Жанр игры на выживание и при чём тут конспирология

Анатолий Зоренко
Сериал «Игра в кальмара» выстрелил громко. Очень. Для меня это стало несколько странным, учитывая, что «игра на выживание» никогда не была всемирно популярным жанром. А тут прямо планетарное обожание, которое даже не стоит подробно расписывать; ибо каждый поклонник и так в курсе популярности сериала, а я не хочу растягивать рецензию – она о другой стороне явления.

В общем, о странностях. Да, сериал интересен, но лично я не увидел в нём ничего принципиально нового. “Это” уже было в «Королевской битве», “это” же было в «Голодных играх». И там, и там не обошлось без глупостей в основе сюжета. Если кратко, в «Королевской битве» школьники ТАК надоели взрослым, что вторые решили отправлять первых на верную смерть; т. е. тысячелетиями взрослые КАК-ТО справлялись с подростковой преступностью, а в начале XXI века вдруг разучились. Я не знаю, как политика ежегодных массовых убийств несовершеннолетних должна помогать сдерживать подростковое бунтарство; по-моему, это, наоборот, обязано провоцировать бунты – как школьников, так и родителей оных. И те, и те, в итоге, должны были бы понять, что главным врагом является государство, устраивающее геноцид, и общими силами свергнуть правительство. А может – попутно ещё и прийти к выводу, что дети становятся преступниками не от хорошей жизни, и создать для них благоприятную психологическую обстановку, всего-навсего устранив актуальнейшую для японских школьников проблему, т. е. уменьшив учебную нагрузку (из-за которой ученики подолгу занимаются тем, чего не хотят, и копят стресс; а снимают его травлей других школьников, вандализмом, кражами и даже нападениями на одиноких прохожих). Короче, наличие общего врага должно объединять людей, а тут наоборот – разобщает и делает послушнее. Как это, блин, работает? В «Голодных играх» так же – “устраиваем ежегодный геноцид, чтобы не было бунтов“; серьёзно?! Да по этой же логике, например, в России должна была начаться новая революция сразу с появлением ФБК во главе с Навальным (ну, раз уж любого недовольного хлебом не корми – дай побесчинствовать, и только показательные казни заставляют оных одуматься!). Но почему-то такого не было. Может, как раз потому, что какой бы плохой ни была власть, она просто не провоцирует народ показательными убийствами гражданских (да тех же несовершеннолетних «навальнят»!), и только поэтому народ её ещё терпит, считая, что худой мир лучше хорошей войны? А вот геноцид собственных граждан – это уже фактическое объявление войны правительства своему же народу! Разве я неправ? Ну, даже революция 1917-го состоялась только потому, что главной заботой народа, наконец, стало именно выживание: нищета + превращение мужского населения в пушечное мясо для Первой мировой = голод, спровоцированный нехваткой рабочих рук (вот там уж были причины возмущаться, т. к. войну развязали те, кто отнюдь не планировал погибать, а заставлял погибать других людей, которые ЖИЗНЕННО необходимы – не только своим семьям, но и целым поселениям; с таким раскладом никакими патриотическими лозунгами не удалось бы промыть народные мозги). Ладно, отвлёкся...

Итак, «битва» и «игры» – глупые произведения? Да. Но антиутопиям это можно простить. Дескать, смотрите, до чего человеческая тупость может довести мир; тем более что в 2020-2021 годах тупость – вообще, главная проблема, но... тут уже я снова отвлекаюсь. Возвращаясь к теме, задам вопрос – может, именно глупость в основе сюжета помешала «КБ» и «ГИ» выстрелить так же громко, как сумела «Игра в кальмара»? Конечно, многие тоже находят в «кальмаре» разные глупости, порой – заслуженные, порой – притянутые за уши. Но ни одна из них не лежит в основе сюжета!!! Даже то, что около 500 человек могут пропасть незаметно для целой страны (например, оф. население России ненамного превышает оф. население Южной Кореи – а как думаете, сколько людей в год безвозвратно пропадает в России?; поищите официальную, а ещё лучше неофициальную статистику... и поймёте, что 500 человек – это капля в море). В итоге, популярность «Игры в кальмара» обусловлена тем, что она просто оказалась более реалистичной, чем всё, что снималось в жанре «игра на выживание» до этого. Хотя... так ли это?

