Распределение. сценарий короткометражного фильма

Вадим Новак
ИНТ. КАБИНЕТ - ДЕНЬ.

Просторный кабинет без окон. Две двери. Плафоны на потолке излучают рассеянный свет. На столе антикварные бронзовые часы и такой же письменный прибор. Старые шкафы со старыми книгами. Богатое и уютное кресло хозяина кабинета - пустует. На стуле попроще сидит ПОСЕТИТЕЛЬ (около 60 лет, неуловимо неприятной наружности, в приличном костюме с галстуком). Он заметно нервничает: ерзает, вздыхает, вытирает платком пот, застегивает и расстегивает пуговицы на пиджаке. Часы бьют два раза и играют кусочек классической мелодии. Тут же открывается дверь, и входит ЧИНОВНИК (харизматичный мужчина в строгом мундире лет 50-ти).

ЧИНОВНИК
(дружелюбно)
Прошу прощения, что заставил ждать. Рутина засосала!

ПОСЕТИТЕЛЬ
(суетливо мямлит)
Да, нет… Я… Все в порядке!.. Я же понимаю - Вы один, а нас тут…

ЧИНОВНИК
Спасибо. Что понимаете.

Чиновник устало опускается в кресло, расстегивает мундир и  ослабляет узел галстука.

ЧИНОВНИК
Ну, что… Приступим?

ПОСЕТИТЕЛЬ
(неуверенно кивает)
Приступим.

Чиновник выдвигает ящик стола и достает красивую кожаную папку. Не спеша ее раскрывает, перебирает несколько бумаг, находит нужную.

ЧИНОВНИК
(читает)
Ситник Игорь Николаевич.

ПОСЕТИТЕЛЬ
Ситник. Совершенно верно! Ситник Игорь Николаевич.

ЧИНОВНИК
1967-го года рождения.
ПОСЕТИТЕЛЬ
(кивает)
67-го. 19-го июня 1967-го.

Чиновник закрывает папку и внимательно смотрит на Посетителя.

ЧИНОВНИК
Ну, что, Игорь Николаевич… Давайте прям с главного и начнем.

Чиновник выдерживает долгую паузу.

ПОСЕТИТЕЛЬ
(неуверенно)
Давайте. Я слушаю.

ЧИНОВНИК
Вы когда-нибудь совершали преступления?

ПОСЕТИТЕЛЬ
(кивает на папку)
Так… У вас же там все записано.

ЧИНОВНИК
Ну-у-у… Да! Все зафиксировано. Но меня интересует Ваша собственная оценка. Как Вы считаете, какие-то Ваши действия можно квалифицировать как преступления?

ПОСЕТИТЕЛЬ
За всю жизнь?

ЧИНОВНИК
Конечно. Это же Ваша жизнь.

ПОСЕТИТЕЛЬ
(мямлит)
Ну-у-у… Как сказать… Как говорится, к ответственности не привлекался.

ЧИНОВНИК
(строго)
Не привлекался - это не критерий. Чикатило вон всю жизнь не привлекался! Других вместо него привлекали! А он ходил… Жизни радовался! В полной душевной гармонии!

Чиновник шумно вздыхает и, слегка наклонил голову,  пристально смотрит Посетителю в глаза.

ЧИНОВНИК
Игорь Николаевич! Сами… Как на духу… Совершали или не совершали?

Посетитель волнуется, вытирает мятым платком лицо и шею.

ПОСЕТИТЕЛЬ
Понимаете… Тут еще… Терминологию надо уточнить. Чтоб мы были… Как бы… В одной системе координат.

ЧИНОВНИК
(кисло ухмыляется)
Игорь Николаич! Ну, вот честное слово - сами портите о себе впечатление. Простой вопрос: совершали - не совершали. А Вы юлите, как рецидивист на допросе!

ПОСЕТИТЕЛЬ
(эмоционально)
Я не юлю! Я! Причем тут? Юлю! Надо же, чтоб все  точно было! От этого ведь мое будущее зависит! Правильно?

ЧИНОВНИК
(снисходительно)
Ладно, давайте уточним…  Координаты.

ПОСЕТИТЕЛЬ
(воодушевленно)
Ну, вот смотрите! К примеру, мне пять лет. И я взял без спроса… Ну, скажем, шоколадку. Чужую шоколадку! Это преступление? Формально да - кража! Но разве можно судить ребенка за такой поступок? Сделать внушение, объяснить, что брать чужое нехорошо - конечно! Да! Но судить!..
ЧИНОВНИК
Ну, хорошо! Пропустим детский период.

Чиновник снова раскрывает папку, достает какие-то бумаги и просматривает.

ЧИНОВНИК
Начнем с 18-ти лет. Или даже с 20-ти.

