Кулак

Игорь Квасов
               

            Мне с женой  очень повезло! Красивая, ловкая, работящая. За что ни возьмётся – всё у неё получается. Москвичка в третьем поколении. С высшим образованием. МГУКИ окончила. Специальность в наше время востребованная – менеджер. Директором музея в районном городе работала. Ни один праздник  без её участия не обходился. То она ведущая праздника, то режиссёр, то костюмы шьёт для выступающих, то что-то рисует для оформления сцены, то за прялкой сидит…
            Живём мы сейчас в маленьком подмосковном городке. Дача у нас есть. На огороде уж больно всё хорошо! Я теплицу сделал, несколько маленьких тепличек, несколько парничков. Жена выписала черенки малины, ежевики, смородины, сливы-вишни, вишни-черешни (жаль, что гусей-лебедей у нас пока нет), ягод разных насажала, капусты… Только капусты пять видов: капуста белокочанная, капуста краснокочанная, капуста цветная, брокколи, кольраби… Всё принимается, всё вырастает! Урожаи всегда очень хорошие!
            Тёща посмотрела-посмотрела на наш огород (у нас с ней участки рядом) и отдала нам свой. А с другого бока баба Люся огород свой бросила. А за ней – мужик какой-то тоже перестал у себя появляться. Всё  у них там заросло – бурьян сплошной, сушняк.  А в последнее время в наших местах пожары участились.
        Жена мне говорит:
            - Надо следить за брошенными участками. Вон, у них там заборы и сараи завалились – не дай бог опять пожар будет!
           В общем, у нас теперь четыре участка…
             Сломанные заборы и сараи я разобрал. Всю территорию сеткой рабицей огородил. Землю раскопал. Где не успел раскопать – траву кошу. Кошу ещё по всем низам. И по всей улице. А больше некому! Слева участок деда Саши. Ему  за семьдесят, детей-внуков нет, самому ему косить уже не по силам. Справа от нас Анастасия Макаровна, за ней – женщина с ребёнком-инвалидом, дальше – тоже женщина, одинокая… В самом начале – два участка заняли москвичи. Ну, эти ребята, косить, точно не будут. Они сюда приезжают только жрать и срать.
            Прокосил я в очередной раз по низам. Сел на скамейку  отдохнуть.
                Жена мне говорит:
            - Ты траву всю сгреби и сложи у нас на огороде в одном месте. А лучше сделай короб и складывай в него. Трава перегниёт, в следующем году прямо там кабачки посадим. Знаешь, как попрут?!
            - И откуда ты всё знаешь? – спрашиваю.
            - Как-то само знается… - пожала плечами жена. – Наверное, от предков? Гены!
            - А кто твои предки?
            - У отца в роду художники были. А мать из кулаков. Сами всё делали. И шили-мастерили, и выращивали овощи и фрукты, и скотину держали. Читал Чудакова «Ложится мгла на старые ступени»? Это как будто написано про мою бабку…
            Интересно, а я кулак?
            Мне с самого раннего детства ужасно не хотелось считаться  краснопузым. Хотя, по всему выходило, что я краснопузый. Родился в советском союзе, моя малая родина до сих пор считается «красным поясом». Но, самое ужасное – вся моя родня по отцу была краснопузая. Дед был колхозником. А отец – вообще председателем!!
               Вся отцова родня была пьющая. Когда отец стал председателем, то его родственники вообще потеряли всякий Божий страх! Пить стали ещё больше, самогон стали гнать без оглядки, продолжали воровать в колхозе всё подряд и без меры. Старшая отцовская  сестра дала установку: «Один раз живём. Хоть день, да наш!»  К настоящему времени все умерли. Кто просто обпился, кто утонул, кто на машине разбился… Осталась в живых одна только моя тётка, отцова старшая сестра. Ей сейчас за девяносто. Я раз в год её навещаю. Она рыдает.
              - За что мне всё это? – меня спрашивает. – Дядьёв похоронила, родителей похоронила, мужа похоронила, братьев похоронила, детей похоронила, внука похоронила, внучку похоронила. Сама живу, мучаюсь. Усё болит. Душа болит. За что мне всё это? За что?!
              За то! Жить надо было по Божьим заповедям. Время покаяться ещё есть. Не кается…
              А мой дед по матери родился ещё в девятнадцатом веке. Он был настоящий русский мужик. Пахал, сеял хлеб, содержал семью. Когда началась война (Первая Мировая), пошёл на войну. Присягу дал: за Веру, царя, Отечество. Тогда это были, не пустые слова… Революцию дед не принял. Царя  уже не было. Дед остался верен Отечеству и Вере. В колхоз вступать отказался. Но у него, всё равно, сразу отобрали корову. Потом сад. До самой смерти советская власть не переставала  деда щипать: то ягнёнка заберут, то ведро, то ремень какой-нибудь… Одиннадцать детей у деда было. Всех на ноги поставил! За глаза колхозники называли его кулаком…
             - Интересно, а   я кулак? – спросил я жену.
             - Кулак, кулак, - засмеялась жена. – Иди короб сбивай, да траву таскай. Да воды на завтра  начерпай. Завтра поливать придётся очень много. Вон, сушь стоит какая!
             Хотел ещё немного посидеть.  Но, сидеть некогда…

                Июль 2021г.