Ну, конечно же, не так. Хочу упомянуть отечественный сериал «Бессонница», от которого я получил даже большее удовольствие, чем от «Игры в кальмара». И да – жанр тот же (игра на выживание). Сериал снимали в 2013-2014 годах; весной 2014 он транслировался на платформе «DixiFlex» и по украинскому телеканалу «Интер»; в 2016 был представлен на ежегодной выставке «MIPCOM», а позже одна американская кинокомпания приобрела права на съёмки ремейка (ещё раз: американского ремейка русского сериала – а как часто такое случается?..). Вот только всё это как-то «тихо» проходило. Чтобы понять, насколько тихо, уточню, что до российских экранов сериал 2014 года добрался только в 2019-м. Т. е. российский сериал был показан по российскому телевидению через 5 (пять!) лет после создания!!! (да и то лишь по НТВ, т. е. каналу, чей контент ориентирован на не самую широкую аудиторию). Вот как это понимать?! Рекламной кампанией, что, занимались бездари?! Так не похоже ведь: за рубежом внимание привлечено, а у нас с этим разве сложнее должно быть? Не возьмусь судить о качестве американского ремейка, который я всё равно пока что не смотрел; но, пусть даже он оказался хуже оригинала, сама идея игры на выживание вне контекста антиутопии должна была прижиться! Если ремейк не удался, почему бы не показывать по западному телевидению оригинал? Почему он не стал первой «Игрой в кальмара», если имел все шансы? Ну, что пошло не так?! Сказалась разница менталитетов? Ну, южнокорейской «Игре в кальмара» эта разница не помешала покорить мир! Мировой популяризации японских аниме такая разница почему-то тоже не препятствует...

И вот эти две странности (будто бы намеренное торможение популяризации продукта на родине и забытье на западе после одного неудачного ремейка) не дают мне покоя. Конечно, без недостатков в «Бессоннице» не обошлось; например, в первой серии была сцена, где бывалый киллер почему-то не удосужился проверить наличие патронов в оружии перед выстрелом. Но ведь и в «Игре в кальмара» были свои допущения; к примеру, всё предпоследнее испытание является концентрированным допущением (впрочем, обойдусь без спойлеров).

Подытожу. Как мне кажется, «Бессонница» просто оказалась «слишком новым» продуктом для десятых годов. Вот его продвижению и препятствовали. В общем, не знаю, какую сделку и с каким демоном заключил создатель «Игры в кальмара» (шутка... а может и нет 8-); или же это просто награда свыше – за известные муки, в которых рождался «кальмар» (если опять же не предполагать, что муки ТОЖЕ были подстроены кем-то, дабы сериал не вышел «раньше, чем надо»); однако я не сомневаюсь, что есть те, кто препятствует продвижению «слишком новых» фильмов и продвигает что-то, что должно стать актуальным в скором будущем. Например, «Джокер» 2019 года и беспорядки 2020-го – не я один увидел связь! Или же главный герой «Паразитов», спрятавшийся в бомбоубежище и боящийся лишний раз высунуться наружу, у меня почему-то ассоциируется с общемировыми ограничениями на передвижение вплоть до запретов гражданским покидать жилища... В общем, массовая культура, явно, не бесхозная – и морально готовит людей к Кем-то готовящимся переменам, знакомя обывателей с теми героями, с которыми им вскоре (невольно) захочется себя сравнить. А вместе с тем массовая культура препятствует популяризации таких «контекстных» героев до определённого времени, ибо всегда проще идти в ногу со временем, чем вспоминать об образах из сериала, вышедшего несколько лет назад и уже успевшего приесться по причине несвоевременной популяризации, кучи ремейков и повального подражания. В конце концов, если позволить массовой культуре творить всё, что вздумается, управлять массами станет куда труднее. А в противном случае появляется шанс; ибо люди всегда хотели быть похожими на своих кумиров... но только так, чтобы это не было банальщиной. Впрочем, касательно причин популярности «Игры в кальмара», надеюсь, что я сделал поспешный вывод...