ПОСЕТИТЕЛЬ
Хорошо! Допустим, мне 18 лет. Меня призывают в армию. А я симулирую психическое расстройство, получаю справку 7-Б и белый билет. Это преступление? С одной стороны - да! Но с другой стороны - у меня пожилые и не совсем здоровые родители. И бросить их на два года… Вот это, скорей, преступление! И это еще не все! Есть же еще там всякие конфликты! Вооруженные! Ради каких-то… Я даже не знаю… Каких-то там геополитических побед!.. До которых мне вообще нет дела!

ЧИНОВНИК
(перебивает)
Стоп, стоп, стоп! Игорь Николаич! Дорогой Вы мой! Мы же не Уголовный Кодекс обсуждаем! А нравственный закон внутри нас! Помните? Как говорил старик Кант?

ПОСЕТИТЕЛЬ
(уверенно)
Ну, конечно! А как же! Звездное небо над головой и нравственный закон внутри.

ЧИНОВНИК
Именно! Вот Вам координаты! Нравственный закон! У Вас внутри есть нравственный закон?

Посетитель открывает рот, чтобы ответить, но потом закрывает и задумывается.
ЧИНОВНИК
(поднимает брови)
Что? какие-то сомнения?

ПОСЕТИТЕЛЬ
Да нет… Ну-у-у… Закон-то есть… Внутри… Но он… Как бы это сказать?..

Посетитель крутит в воздухе растопыренными пальцами.

ЧИНОВНИК
(подсказывает)
Неоднозначный? Гибкий?

ПОСЕТИТЕЛЬ
Точно! Гибкий! Это же не догма. Да, существуют определенные принципы! Да, есть какие-то ориентиры! Но…

Часы слегка щелкают и выдают мелодичное «дзынь-бом». Чиновник выразительно смотрит на циферблат и еще более выразительно на Посетителя.

ЧИНОВНИК
Игорь Николаич! Давайте уже закругляться! Что Вам говорят Ваши принципы? Вы преступали нравственный закон?

ПОСЕТИТЕЛЬ
Можно еще один пример? Последний! Честное слово!

ЧИНОВНИК
(устало кивает)
Последний!

Чиновник достает из стола какой-то бланк, и заполняет, поглядывая на Посетителя.

ПОСЕТИТЕЛЬ
Ну, вот представьте, живет человек… Мужчина… Ему уже за тридцать… У него жена, ребенок… Теща… Все, как полагается. И вот этот мужчина встречает другую женщину. И не то, чтоб там была какая-то любовь… Страсть… Ну, возраст уже немножечко не тот. Для страсти. А женщина эта - она даже чуть его старше. Ну, этого мужчины. Но они понимают друг друга. Абсолютно понимают! Как будто у них мозги общие. И у этой женщины есть еще некоторые возможности. Ну, там деньги, связи… Понимаете?

ЧИНОВНИК
(отрывается от бланка)
То есть Вы бросили жену с ребенком?

ПОСЕТИТЕЛЬ
Я не бросил! Я поступил порядочно! И цивилизованно! Я все объяснил. Мы развелись. Без всяких скандалов. Я выплачивал алименты. И не только алименты! Помогал и деньгами, и всеми своими возможностями! Мы с Толиком в Гурзуф ездили. Ему морские ванны врач прописал. У Толика все время бронхиты были, и нам сказали, морской воздух, солнце, вода - это надо обязательно.

ЧИНОВНИК
В общем, я так понял, никаких преступлений Вы не совершали, и совесть Ваша чиста.

Чиновник достает из стола большую круглую печать и показательно на нее дышит.

ПОСЕТИТЕЛЬ
(уверенно мотает головой)
Не совершал. Совесть чиста!

ЧИНОВНИК
(улыбается)
Ну, и ладненько.

Чиновник ставит печать на заполненный бланк.

ПОСЕТИТЕЛЬ
(облегченно)
Все?

ЧИНОВНИК
(протягивает бланк)
Все! Теперь в самый конец коридора. 19-й кабинет.

Посетитель встает, берет бумагу и идет к двери.

ЧИНОВНИК
Игорь Николаич! Не туда!
(показывает на другую дверь)
Сюда!

ПОСЕТИТЕЛЬ
Извините!

Посетитель меняет курс, но заглядывает в бланк и останавливается.

ПОСЕТИТЕЛЬ
(растерянно)
Подождите! Тут у вас… Я не совсем понял… Меня куда?. В Ад или в Рай?

ЧИНОВНИК
(встает и подходит к двери)
Конечно в Ад! А куда ж еще?!

ПОСЕТИТЕЛЬ
(сипло)
Но почему?! За что?

ЧИНОВНИК
(весело)
Потому что Вы - мудак!
(выглядывает в коридор)
Следующий!

Конец.