесхитростного народа.

                Окончив притчу, евангелист Матфей пишет, что Господь задал первосвященникам и членам синедриона такой вопрос: «Когда придёт хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?» – на что получил самый логический ответ: «Злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои» (Мф.;21:;40–41).
                Таким образом,  они сами вынесли себе приговор истории.


Примечания:
*А.Н. Миронов - родился в Рязани в 1975 году в семье участкового и сам стал полицейским. Художник самоучка пишет картины на библейские темы.
О картине Моронова можно прочесть:  biblesymbol.com  (https://commons.wikimedia.org/wiki/File:._..jpg)

**«Книжники» - догматические толкователи ветхозаветных законов. «Фарисеи» — члены древнеиудейской религиозной секты, отличавшиеся крайним фанатизмом и особым рвением в исполнении обрядов, соблюдении правил внешнего благочестия.
Саддукеи - малочисленная, но  самая приближенная партия к власти. Партия крупной еврейской аристократии. Применительно к Иудее и Иерусалиму того времени – это священническая аристократия. Со времен возвращения из плена (конец V в. до н.э.) и вплоть до прихода к власти царя Ирода (37-4 гг. до н.э.) первосвященник был не только главой Храма, но и светским владыкой Иерусалима и Иудеи.

***Притча о Злых виноградарях является развитием известной песни о винограднике пророка Исаии (Ис. 5: 1-7) написанной пророком в пятой книге. Она содержит в себе речь, обличающую беззаконья избранного народа и предвозвещающую ему за его греховную жизнь великие бедствия. Этой песней Иисус Христос воспользовался, как канвой, известной фарисеям и законникам.  Преемственность этой притчи практически полная, что говорит о том, что Он прекрасно знал Священное писание (Ветхий Завет)

**** Избранность еврейского народа. По тексту: «еврейский народом, избранным Им для сохранения веры». Тут необходимо пояснить, что  Священное писание или Ветхий Завет (так называют эту часть Библии христиане) проникнут идеей  богоизбранности еврейского народа, причём евреев избрал не только Бог, но и сам народ избрал себе Господа (Яхве), чтобы служить Ему. На евреев возложена Богом особая миссия: открыть своего Бога всему миру.
Необходимо напомнить читателю, что во времена рождения этой доктрины монотеизм (единобожие) евреи проповедовали раньше всех остальных народов, являвшихся в те времена язычниками.
 
*****Куда, почему и для чего удалился Бог? 
Мне кажется, что богословское объяснение «слишком земное и примитивное»: мол, «по-свойски» Бог помогал, помогал еврейскому народу, так как заключил с ним договор (Завет), да и решил просто понаблюдать…
На мой взгляд это наивное и откровенно слабое богословское объяснение.
Бог знает всё. И прошлое, настоящее и будущее. Он всемогущ! С этим спорить невозможно по определению. А раз так, то Он знал всё наперёд. Он просто не может не знать что либо! И бесцельных действий с Его стороны тоже не могло быть. Значит, для чего он «умыл руки»? И что значит удалился? Он по моему разумению не может никуда удалиться! На месте ли Он или нет, его всевидящее око постоянно присутствует в жизни людей, если не принимать во внимание теорию Ницше о смерти Бога.
Мне больше нравится версия богословов о представлении людям право выбора. Они имеют право жить праведной и послушной Богу жизнью или греховной. В Эденском раю человеку и его подруге были предоставлены смертность и бессмертие. Они выбрали первое и стали познавать добро и зло земной жизни и подчинятся законам эволюции. Тогда возникает следующий вопрос: значит, Господь специально создал человека таким образом, чтобы он мог проявлять самостоятельность в решениях вне воли Бога? То есть после кардинального выбора, который Он сам ему предоставил, Бог перестал пестовать людей? Он только наблюдает со стороны! То есть завел часы и они пошли самостоятельно. Все это опять очень походит теперь уже на духовный деизм, только теперь со стороны Самого Бога! Тогда совершенно справедлив мой тезис, который я всегда повторяю: «Бог в людские дела не вмешивается»! Если его принять за основу, можно объяснить многие мерзости и несправедливости мира! Так было и в случае со злыми виноградарями.

Притчу о злых виноградарях мы встречаем у первых трёх евангелистов (Мф.;21:;33–41; Мк.;12:;1–9; Лк.;20:;9–16).