Химические сказки

Михаил Ермоленко
/Сказки для детей/

Герои этих сказок живут в большом доме. В нём сто шесть комнат, и в каждой живут герои со своими именами.

Имена у них самые разные: среди них есть Гелий, есть Натрий, Железо и Свинец. Эти герои — химические элементы.

Кажется, какие истории могут случаться с химическими элементами?

Оказывается, могут, и самые различные. Элементы в сказках смеются и спорят, разговаривают и ссорятся, совсем как люди. У каждого элемента свои привычки, свой характер. Выглядят они как маленькие шарики, и нам трудно было бы по виду отличить их друг от друга, но сами они хорошо различают своих приятелей и друзей.

**************************************************
СКАЗКА О ТОМ, КАК ПОССОРИЛИСЬ ВОДОРОД С КИСЛОРОДОМ
ИЛИ ПОЧЕМУ У ВОДЫ ТАКАЯ ФОРМУЛА
**************************************************

Эта история случилась очень давно. Водород и Кислород были большими друзьями. Они всегда были вместе.

Но однажды поссорились. Сейчас даже трудно сказать, почему: то ли Водород в чём-то не согласился с Кислородом, то ли Кислород чем-то обидел Водорода, но поссорились они крепко.

— Как ты можешь даже стоять рядом со мной! — возмущался Кислород. У меня целых десять электронов! А у тебя?

А что мог ответить Водород, когда у него был всего один-единственный электрон, и сам Водород был самым маленьким в доме? И они разошлись в разные стороны.

Но следует знать, что Водород в соединении с Кислородом — это вода. Та самая вода, которую мы пьем, в которой купаемся. Когда Водород и Кислород поссорились, вода исчезла.

— Беда! — закричали люди. — Вода исчезла! Что делать?

Нет воды, люди погибают от жажды, засыхают растения, высыхают реки, земля превращается в пустыню.

Мудрый Свинец видел всё это и однажды решил вмешаться. Он собрал общее собрание элементов и обратился к бывшим друзьям:

— Ай-ай-ай! Как же вам не стыдно! Ведь вы вместе — вода, а вода нужна всем. Мир гибнет, а вам всё равно? Помиритесь немедленно!

Кислород опять заважничал и хотел отказаться, но все элементы так закричали на него, что он испугался. Он вздохнул и сказал:

— Ну ладно, Водород, давай опять дружить.

Водород был очень рад, но теперь он побаивался своего сердитого друга. Поэтому он позвал с собой товарища, и они стали дружить все вместе. Опять появилась вода, и теперь в ней на каждый атом Кислорода приходится по два атома Водорода. Или, как говорят химики, Аш-два-О.

*************************************
СКАЗКА О ТОМ, КАК ЭЛЕМЕНТЫ
ПОЗНАКОМИЛИСЬ С СОЛНЕЧНЫМ НЕЙТРОНОМ
*************************************

В стошестиквартирном доме шум, топот ног. Сонный Рубидий, не разобрав в чём дело, закричал:

— Что случилось? Пожар? Наводнение?

Кто-то крикнул ему:
 
— Ничего страшного! У Свинца сегодня гость.
— Кто? Новый элемент?
— Сам не знаю.

Когда элементы прибежали в комнату Свинца, они увидели, что там действительно сидит гость. Гость был совсем маленький, он едва доставал до носа Водороду.

— Ты кто? — спросила Ртуть.
— Я — Солнечный Нейтрон.
— Новый элемент?
— Нет, я просто Нейтрон.
— Ну и ну! А откуда ты взялся?
— Я прилетел с Солнца.
— Ты там живешь?
— Я раньше там жил. Там у нас тепло, даже жарко. Температура внутри около двух миллионов градусов.
— Ух ты! — ухнули элементы.
— А потом меня что-то подхватило и выбросило в вакуум...
— А что такое вакуум?
— Ну, это такое место, где нет воздуха, нет ничего. В космосе. Летел я, летел и решил к вам заглянуть, проведать... Да, а кто здесь Водород?
— Я. — робко сказал Водород.
— Очень похож, — сказал Нейтрон, оглядев его. — Тебе привет!
— От кого ? — удивился Водород.
— От солнечных братьев. ,
— А что и на Солнце есть водород? И много?
— Хватает.
Многие элементы позавидовали Водороду, а Кислород пожалел, что ссорился с ним.

Нейтрон посидел еще немного, поболтал на разные темы, потом попрощался и полетел дальше.

— М-да... — горестно вздохнула Ртуть, когда Нейтрон исчез. .
— Подумаешь! — сказал Гелий. — Между прочим, на Солнце и гелий тоже есть. Люди сначала познакомились с моими солнечными братьями, а потом уже со мной.

Цинк посмотрел на него и сказал:

— Всё хвастаешь? Ты, наверное, потому ни с кем и не дружишь, что у тебя братья на Солнце.
— Мы тоже ни с кем не соединяемся, а не хвастаем, — вступились за Гелия Неон и Радон.
— Я тоже не хвастаюсь, — вставил Кремний, — хотя вся Земля наполовину состоит из меня. Раньше люди с моей помощью получали огонь, а теперь из меня делают транзисторы.
— Ну и что! — закричал возмущенный Кислород. — Какой может быть огонь без меня? Из меня состоит воздух! Без меня жизни вообще не было бы!
— Воздух состоит и из меня, — заявил Азот.
— А все-таки без меня не было бы Солнца, — сказал Водород. — Значит, я — основа жизни !
— Нет, можно обойтись без Солнца. Обходятся же без него рыбы, — вмешался Углерод. — Истинная основа жизни — это я!.

Редкие металлы тоже встали на свою защиту:

— Ну и что, что вас много? Подумаешь! А вот нас совсем мало. Нас так и называют — редкие.

— А без меня не было бы машин, и люди были бы беспомощны, — кричало Железо.
— А кто может поспорить со мной красотой? У меня самая блестящая внешность, — хвастался Хром.
— А я как раньше было дорогим, так и осталось, — говорило Золото.
— А я раньше был очень дорогим, дороже тебя, а потом подешевел, — огорчился Алюминий.

Они так шумели, что разбудили Урана, который мирно дремал в углу. Уран очень рассердился:

— Ну чего вы раскричались? Вот погодите, я вам сейчас устрою переполох!

Все знали, что у Урана бурный и сердитый характер, и потому затихли. Мудрый Свинец выслушал всех, глубокомысленно вздохнул и сказал:

— Я вот послушал вас. Зря вы спорите. Все вы нужны человеку, все полезны. А на Солнце есть не только Гелий и Водород, там есть все элементы. Так что спорить не о чём, у всех есть солнечные братья. Однако, уже поздно, пора спать.

Все пожелали друг другу спокойной ночи и разошлись по своим комнатам. В большом доме наступила тишина.