На каток - пешком, а с катка - ползком

Алифтина Павловна Попова
   В железнодорожной школе № 108 раньше был каток, на котором я по приезду в Мариинск каталась вместе с дочерью на беговых коньках. Навыки катания приобрела ещё в школьные годы, когда училась в четвёртом классе, а позднее выступала в конькобежных соревнованиях, защищая честь Запсиба. На беговых коньках выделывала такие фигуры и здесь на школьном катке, даже ученики  спрашивали, не готовлюсь ли я к Олимпийским играм.

 Моя Светлана хотела научиться кататься, но коньков по её ноге не было. Однажды её мечта исполнилась. Иногда вспоминает о своих походах на школьный каток. Вот что она написала здесь об этом: «Мы с мамой жили восемь лет на Северном Кавказе. Затем  переехали в Сибирь, в город Мариинск. У неё был разряд по конькобежному спорту! Я всегда любовалась, как она классно катается, особенно, как она великолепно делала «восьмёрку» на беговых коньках. Все ученики всегда восхищались, а у меня такая гордость была за маму. Два раза в год она уезжала на сессию в Нальчик, так как училась там в университете. И вот, уезжая как-то на зимнюю сессию, строго мне наказала, чтобы ни в коем случае её коньки не брала, на каток не ходила.

Я осталась жить в это время у родственников, а её беговые коньки лежали в доме, где мы с ней жили. Они магнитом меня притягивали к себе. Нарушив её запрет, пошла однажды домой, надела их и отправилась на каток. Каток был при школе, минут пять ходьбы, но коньки на ногах болтались, потому что её размер 39 не совпадал с размером моей ноги. С трудом дошла  до катка и не помню, как я там каталась, потому что первый раз вышла на лёд. А сменную обувь я не взяла, а предстоял обратный путь.

Вечером рано темнеет. Ноги в ботинках замёрзли без шерстяных носок, идти уже не могла. И вот, ползу я на коленках по улице и вижу, как навстречу идёт мальчик-сосед. А я училась в четвёртом классе в тот год, он был на два года старше меня. Я на коленках ползу, встать не могу. Шестиклассник увидел меня, начал смеяться надо мной и обзывал по-всякому.

Я пытаюсь встать, а он толкает, и я падаю, я опять пытаюсь встать, он опять меня толкает в снег! Усыпанная снегом я приползла домой. Но вот мама вернулась домой  после сессии, то отругала меня, когда тётя рассказала ей о моих походах на школьный каток, потому что я украдкой брала коньки, в валенках ходила туда, наматывала на ноги тряпки, коньки не вихлялись уже. Свершилось чудо! Я устойчиво стояла на льду.

 Моё желание научиться кататься не прошло, поэтому она в школе взяла беговые коньки на прокат на весь зимний сезон, кстати, в советское время всё это было бесплатно – коньки и лыжи. Я быстро научилась хорошо держаться на беговых коньках и вскоре научилась выписывать на льду «восьмёрки» не хуже, чем это делала мама.
 
Когда я окончила школу, то уже превратилась в  «красотку», уехала работать в Томск. Там встретились с мальчиком-соседом. Таким красавцем стал! Предлагал мне встречаться, но у меня уже был свой парень».

Кроме хоккеистов приходили вечером дети покататься на коньках. Как-то вышел на лёд так же на беговых коньках физрук Иван Алексеевич Коржинский, прокатился несколько кругов по хоккейной площадке и ушёл к себе, в спортзал. Учительница черчения Янина Эдуардовна появилась с коньками в руках. Это она привела свою ученицу, Плотцину, чтобы та училась кататься на коньках. Когда приходили наши  хоккеисты на тренировку, все покидали лёд.

Раньше у ребят не было Интернета и смартфонов, поэтому в свободное время выходили на улицу. Бывало, как только лёд окрепнет на водоёмах, озёрах, реке, ребята катались на коньках, играли в хоккей, а в воскресные дни ходили на Арчекас покататься на лыжах. Мы со Светланой тоже там были. Лыжня проложена между берёз, были затяжные тягуны и крутые спуски. Покувыркались мы там с дочерью в снегу.

Прошли десятилетия. Однажды я решила вспомнить молодость. Отдыхала в санатории зимой, а там был залит небольшой каток. Взяла на прокат фигурные коньки, одела их и выкатилась на лёд. Не то. На беговых коньках есть простор движению. Покаталась, успокоилась. Всему – своё время, а годы молодости давно остались позади.

На фото автор.