Мамин дневник ч. 1

Наталья Ромодина
ИСТОРИЯ СЕМЬИ – ИСТОРИЯ НАРОДА

В качестве эпиграфа – синквейн.

Дневник.
Мамин, эмоциональный.
Мечтала, переживала, размышляла.
Подготовка к экзаменам и школьная дружба, радость Победы и ночь после выпуска, семья и родной город.
Связь поколений.

Разбирая домашние архивы, я неожиданно отыскала мамин дневник. Она никогда мне о нём не говорила. Я понимаю: иначе я бы выпрашивала его почитать. А она, очевидно по своим причинам, не хотела мне его давать.

Небольшая самодельная тетрадочка, записанная довольно разборчивым маминым почерком. Нет, не детским. Дневник ученицы 10-го, выпускного класса в 1945-м победном году.

Что меня поразило, когда я его читала?
Прежде всего, конечно, возможность заглянуть вглубь истории, глазами очевидца увидеть последние месяцы войны.
 
Хотя юная Рита жила в глубоком тылу (в Великом Устюге Вологодской области), война врывается на первые же страницы дневника с именами двоюродных братьев девушки: Бори и Володи. Они ушли на фронт, воевали под Ленинградом. Восемнадцатилетний Боря пропал без вести в зимой 1941-42 гг. Скорее всего, на Невском пятачке. Володя погиб при прорыве блокады Ленинграда под Синявином в январе 1943 г., ему шёл 23-й год. Но сестрёнка надеется, что он придёт домой, и пишет ему стихи, хотя и детские, но искренние.

Дорогой братишка,
Шлю привет тебе я
И разбить фашистов
Желаю поскорее.

Я лежу на печке –
Физику учу.
И вот эти строчки
Я тебе строчу.

Мне тепло, уютно.
Лампа светит, мышь скребёт.
Где-то ты, наш воин?
Нет письма четвёртый год…

И представляет себе, как Володя вернётся домой:

В этот вечер весенний, в тот радостный час!
Так я и знала, домой ты вернёшься,
И за баян свой любимый возьмёшься.
Снова польётся песня твоя,
Снова мы вместе, мы снова друзья!

Но пришла Победа и принесла не только радость, но и осознание непоправимого горя: погибшие никогда не вернутся домой. День 9 мая описывается в дневнике на следующий день, 10-го. Я думаю, подробности этого замечательного дня остались у мамы в памяти благодаря дневнику.

«Вчера, когда я ещё спала, прибегает мама из учительской и орёт: "Девки, вставайте, ведь война кончилась!!!" Я ещё спросонья заорала: "Ура!" И сама не знаю, что стала делать, только помню, что подушки вверх полетели, а Лидка [двоюродная сестра] вскочила с постели, сразу оделась, а потом говорит: "Чего? - Ура!"».

А вечером одноклассники и учителя собрались в школе, пели, разговаривали, был вечер «В шесть часов вечера после войны».

«Только один человек из нашего класса в это время плакал, – пишет автор дневника, – это В. Скрипов. Ему пришла награда за отца  – Орден Отечественной войны; отца убили – они и расстраиваются».

В остальном это обычный дневник школьницы. Много написано об уроках – что надо их учить, а неохота, лучше почитать.

Рита много читала: Л.Н. Толстого «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресенье», «Казаки». Жорж Занд «Консуэло», «Непокорённые» Б.Горбатова. Много научно-фантастических романов: «Прыжок в ничто», «Голова профессора Доуэля», «Человек, который не спит» Беляева и «Красная звезда» Богданова. В. Скотт «Приключение Нигеля», Кронин «Замок Броуди», «Бруски» Панфёрова, «Детство» Горького, «Ромео и Джульетту» Шекспира (кстати, трагедия ей не понравилась). «Вчера читала Тургенева, прочла «Первая любовь», «Дворянское гнездо» и «Ася». Понравилось, ничего. Только одна и отрада – это книги».

Книга о выборе жизненного пути «Разговор по душам» Е. Кононенко вызвала у неё размышления о том, кем быть. Робко и неуверенно пишет о профессии учителя: эта мечта кажется слишком далёкой. Лучше о другом:

«…Мне ещё хочется быть писателем, киноартисткой… лётчиком, железнодорожником, капитаном дальнего (пусть и ближнего, всё равно) плавания, командиром или комиссаром Красной Армии, (это смешно, я ведь – девчонка!), шофером, трактористкой, чумазым каким-нибудь токарем или, может, даже инженером, хоть кем, – только работать честно, хорошо, по-стахановски».

И забавно это читать – и в то же время стремление приносить Родине пользу своим трудом вызывает уважение .

