Причуды памяти

Полковник Чечель
     ВСТРЕЧАЕТСЯ ПОРОЮ ЧЕЛОВЕК...

Встречается порою человек
И вашу душу странно освещает,
Как та звезда, что, совершая бег,
Вам свет даёт, но вас не замечает.

От одного присутствия его
Встаёт мечта неясная о счастье.
Но он прошёл, не ведая того,
Что жизнь его и вам близка отчасти.


Так капитан, отняв бинокль от глаз,
Когда прощально гавань отзвучала,
Не думает о том, что битый час
Волной вздымает лодки у причала.

Так, направляя точный свой полёт
В лучах светил, расставленных, как вехи,
О том совсем не думает пилот,
Что в вашем телевизоре помехи.
                Константин Ваншенкин 

    Друзья,  ЦЕНЯ ВАШЕ ВРЕМЯ, ДАЮ ОКОНЧАНИЕ РАССКАЗА, на который наткнулся сегодня совершенно случайно, и который меня просто поразил самобытностью автора и необычностью ситуации, в которой он, точнее, она, оказалась.  КТО ЗАХОЧЕТ, НАЙДЁТ ЭТОТ ОПУС, ЧТОБЫ ПРОЧЕСТЬ ПОЛНОСТЬЮ  -   на прозе.ру …  А вообще скажу так. В своё время, в далёком 2009 году мы с моей Ириной, но тогда ещё не женой, попали в гости к знаменитому российскому путешественнику Виталию Сундакову. Пять дней, проведённых в его Славянском Кремле полностью изменили моё представление о том, где и как должны жить люди, чтобы считать эти условия НОРМАЛЬНЫМИ для себя.

     Сразу открою секрет, который тогда узнал от Виталия. Древние славяне никогда подолгу не жили в избах. Они жили в теремах. Причём, сначала они искали очень красивое на природе место, где бы они хотели умереть, а потом начинали строить там терем. В избы же переселялись лишь при угрозе нашествия какого-то врага. Победив его, опять возвращались из леса в свои хоромы. Притяжение  Славянского  Кремля Сундакова и обаяние его личности оказалось столь велико, что я старался каждый год приезжать к нему в гости, как и к Тимуру Апакидзе, впрочем.

     Но, когда на следующий год Ира была занята, и я приехал к Виталию один, за три дня  общения я вдруг понял, что глубина души, знаний и чего-то ещё, что не поддаётся описанию, таковы, что это просто «не по-государственному» не поделиться таким человеком.  И тогда я стал привозить в Славянский Кремль своих друзей: начал с  чемпиона Украины и серебряного призёра России по кои-каратэ (ножевой бой) Олега Соколова. Кстати, когда Сундаков увидел, что вытворяет с ножом Соколов,  тут же предложил Олегу поработать у него в Камбодже в «Школе Нагов» инструктором по рукопашному бою.

      Вторым привёз КВС А-320, 321, 350 «Аэрбас», пилота-инструктора Сергея Шевцева, авиационного инженера Галину Ацерову, своего правого лётчика, космонавта Юрия Лончакова, нашу подругу Надежду, своего младшего сына Васю в ущерб занятиям сорвал со школы, посчитав, что это важнее недели пропущенных уроков. Был эпизод, когда я отловил Голтиса после семинара в Москве и в пол 12-го ночи привёз экспромтом в Славянский Кремль Сундакова знакомить двух великих путешественников мира. Теперь оба учитывают мне этот факт «при разливе».

    И ещё кучу друзей, кто попадался под руку в момент старта к Виталию. Так вот, а почему я про него вспомнил? Потому что Сундаков является одним из основателей системы МЧС России, он же придумал предмет ОБЖД в программе средней школы. Т.е. является высочайшим специалистом по выживанию в экстремальных условиях дикой природы и города. А поскольку я тоже преподавал этот предмет на военной кафедре Николаевского университета им. В.О.Сухомлинского, то, когда мне попадаются книги или рассказы, подобные тому, что я прочёл сегодня у Тулпар Немшан, я сразу стараюсь такие знания довести до как можно большего количества народа. Итак:

     Рецензия на «Взорвётся памятью комета» (Тулпар Немшан)

Да, Тулпар, давно не читал такой сильный, самобытный рассказ. У меня даже дыхание остановилось, примеряя твою ситуацию на себя. К тому же в моей жизни тоже были подобные эпизоды... как-нибудь поделюсь - сейчас в условиях Севера тебе не до чтения чужой литературы...

С теплом и уважением, обнимаю, полковник Чечель.

Полковник Чечель   17.12.2021 19:23

     Дорогой, В.В!  Сейчас как раз появится время для чтения. Завтра обещают морозы и рыбалка, прогулки отменяются. Поэтому появится время почитать. Сейчас очень темно. И дома тоже особо ничего не делаю, так как банально пыль особо не видна. А вот взойдет в феврале солнце, и начнутся огородные и домашние дела, рыбалка, прогулки многокилометровые. А сейчас в морозы - каникулы для тела и работа для мозга.

