Экзотика морей

Григорий Немировский
 Экзотика морей! Редкий юноша с детства не мечтал взойти на палубу корабля и отправиться в неведомые края, страны, на необитаемые острова. Его сердце наполнялось грёзами о морских чудищах, штормах, пиратских налётах и голубых лагунах необитаемых островов.
Одни названия, морские слова и термины будоражили воображение: клипер, шхуна, снасти, фок-мачта, травить шкоты, пеленг или фордевинд.
Остров скелетов, бухта привидений, залив тюлений и пр. и пр.
И кто из них не видел себя в тельняшке, форменке и бескозырке.
На военном корабле, на судне или просто на яхте.
А ведь действительно моря и особенно океаны и их жизнь поражают своей красотой и неожиданными видениями и событиями. Внезапный шквал или шторм заставляют собраться человека, быть предельно бдительным и готовым к борьбе со стихией.
Утренние восходы солнца за горизонтом и особенно вечерние заходы поразительно живописны. На фоне медленно плывущих облаков. подсвеченных почти всеми цветами радуги, они рисуют непревзойдённые полотна. А светило тихо прямо на глазах поднимается или тонет в пучине.
Даже полный штиль в тропическом  океане вызывает  трепет, когда зеркальная гладь моря глубоко дышит, едва заметно шевелясь, опускаясь и поднимаясь огромной  сверкающей спиною.
Безлюдным море или океан никогда не бывает. А точнее безжизненным. Наоборот, они  полны  бесчисленными стадами десятков, если не сотен, пород разнообразных рыб. И вечным планктоном,морскими животными.
Дельфины постоянно бороздят поверхностные воды трёх океанов, удивляя своей слаженной игрой между собой. Или заигрыванием с идущим  в океане судном. Они иногда окружают корабль, а затем бросаясь вперёд, предлагают догнать себя.  Их скорость может превысить скорость любого пассажира или лайнера.
Выйдите утром на нижнюю палубу, и вы обнаружите трепыхающуюся
летучую сельдь. Можно сразу без опаски бросать её в камбузный котёл.

Океанская волна далеко не одного голубого или зеленоватого цвета. Она постоянно в течение дня меняет свой цвет. Днём светлых оттенков. С утра и к вечеру светлосиняя или синяя с зеленью.
Под бортом на   солнечной стороне оно светлоголубое. Если в дрейфе присмотреться, то видны стрелы лучей солнца, круто прорезающих поверхность вод  . И наступает оторопь от взгляда в бездну.
Не зря сердца юношей обращаются к морю, океану. Это подсознательное чувство наверно подарено свыше.
Но, как корабли бывают разные, так и моря и океаны. И не всегда они приносят радость в сердца. А сердца тоже бьются разные и по-разному в каждом моряке.
Другое дело в полярных морях, в ледяном панцире. Но и там в глубинах кипит жизнь, порою пробиваясь наружу.
А теперь представьте себе состояние души человека в море.
Многие ли читали повести Станюковича? Корабли  пересекают моря и океаны,моряки иногда месяцами  не видят берега.  Не только тропического , но и ледовитого.

Вот торпедный катер со скоростью 20 узлов*   идёт в составе отряда из семи единиц курсом норд. На палубу вышел продохнуть машинист.-А что если мы встретим айсберг- обратился он к боцману?  Тот серьёзно-айсберг поплывёт дальше…
Ниже мы ещё вернёмся к этому походу в Арктике/см.Уникальный переход/.Заметим только, что торпедный, малый флот не приспособлен к долгому плаванию в любом море.
Авианосцы, крейсера и лёгкие крейсера, те могут уходить в море на месяц, иногда и больше. Но тогда оказывается моряки не могут жить без берега.
И вступает в силу поговорка- люблю море с берега. Катерники наоборот, любят море в море.  Даже полярное море,позволяющее уйти ненадолго от береговой скуки на отдалённой базе.
За полярную добавку к денежному довольствию. За катерную добавку к деньгам. За плитку хорошего шоколада за два часа пребывания в море и более  в одни сутки. В конце- концов за суровую красоту незамерзающего  моря с лёгким невысоким туманцем над волной.Но вернёмся к катерникам.
Торпедный катер в составе офицера и  восьми матросов и старшин. Второй офицер-, исполняет роль обеспечивающего.
Катера этого класса в войну отличились не только мореходностью и боевыми качествами, но и подвигами краснознамённых моряков.

