Марина Цыбулева - идейный вдохновитель

Лариса Гречаниченко
    Девяностые годы. Наш некогда могучий институт Укргипроэнергопром превратился в ОАО Укргипроэлетро, а потом в комплексный отдел, который занимал одну большую комнату в большом пятиэтажном здании с хорошей инфраструктурой недалеко от центра города. Наши заводы замерли, работает только "Южкабель", продукция которого нужна. Проектных работ по нашему профилю нет, но оказалось, что мы легко можем перепрофилироваться. Благодаря двум умным ГИП’ам - Рохману и Баглаеву, хоть уже и не работающим в Институте, нас обеспечивают работой. Мы проектируем Ювелирную фабрику (зарплату нам выдают ювелирными изделиями по каталогу без НДС), некоторые сотрудники проявляют коммерческие способности, распространяя эти изделия среди обеспеченных приятелей, родственников, соседей и делятся этим опытом со всеми. Уже здесь, в Израиле я получила подарок из того каталога от бывших сотрудников. Мы проектировали телефонные станции, Ивашковский спиртзавод платил за работу спиртом. За проекты по газификации колхозов платили продуктами. Некоторые сами пекли хлеб. Овощи получали на приусадебных участках и делились. Появилось много Банков, и мы освоили их технологии и перепроектировали старые здания.  Зарплаты из высоких стали мизерными. В институте всегда было много специалистов не только с высшим образованием, но и по-настоящему образованных людей. У нас была замечательная техническая библиотека и месткомовская библиотека художественной литературы. Выписывали журналы "Новый мир", "Иностранная литература" и другие, где печатались самые интересные книжные новинки.               
        Кто-то, с кем-то дружил, был больше знаком. Когда мы уже сидели в одной комнате, я ближе познакомилась с Мариной Цыбулевой. Стройная, всегда элегантно со вкусом одета - образец для подражания. Инженер-электрик по образованию, а по призванию филолог. Меня поражала глубина и широта ее знаний во всем, что касалось литературы. Когда я у неё спросила, почему она не выбрала её, как профессию, она мне сказала то же самое, что когда -то нам сказала Нина Александровна: нужно выбирать специальность, которая поможет заработать кусок хлеба. Я любила поэзию, знала много напамять, её это восхищало. Я всегда принимала участие в художественной самодеятельности, читала рассказы, стихи, к торжественным датам монтажи, но никогда не хотела быть артисткой. Просто мне хотелось рассказывать то, что нравится мне. И Марина стала для меня идейным вдохновителем в то время, когда мы стали искать для себя другие области применения своих знаний и способностей. Она меня убедила, что я могу и должна заняться "просветительством". С её легкой руки я начала проводить беседы об искусстве сначала в классах у своих внуков, а потом в гимназии №46 и кое-где ещё. Она мне "подкидывала" идеи, стихи, которые помогали раскрасить мои рассказы. Я ей очень благодарна за эту поддержку. На какой-то её день рождения Валя Майорова сделала дружеский шарж, и мы посвятили и пропели ей бесхитростные строчки:
        Есть у нас в Институте Марина одна,
        Среди прочих коллег ярко светит звезда.
        Мы глядим ей вслед, много лет подряд:
        Стройный силуэт восхищает взгляд.
        Эрудиции блеск, много чувства, ума,
        Столько книжек! Когда прочитала она?
        И запомнить, что в них, как сумела она?
        Марина задумывала организовать у себя дома "Литературную гостиную", но тогда ничего не получилось. А потом я уехала в Израиль, меня дружно проводили. Как важно, когда рядом появляется человек, который хочет и может стать тебе нужным. Для меня это была Марина Цыбулева.