Мюнхенская легенда о так называемом следе дьявола

Анатолий Гурьевич Холодюк
Фото: "След дьявола» в притворе церкви Фрауэнкирхе в Мюнхене. Фото автора

    В западном притворе у входа во Фрауэнкирхе (Домского собора) часто можно  видеть  группу туристов, глазеющих на так называемый «след дьявола». Он  специально вмонтирован  реставраторами в каменный пол   в период восстановления собора в послевоенные годы.  След стилизован под правую подошву мужского ботинка. Об этом «следе дьявола» в городе  создано несколько  легенд, родившихся  в  барочный период  реставрации   собора с 1620 по 1858 гг.   Согласно одной из них, из центра притвора  из-за его колонн и главного алтаря не видно  ни одного окна  в соборе. Создавалось впечатление, будто в хорошо освещенном зальном помещении  вообще отсутствует какой-либо источник света. По легенде, дьявол хотел помочь    мастеру-строителю  Фрауэнкирхе в возведении церкви, но с одним условием –  в ней не будет окон.  Когда строительство   близилось к завершению,   внутреннее помещение собора было еще не неосвещенным. Дьявол незаметно от всех прокрался внутрь через главный  вход  церковного здания. Он с  жадным любопытством  остановился в центре притвора, откуда  быстро оглядел все стены и строительные конструкции. После этого  он  затрясся  радостным  смехом с такой силой, что стены  и колокольня слышали его дикий и торжествующий  хохот. В новом Божьем доме не было ни единого окна, а значит, решил дьявол, такое здание не пригодно и в нем  никакой пользы! Разве отважатся праведники переступить порог подобного  храма, куда не  проникает дневной свет?! Искуситель ликовал, предчувствуя свою победу над зодчим. От дикой радости он затопал  волосатыми конечностями, и  от одной из них  на каменном полу  появился  черный след. Однако... стоило  дьяволу остановиться и  сделать шаг в сторону, то  он вдруг  увидел  в соборе целую вереницу высоких окон! От этого зрелища его страшная морда  злобно исказилась,  ибо он понял, что зодчий (1) оставил его  в дураках! В гневе  дьявол  обратился ледяным ветром, решив наслать на собор сильную бурю, чтобы   разрушить  всю постройку. Однако из его коварной  затеи ничего не вышло. С той пор, говорят,  разгневанный дьявол  время от времени посылает своих подручных, и те безуспешно пытаются приступом взять  и две  высокие башни колокольни,  и само величественное здание собора, отдаленно похожее на  библейский Ноев ковчег.

   Эта легенда еще раз убеждает, что владычествующая над  городом церковь Фрауэнкирхе является удивительным сооружением, поражающим своей мощью и строгостью архитектурных форм. Собор Богоматери являет пример  высокого искусства средневековых зодчих. Ощущение необычайной монолитности  усиливается благодаря  громадным окнам,  представляющим собою симметричные «вставки» на продольном фасаде церкви. Этот прием, считают  мюнхенские  эксперты в области архитектуры,  позволил  зодчим добиться наибольшего эстетического сходства собора  со «шлифованным камнем, олицетворяющим кристалл, который подобно ожившему видению напоминает   небесный Иерусалим» (2).

Обратим внимание, что между колоннами и сводом, как между небом и землей, мы видим звездообразные позолоченные  фигуры и  множество мелких  человеческих фигур в красочных одеждах периода строительства церкви. Они сопровождают вошедших в храм на всем пути от входа до главного алтаря. Создается впечатление, что фигурки людей  как будто разговаривают друг с другом и с посетителями церкви, напоминая стих Псалтири о соприкосновении друг с другом неба и земли, где пребывает Господь.

Примечание

(1) Pfister P., Ramisch H. Der Dom zu  Unserer Lieben Frau in Muenchen. – Muenchen: Erich Wewel Verlag, 1994; Pfister P. Frauenkirche. M;nchen. –Regensburg : Verlag Schnell & Steiner, 2008.

(2) Там же.