Страх перед экзаменами, подробности, как сдавали, какой билет достался, – всё это обычные мысли выпускницы, в этом волнении узнала я и себя. Интересно, что Ритина мама точно предсказала ей номер билета, который достанется на математике. У моей бабушки бывали некоторые озарения.

Поразительно интересно читать о дружбе, о чувствах, отношениях между одноклассниками. Невольно ловлю себя на мысли, что ребята ещё не знали того, что знаю теперь о них я: как сложатся их жизни, кем они станут, что школьную дружбу они пронесут через всю жизнь!

Ближайшая подруга Риты – Натуся: девушки готовы даже ночевать друг у друга. Иногда это получалось, но мамы отпускали не каждый раз. Но, если уж ночевали вместе, подружки болтали допоздна, лёжа «головой к пианино». С Натусей хотела дружить Светлана, а Рита частенько ревновала. «Обидно, как будто я её "домашняя" подруга, а в школе ей не хочется даже разговаривать со мной и прочее», – переживает Рита.
В дневнике описывается смешной случай, когда одноклассник задирался к Натусе, и та его в ответ «нахлопала» и кинула в него «помелом», а Володя Скрипов узнал, что произошло, и заявил, что «он бы не стерпел». Рите стало интересно: как это бы он не стерпел?

«В драку бы полез?.. А что бы он сделал? Чем думать, надо попробовать треснуть, и тогда увидим, как он будет реагировать, т.е. что это такое, его "нестерпел"». Прямо не верится, что речь идёт о восемнадцатилетних юношах и девушках!

Любопытный факт: в Устюге в 1945 году пятерых десятиклассников из 23 (на весь город) не допустили до выпускных испытаний! Ещё более удивительно, что среди недопущенных оказался сын работника городского аппарата просвещения! Мама говорила, что на уроках парень мастерски подсказывал. Ничего, сдал экзамены на следующий год, поступил в институт в Ленинграде, там и остался жить.

И вот экзамены позади. Позади страхи, переживания, оценки получены: по математике пятёрки, за сочинение и по литературе, истории четвёрки, а физика, химия и немецкий – тройки.

Дневник заканчивается взволнованным прощанием с одноклассниками, с учителями, которых Рита благодарит!

«Я кончила 10 классов. Впереди – жизнь. Сколько дверей предо мною! Но которую открыть? Куда войти? Не знаю. Не знаю, что ждёт меня впереди?!
Настроение немного приподнятое, торжественное, но мне страшно, чего-то, интересно, что будущем? Мне весело, но и немного грустно, ведь придётся расстаться с милой школой, в которой прошли мои ученические годы. Помню, пришла я в эту школу маленькой пионеркой, училась, росла – и вот я уже кончила школу…
Жаль расставаться с друзьями – мы ведь так хорошо жили, так дружно, если конечно не считать мелких ссор и "драк"».

Очень эмоциональны и откровенны мысленные обращения к учителям.
«Прощайте, дорогая наша Лидия Ивановна. Вы много труда положили на нас, для того, чтобы мы сдали, учили нас думать, «Во всём догадка нам нужна» – а её развивает математика».

«Екатерина Зосимовна! … Да, я сознаюсь – была довольно вертоголовая, взбалмошная девчонка, уроки учить не хотела, увлекалась книгами, марками, вы часто на уроке заставляли меня убрать постороннюю книгу, и я, конечно, на всё сердилась. Но я вас не боялась! Нет! Но уж вы простите, что так мы вели себя на уроках. Вот в 10-м классе ведь мы все уроки выхохатывали – ну вы понимаете, что когда нельзя смеяться, тогда и смешно бывает. Но не знаю, уж, благодаря вам или ей самой – я так полюбила литературу… Вы знаете, ведь я хочу поступать на литературный».

Моя мама была более общительная, чем я, она всегда объединяла людей, была лидером. И многие люди, упоминавшиеся в дневнике, всю жизнь были с ней на связи: переписывались, встречались, перезванивались, собирались у нас дома.

В целом, из дневника встаёт образ девушки, очень напоминающий меня – упрямой, своевольной, любящей книги, стремящейся к дружбе, бесхитростной и прямодушной. С другой стороны, в некоторых строчках очень узнаются особенности моей мамы. Значит, такой она и была с самого детства.

Это не первый её дневник из сохранившихся. Остались некоторые отрывки из записей от 1942-44 годов, а также последовало продолжение этого дневника. О том, как проходил выпускной, как ждали вызовов на вступительные экзамены, о поступлении, о знакомстве с Ленинградом, о первых впечатлениях от студенческих будней и т.п.

Поэтому я решила пометить эту статью как "часть первую". Продолжение, наверное, следует.

Фотография - выпуск 1945 года из школы № 10 имени Герцена Великого Устюга.