     Рассказ же, дорогой, В. В., долго не решалась  публиковать, ибо тема не всем понятная. Неоднозначно трактуется. Если ещё и учесть, что мой рос метр пятьдесят и вес сорок восемь! Против семерых!

     И возраст - наивной молодости семнадцати с небольшим. Только воля уже закалена, и организм тренирован. А потом ведь у нас на горных работах работали бичи из городских теплотрасс и т.д. -  обычная геология севера, одним словом.
С уважением!
                Тулпар Немшан   17.12.2021 19:56

      Взорвётся памятью комета
Тулпар Немшан
        Фото автора.
        На фото:
Россия. Южный Урал 1978 год. На вершине Кленовых гор

……………….Спустившись с полотна железной дороги по тропке, на ощупь нахожу прорубь. Черпаю ледяную воду и медленно иду обратно по шпалам. Открываю дверь избушки.

Моя честная компания, заполнив её пространство, вальяжно развалилась на нарах, курит. На их лицах, какая-то странная, показавшаяся наглой, ухмылка. У некоторых подобие испуга и какого-то внутреннего страха. Смотрят на меня, как на видение с потустороннего мира.

Печь - потухла. Прохладно. Успело выстыть. Никто не удосужился в неё даже подкинуть дров. Это возмутило: ведь они всё же парни! И такое никогда не бывает в геологической студенческой среде. Понимаю, что – горожане! и ничего не умеют делать, совсем не приспособлены. Один из них, - самый симпатичный на лицо, и таковым себя явно мнит, как поняла давно: их «главарь», убирает изо рта сигарету, развалившись на нарах, с наглецой смотрит на меня и, протягивая слова, говорит:

- Мы решили тебя изнасиловать…

Все молчат, смотрят на меня. В их лицах вижу страх. На миг понимаю, что они не шутят. И действительно решили это. Они обсуждали между собой, пока я ходила к проруби за водой. На секунду увидела сразу их всех и черноту прокопченной избушки, и готовность к этому.

Их семь. Все выше меня. Я стою у двери с котелком в руке – одна. Полумрак избушки бросает тени, горит единственная, мною принесённая и зажжённая свеча. Вмиг, с головы до пят пронзает страх, лавиной вонзается в пол, растекается огнём по рукам. Меня осеняет, что никогда в силу своей наивности и доверчивости, не думала об опасности, не допускала даже мысли о плохом. Привыкла в студенческой среде быть всегда защищённой парнями. Воспринимала эту опеку, как данность.

В мгновение всплывает всё. Думаю: «Я стою в двери. Тропинку в пещеру знаю лишь я. Там – круглосуточно стоит плюс. Снег – по пояс. Они в ботинках. Я – в валенках и одета по - полевому. Спички, нож – при мне. Если рвануть в лес. Темнота вмиг скроет. И им меня не достать. До утра разведу костёр. Не смогу - спущусь в пещеру».

Но волна пронизывающего страха упирается в ручку холодного котелка с водой, который держу. Меня охватывает после жара холод. Думаю: «Я хотела напоить их чаем, но потухла печь. Теперь её не растопить. Кругом снег, а они – в ботинках. Ума хватит – вернутся по путям на вокзал».

И тут, резко! От ног в голову ударом вспыхивает возмущение, перешедшее во всеохватывающий гнев. Меня возмущает всё! – их наглость! Их пошлость! Их трусость. От страха не осталось и следа. Отчётливо, проговаривая каждое слово, говорю:

- Вы собираетесь меня насиловать?! – вы боитесь сходить на реку за водой. Вы не можете даже растопить печь! Не можете наколоть дров! Печь потухла! Растопить её нечем. Через час здесь будет мороз, как на улице!

И приказом:
- Сейчас вы встаёте! Одеваетесь! И мы уходим!

Поворачиваюсь. Резко открываю дверь настежь и, махом выплёскиваю воду из котелка в темноту. Захожу. Упаковываю рюкзак. Вскидываю на плечи рюкзак. Одним духом - резко! задуваю свечу. Не оглядываясь, ухожу.

Они, молча, ни произнося, ни слова, сползают с нар, одеваются и выходят следом - в ночь.

Я шагаю впереди. Они спешно, кто бегом, догоняют, боятся отстать. Мы вместе идём по шпалам. Нет ни намёка на страх. Нет и обиды. Но поднимается какая-то волна тепла. Их лица просветлели, даже появилась радость, успокоились. Они понуры – им стыдно. И не разговаривают даже между собой.

Мы идём по ночи. Сверкают звёзды. Их миллиарды. Словно небо - это решето из чёрного, а за ним – сияющий ослепительный дневной свет. Пахнет морозом, хвоей тайги, шпалами. По краям железнодорожного полотна стеной просматриваются тёмные силуэты высоченных елей. Они подходят, забирают рюкзак. Отдаю. Несут.

В маленьком уютном светлом, натопленном здании вокзала собираю деньги на билеты. Выгребают из карманов, непривычно суетясь, мелочь. Покупаю на всех. У кого не хватает, добавляют и бегом отдают мне. Ждём поезд. Они – сама дисциплина! Улыбаются. Подходят ко мне. Пытаются говорить, загладить вину.

