Сюжет советских фильмов и другие особенности

Василий Пономарев-Полянский
Отвечая на комментарии под постами на "Яндекс-дзене", я заметил две особенности советских фильмов.

Ну, во-первых, советские фильмы все депрессивные. Это мне сказали дети, и я с удивлением обнаружил, что это правда.

От ощущения какой-то неустроенности, печали (Служебный роман, Афоня, Берегись автомобиля, заметьте, это комедии!) до совершенно душераздирающих трагедий (Белый Бим — Чёрное Ухо, Друг (с Шакуровым, 1987), Калина красная, Мой друг Иван Лапшин, Чучело, Астенический синдром, и это без военных фильмов, без Иди и смотри и подобных).

Мне в комментариях написали: а как же "Я шагаю по Москве"?

А мне не нравится и этот фильм. Он тоже печальный. Он начинается с череды довольно неприятных конфликтов (жуткая и опасная толкучка при входе в вагон метро с зажатой дверями рукой пассажира — мне недавно так же зажало — и участием милиции, неприятный конфликт в самом вагоне, где почти до драки дошло, тревожный разговор с Виктором ("А где ж она была? Она же к вам пошла?" - Аня), потом парня ни с того ни с сего собака покусала (но с мальчиком, который в церковь не пошёл, смешно, да), тут же странный мужик (собаку на живодёрку, а хозяйку под суд — это смешно?), тут же выясняется, что в СССР 1960-х гг вполне есть классовое неравенство, хозяева и прислуга, и это всё в первые же 10 минут фильма (а дальше сцена в военкомате и т.д.). Неприятный фильм.

Единственная картина, которая не производит впечатление депрессивной — это Бриллиантовая рука. Вот её я могу смотреть с любого места. Второй такой не смог найти. Недавно стали смотреть её со старшим сыном. Он говорит: а почему музыка такая печальная? А я и не замечал! И вообще, ощущение динамики потерялось, кажется всё затянутым, наигранным.

Но мне нравится советское кино. Тот же Иван Лапшин. И Астенический синдром. И Господин оформитель. Но это потому, что у меня был соответствующий жизненный опыт. А детям это не нравится, и я понимаю, почему.



Во-вторых, есть сюжет, повторяющийся во многих фильмах.

Тот же Служебный роман. Пожилой недотёпа женится на молодой перспективной руководительнице.

Это же русская сказка. Иван-дурак женится на царевне.

А вот ещё. Москва слезам не верит. Пожилой бомж женится на молодой перспективной руководительнице.

Вы думаете, это совпадение?

А Мастер и Маргарита?

А Покровские ворота?

А Окно в Париж?

И современное российское кино: Метод.

Да и в западном кинематографе всё это есть. Последнее танго в Париже. Где совсем уж явный пожилой бомж. Интим. День сурка. Земля будущего.

Это архетипные сюжеты, ничего общего не имеющие с тем, что происходит в реальности (да: в реальной жизни ничего подобного не наблюдается, престарелые бомжи не женятся на молодых руководительницах).

Это ожидания зрителей.


Ну или мечты создателей фильмов.