Блок. Песенка. Прочтение

Виталий Литвин
       Песенка





                Она поет в печной трубе.
                Ее веселый голос тонок.
                Мгла опочила на тебе.
                За дверью плачет твой ребенок.

                Весна, весна! Как воздух пуст!
                Как вечер непомерно скуден!
                Вон – тощей вербы голый куст –
                Унылый призрак долгих буден.

                Вот вечер кутает окно
                Сплошными белыми тенями.
                Мое лицо освещено
                Твоими страшными глазами.

                Но не боюсь смотреть в упор,
                В душе – бездумность и беспечность!
                Там – вихрем разметен костер,
                Но искры улетели в вечность...

                Глаза горят, как две свечи,
                О чем она тоскует звонко?
                Поймем. Не то пронзят ребенка
                Безумных глаз твоих мечи.
                9 апреля 1905   





     – «Она поет в печной трубе. // Ее веселый голос тонок.// Мгла опочила на тебе. // За дверью плачет твой ребенок. – «Она» – песенка, а «твой ребенок» – ребенок уже героини стихотворения.

А.А. Блок. «Полное собрании сочинений и писем в двадцати томах. Другие редакции и варианты»:

«

                «…Багровый отблеск [на груди]
                Еще страшней на платье красном…"

»

     "Красное платье" – оно из недавнего стихотворения «Повесть»:

                «…Были как виденья неживой столицы –

                …И – нежданно резко – раздались проклятья,
                Будто рассекая полосу дождя:
                С головой открытой – кто-то в красном платье
                Поднимал на воздух малое дитя…
                Январь 1905»

     То есть здесь – всё то же инфернальное отражение земного Санкт-Петербурга.   Прошло три месяца, а красотка в красном за очередным окошком «занавешенном сетью мокрой пыли», за «шторами и пунцовыми цветочками» творит очередное безумие со своим ребенком. Да не три – больше. Вот стихотворение из предыдущей книги «Разные стихотворения», за полгода до того:

                «В голубой далекой спаленке
                Твой ребенок опочил.
                Тихо вылез карлик маленький
                И часы остановил.

                Всё, как было. Только странная
                Воцарилась тишина…
                4 октября 1905»

     Из Примечаний к тому стихотворению в  «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах»  А.А. Блока:
«
     В воспоминаниях о Блоке В.П. Веригина  приводит свою беседу с поэтом (состоявшуюся на вечере театра В.Ф. Коммиссаржевской 14 октября 1906 г.): «Разговор зашел о стихотворении "В голубой далекой спаленке твой ребенок опочил ... " Я спросила: "Ребенок умер?" – и получила ответ: "Мать его задушила". Помню, что у меня вырвалось: "Не может быть! Тут нет убийства!" Александр Александрович улыбнулся и сказал: "Ну, просто умер, можно и так". Несомненно, что в данном случае какое-то происшествие из газет попало в мир блоковской поэзии и было выражено таким образом.»
»

     Нет, упомянутое  происшествие не из газет… В том Питере всё такое же – и фонарь, и аптека, и даже театр:

                «В высь изверженные дымы
                Застилали свет зари.
                Был театр окутан мглою.
                Ждали новой пантомимы,
                Над вечернею толпою
                Зажигались фонари…
                25 сентября 1904 »

 …но вряд ли Блок там тратил время на чтение местной прессы.

*
Даниил Андреев. «Роза Мира». «Падение вестника»:
     «…Сперва — двумя-тремя стихотворениями, скорее описательными, а потом всё настойчивее и полновластней, от цикла к циклу, вторгается в его творчество великий город. Это город Медного Всадника и Растреллиевых колонн, портовых окраин с пахнущими морем переулками, белых ночей над зеркалами исполинской реки, — но это уже не просто Петербург, не только Петербург. Это — тот трансфизический слой под великим городом Энрофа, где в простёртой руке Петра может плясать по ночам факельное пламя; где сам Пётр или какой-то его двойник может властвовать в некие минуты над перекрёстками лунных улиц, скликая тысячи безликих и безымянных к соитию и наслаждению; где сфинкс «с выщербленным ликом» — уже не каменное изваяние из далёкого Египта, а царственная химера, сотканная из эфирной мглы... Ещё немного — цепи фонарей станут мутно-синими, и не громада Исаакия, а громада в виде тёмной усечённой пирамиды — жертвенник-дворец-капище — выступит из мутной лунной тьмы. Это — Петербург нездешний, невидимый телесными очами, но увиденный и исхоженный им: не в поэтических вдохновениях и не в ночных путешествиях по островам и набережным вместе с женщиной, в которую сегодня влюблен, — но в те ночи, когда он спал глубочайшим сном, а кто-то водил его по урочищам, пустырям, расщелинам и вьюжным мостам инфра-Петербурга.»