Нет

Александр Синдаловский
        – Нет.
        Возмутительна даже сама постановка вопроса. Мне стоило бы развернуться и уйти, но я все-таки отвечу из вежливости:
        Нет, нет и нет!
        И дело не в том, что этого не может быть. Если нечто невозможно – например, что завтра утром в небе вместо солнца взойдет луна – это предположение пропустят мимо ушей как неудачную шутку или бред сумасшедшего, или же отделаются удивленным единичным отрицанием. Но решительность моей реакции – это тройное нет – свидетельствует об обратном: да, такое случается и, возможно, среди определенного круга лиц подобное в порядке вещей, но в моем случае – совершенно исключено.
        И не стоит ссылаться на других: подобные «аргументы» оставляют меня равнодушным, а при чрезмерной настойчивости приводят в раздражение. Сколько раз в истории случалось, что большинство заблуждалось с катастрофическими последствиями для современников и потомков? Но даже если альтернативу моему «нет» (то есть, чье-то «да») не считать ошибкой, а лишь вопросом ценностей (которые можно обосновать, но не доказать), это ничуть не изменит моей позиции:
        Нет, нет и еще раз нет.
        Обратите внимание на то, как я произношу свое трехперстное отрицание: с артикуляцией, требующей длительных пауз между его членами. В каких случаях нет-нет-нет выпаливают слитно? Чтобы прояснить неверную интерпретацию: нет-нет-нет, вы меня неправильно поняли! В этой скороговорке сквозят суетливость и унизительное заискивание. Парадоксальным образом, нет-нет-нет превращается в да и даже да-да-да: мол, мое мнение вовсе не столь сильно отклоняется от общепринятых норм, как это показалось вам вначале из-за недостатка понимания, которое спешу устранить.
        Но своим «Нет. Нет. И нет» я, как раз, бросаю вызов этим обманчивым нормам. Посудите сами: если бы я не находился на противоположной стороне социального неравенства (под дамокловым мечом его заостренного знака), разве мне пришлось бы повторять «нет» трижды? Посредством избыточности плеоназма я пытаюсь противостоять численному перевесу воображаемых оппонентов. А можно ли помыслить противопоставление (себя большинству) без противостояния (ему же)? Конфликт требует моральных сил. Силы черпаются в эмоциональной взвинченности. Мои разделенные паузами «Нет» стоят, как античные колонны. И хотя между ними пустоты (иными словами, воздух), напряжение настолько велико, что никто не отважится протиснуться в эти зазоры, невольно воспринимаемые как ловушки.
        Предполагаю, что у меня найдутся и сторонники, которые с радостью подхватили бы мое «нет», нанесли его на транспарант и отправились с ним на демонстрацию протеста. Беда (или счастье?) в том, что все эти инакомыслящие (не столько диссиденты, как отщепенцы и маргиналы) не терпят общественных мероприятий – даже в компании себе подобных. Ведь в социальных организмах подпольных ячеек и богемных тусовок, кто-то непременно оказывается в центре и начинает симпатизировать консервативным настроениям; призывать к умеренности и осторожности, с их изощренным арсеналом «возможно», «наверное», «стоит поразмыслить», «время покажет».
        – Кто-то, безусловно, заподозрит, что мое тройное «нет» направлено не столько против оппонентов, как моих собственных сомнений: уж, не пытаюсь ли я создать в себе непоколебимую уверенность, вопреки внутренним колебаниям? Ох, уже эти доморощенные психоаналитики... Но, допустим, что они правы. Тем решительнее мое «нет»: как давно заметили проницательные исповедники, только грешник способен на раскаяние и истинную добродетель. Душа подобна маятнику, и всякая дифференцированная и четко выраженная позиция предполагает разбег (и, следовательно, перебежку) из вражеского лагеря. Знаю, многие не согласятся со мною, и радуюсь этому.
         Не нужно приводить рациональные аргументы и пытаться ослабить мою позицию логическими доводами. Что есть логика? Беспринципная прислужница неафишируемых ценностей. Услужливая шлюха скрытых мотивов. С ней далеко не уйдешь: быстро заплутаешь в дебрях альтернатив или вернешься в исходную точку после долгих скитаний. Она охотно совокупится с любой посылкой, не задаваясь вопросом о предпосылках и родословной отправной точки. Но, возразят мне, логическое рассуждение можно базировать на фактах. Возразят и только потратят свое и мое время. Не смешите меня! О каких фактах может идти речь? Либо в основу аргумента вальяжно ляжет какой-нибудь объективный сонный трюизм (то же вездесущее солнце, исправно встающее по утрам, которое само по себе, конечно, – Великая Тайна, но мало что нам говорит и оттого, в рамках мышления, равноценно банальности), либо некое историческое событие, подверженное многочисленным интерпретациям: не обязательно с целью сознательного подлога и манипуляции, но, по меньшей мере, искаженное мутной призмой бессознательных процессов, которые из поколения в поколение превращают этот, так называемый, факт в миф, спасая его от энтропии забвения ценой отчуждения от реальности (того, как было «на самом деле»).
        Верно, существует еще философия, пытающаяся объединить аксиологию и логику, категорический императив и диалектический релятивизм. Не удивительно, что в такой искривленной и запутанной системе координат (комнате кривых зеркал, без окон и дверей) мое беспримесное «нет, нет и нет» распадется на составляющие, подверженные инверсии и образованию новых валентных связей:
        Может, нет, а, может, да...
        И да, и нет...
        То нет, то да...
        Да, нет же...
        И прочая шамкающая ересь. Бесколёсная ось с полюсами «да» и «нет». Обременительный балансир канатоходца, совершающего свой мучительный и тщетный путь под восторженные ахи и испуганные охи публики. Философия – утешение беспомощных мира сего. Она отравляет веру сомнениями, разъедает решимость щелочью взвешенных решений. Где целенаправленно и молча плыл по своим насущным делам лещ, возникают склонные к дебатам и прениям лебедь, рак и щука...
        – Признаю, что проблема с эмоционально подпитываемыми суждениями заключается в том, что чувствам свойственно слабеть (по причине разнообразных факторов – от усталости до отвращения к повторениями) и даже кидаться в иную крайность. Вот и я утомился от монолога с вами – от риторики и размышлений, гипербол и нюансов, метафор и буквальности.
        Не хотите нет? Как хотите. Мне оно тоже не нужно. Ведь для вас и старался. А если все же для себя, то все равно перед вами...
        На нет и суда нет.
        Минус на минус.
        Слово не воробей. Пусть себе летит в теплые края, с глаз долой.


        Золотая середина декабря, 2021 г. Экстон.