Утро. Пять часов. Они беспрекословно мне подчиняются, став нормальными людьми – не шпаной.

Он -один, задумчиво курит на крыльце, смотрит в уходящую ночь. Светает. Полоска рассвета розовеет далеко – на линии горизонта, в открывающемся просторе долины. Вокзал- на возвышенности, а селение – далеко- далеко внизу.

- О чём он думает?.. Выхожу на крыльцо. Подхожу. Он не поворачивается. Стою рядом. Хочу сказать хоть слово. Чувствую: не стоит. Слова ни к чему. Просто, молча, стоим рядом и смотрим на рассвет. Я его прощаю. Вдали показался над лесом край красного солнца.

Не знаю, сколько им лет. Они много выше. Лучше одеты, чем я.

- Что нас связывает?!.. Почему пересеклись наши пути? Понимаю, что почти ровесники. – Кто младше, кто старше. Не знаю, - вернутся ли они теперь вновь?

***

Проходит время. Из них пришли не все. Спрашиваю, - где остальные?

Говорят, впервые называя по именам:

Сашку забрали в армию. Витька устроился на работу. Толик через неделю уходит в армию. Юрка поступил в техникум, будет буровиком. В горный институт ему не поступить. Он хотел стать геологом, как ТЫ, но не получилось.

Режет пО сердцу:

- Впервые они назвали меня просто на ТЫ.

- А - ОН?.. - молчат. Поняла, что в тюрьме.
- А вы?..
- Пока не знаем…

Они нервно курят сигарету за сигаретой. Молча гледят вдаль. В глаза мне по-прежнему не смотрят. Они пришли проститься со мной навсегда. Я уже замужем и уезжаю. Мы больше не увидимся никогда.

-Что вспоминают они?.. И вспоминают, ли? Где они сейчас? Как сложилась судьба?..

***
А я помню всё. Помню ночь, бесконечную звёздную ночь. Мерцающие миллиардами искр звёзды, запах снега и хвои. Ощущаю под ногами шпалы и бесконечность границ мира. Ощущаю то тепло, что объединило в итоге нас. Иногда со страхом думаю:

- Повезло, что на нашем пути не встали стражи порядка, не поковеркали наши души романтиков, ищущих свой путь, своё я в мире сомнений и познаний. – В мире, в который нас не впускают, в который мы и сами не хотели вторжения чужих.

Бродяжничество. - Где его корни? - В неутомимой жажде неведомого, которой невозможно противится? Она опускается к нам с глубин небес и по ночам влечёт в бесконечность миров. Мы всегда чего-то ждёте, но - чего? За эту тягу мы могли оказаться там, куда не проникает свет. Но нам просто повезло. Нас никто не остановил. И мы успели повзрослеть, не натворив бед. Нам никто не преградил путь, и мы благодарны за то судьбе.

Как-то, спустя многие годы, долго на небе висела комета. Люд, суеверно, боялся перемен к бедам. И они пришли. А у меня тогда, однажды в другой ночи, родились строки:

        Взорвётся памятью комета -
        Хвостатый призрак наших бед.
        И не осталось до рассвета
        Надежд, печалей и примет.

Проходят годы, а в памяти вновь и вновь вспыхивает его лицо. Он стоит на крыльце маленького уютного здания незнакомой таежной уральской станции. Он почти ровесник. Он смотрит куда-то вдаль и жадно курит. Пару часов назад по его инициативе семеро парней собирались меня изнасиловать. Но потом понуро плелись за мной по шпалам однопутки посреди глухой тайги и спящей ночи.

Уже светает. Пахнет лесом, снегом. Он смотрит в бледный рассвет и о чём-то непростом думает. Он никогда не улыбается и держится особняком – вожаком. Он делает вид, что не видит меня. Я тоже смотрю вдаль – на восходящее солнце. Молча, поворачиваюсь, и ухожу, оставляя его наедине – он не решается впустить в свой мир меня. Только – я уже там. И от этого не уйти. Меня - не вычеркнуть навсегда. Не закрыть глаз, словно всё – сон, видение. Я – есть!

Я не знаю их имен. Где они сейчас? Кто жив? Кого нет? И что связывало нас? Мне тогда едва перевалило семнадцать, потом - восемнадцать. Впереди - жизнь. Никогда не спрашивала их ни о чём, а они меня. Мы просто, молча, шли. Нас влекла ночь, полная звёзд.

     П.С. ВВЧ - Это я привёл лишь отрывок из окончания рассказа Тулпар, начало и середина не менее интересны. Главная цель размещения данного опуса, чтобы вы усвоили один из основных постулатов Школы Выживания Виталия Сундакова: "ПРЕДВИДЕТЬ ОПАСНОСТЬ, ПО ВОЗМОЖНОСТИ - ИЗБЕЖАТЬ, ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ - ДЕЙСТВОВАТЬ".

                http://proza.ru/2011/12/13/1659