После немой сцены

Михаил Ермоленко
(Почти по Н. В.Гоголю)

ГОРОДНИЧИЙ. Не может быть!

БОБЧИНСКИИ. Может быть, еще один проходимец?

ЖАНДАРМ. Никак нет-с, они предъявили бумаги.

АРТЕМИЙ ФИЛИППОВИЧ. Не дай Бог, чтобы он заглянул в богоугодные заведения. У меня там... После отъезда того...

АММОС ФЕДОРОВИЧ. И у меня в присутственных местах, там всё как есть, после отъезда проклятого мошенника.

ЖАНДАРМ (нервно). Много времени тратите-с, господа. Велено было мне передать вам, чтобы вы немедленно явились к нему. Прикажете проводить?

ГОРОДНИЧИЙ (обращаясь ко всем): Это возмездие, господа, возмездие божье! Как я был слеп! А сейчас прозрел! Вот прямо сейчас. Боже, какую жизнь я вел? Зачем? И с кем? Не стыдно, вам господа? Это Голгофа наша. Покаяться нам надо за грехи все наши. Вот вы, Артемий Филипович (подходит к нему) вот вы, так и скажите мне прямо, в лицо, вы Антон Антонович, жулик и взяткобратель! Вот, скажите! Скажите! Стесняетесь? У самого рыльце в пуху. А вы, Бобчинский? Молчите? А надо вот так, взять и сказать правду, прямо в глаза!. Боже, я прозрел! Жизнь надо менять, с чем и с какой душой мы в Царство божье войдем, когда срок выйдет? Душа должна быть чистой! Еще раз говорю, покаяться надо, пока не поздно! Вот и иду я на свою Голгофу, с поднятой головой и верю, что снизойдет на меня длань небесная, что положено мне искуплю, но будет чиста душа моя, чиста! Я прозрел. Душенька моя (подходит к Анне Андреевне), прости своего непутевого, я понял, что жизнь моя была неправедна, но искуплю я грехи свои и пойдем мы потом по свету белому, аки агнцы божьи, и снизойдет благодать на наши души. Прощай, душенька моя. Господа, я иду и жду вас, очищенными от греха всякого, скверны тлетворной, и мы все, взявши за руки, двинемся по пути всеочищающей!

(занавес)

Комната гостиницы. В центре стоит письменный стол. Ревизор стоит у окна и смотрит на улицу.

ГОРОДНИЧИЙ (робко входит). Честь имею!

РЕВИЗОР. Прошу.

ГОРОДНИЧИИ. Благодарю-с.

РЕВИЗОР. (поворачивается к нему) Ну, с чего начнем? С богоугодных заведений? Думаю, что в таком виде, как сейчас, они богу не очень угодны. Или может быть, с присутственных мест? Я кажется, там одного гусенка раздавил!

ГОРОДНИЧИЙ (дрожа). Простите-с... Я этого не знал-с... Эти проклятые мошенники не докладывают мне…

РЕВИЗОР (продолжая). Казна пустая!

ГОРОДНИЧИЙ (в сторону). Всё, пропал. Голгофа моя! Как тяжки грехи наши!

РЕВИЗОР. Что вы там бормочите? Казна, говорю, пустая! (грозный голос его вдруг смягчается). Я вот, что хотел вам сказать... Я тут в дороге поиздержался несколько... Разумеется, у вас найдется возможность помочь, безвозмездно конечно. Скажем рублей этак тысяч двести?

ГОРОДНИЧИЙ.(оживая) Как же, как же! Мы завсегда рады помочь! (В сторону) Не дай Бог, чтобы я еще раз оказался в дураках.

Городничий достает из внутреннего кармана ассигнации и дрожа кладет на стол. Ревизор садится и начинает их пересчитывать.

РЕВИЗОР. Как я вам благодарен. Просто удивляюсь, как земля носит таких мошенников, которые так злостно обманывают вас, дорогой... Как вас величать?... Антон Антонович! Ну, идите, любезный. Да, кстати, проведайте, пожалуйста, бедного гусенка. Он там… в присутственном месте лежит.

ГОРОДНИЧИЙ (пятясь). Обязательно проведаю, обязательно!

Кланяясь, уходит.

Комната городничего.

ВСЕ. Ну как?

ГОРОДНИЧИИ. Слава Богу! И от этого можно избавиться. Я ему двести тысяч дал. Размах у него, не то, что у этого проходимца. Сразу видать, настоящий Ревизор

Все радостно вздыхают и на цыпочках уходят.