На этом катере, как и на других, подобралась прекрасная команда из разных городов страны. Командир бакинец, выпускник Каспийского Военно-морского училища. Мотористы  из  Серпухова, радиометрист-радист   из Новгорода, артиллеристы тульчане , торпедист из Петербурга, два пулемётчика из Ижевска, и боцман-москвич.
И стали они дружнее иных родных братьев. Все как один весельчаки, кроме пулеметчика романтического настроя, вечно скучавшего по своей зазнобе. И все мастера своего дела совершенно без всяких  прикрас. Мотористы своими руками при профилактике разбирали  и собирали на береговых стендах могучие авиа-моторы в 800 л.с.
Радиометрист  своим локатором мог муху поймать в туманном море. Артиллеристы без промаха пробивали едва видимые плавучие мишени с носовой или кормовой пушки. Торпедист с любого борта в считанные секунды сбрасывал  по команде командира    могучую торпеду.
Раздавался лишь сильный хлопок внезапно расширившегося сжатого воздуха. Торпеда словно огромный тюлень плюхалась в море, оставляя за собой пенный след.
И не было холостых случаев.  катер крупного водоизмещения под колейтенантмандованием командира состоял и торпеда точно проходила под килём учебного корабля. Правда однажды на крупных учениях вышел из строя прибор регулировки глубины. Торпеда без боезаряда  то углублялась, то всплывала, как дельфин и под конец врезалась носом в борт мишени выше ватерлинии. С вмятиной в борту старый миноносец-мишень своим ходом отправился в плавдок** на ремонт.
И пошли по бригаде бесконечные шутки и подначки в адрес командира и каждого члена экипажа катера. И внутри катера, и в офицерской кают-компании на плавбазе дивизиона катеров и по всей бригаде трёх дивизионов.
-Саша, расскажи, как ты потопил вражеский миноносец- бросают ему вслед - Он в ответ- эх, в   старые времена корабль в бою горел, а матросы лишь смеялись  в лицо врагу.  Вмешался матрос - так раньше весь такелаж был из пеньковых тросов. А пенька из конопли!
Шутка повседневна и  она скрашивает жизнь матроса:
матрос в кубрике плавбазы в выходной день стрижёт салагу- в ногах появился корабельный кот.
- А что делает здесь кот, стучит ножницами парикмахер.- А он ухо ждёт -хохочет кубрик.
Братва!  Не  надоел ли вам своими приё…ками старпом плавбазы! -У меня идея,  скинемся ему на путёвку  в санаторий .
Выходные быстро кончаются и моряк снова, почти ежедневно звеном катеров или отрядом выходит на плёс***моря на учения.
Лишь в море можно понять всю грандиозность и красоту торпедной атаки.
Самолёт разведчик  сообщил о «вражеском» конвое. По бригаде пролетела команда  боевой тревоги.  Командиру отряда первого дивизиона комбриг дал приказ атаковать врага.
Мирно швартовавшиеся у борта плавбазы корабли зарокотали у борта плавбазы. Облако выхлопа поднялось над близким берегом и ушло с сопкам. Как только прогрелись двигатели, семь катеров из скрытной базы в фиорде вырвались на простор Баренцова моря.
Сгруппировавшись в два ряда по три, они на скорости 35 узлов, ревя могучими авиационными моторами, легли на курс.
Когда эсминцы противника вырисовались до требуемой дистанции, командир отряда отдаёт команду – полный вперед! Скорость 40 узлов. Могучий рёв двигателей больно бьёт  моряков по ушам . За кормой катеров взгорбились покрытые пеной холмы, вздымаемые  винтами,  и уходящие мгновенно в даль. Запах выхлопа впереди летящих удушает. Но ненадолго.
 На опасной дистанции от эсминцев врага вдруг раздаётся команда- тулоны,********* в линию-. Добавив пять узлов скорости, катера рассыпаются вначале веером. Затем, образуют собою фронт из семи кораблей длиною около мили.  Неописуемый грохот и рёв накрыл всё море,  кажется   упало небо и прикрыло катера, словно коробом.
Катера вышли на редан**** и с огромной скоростью пашут море, а  буруны высотою в два катера белым веерным фонтаном вздымаются и опадают.

Через минуты новая команда- дымзавеса. На скорости 45 узлов катер с левого фланга вырывается вперёд, крутой разворот направо и мгновенно перед фронтом катеров, словно в  театре , возникает занавес. Противник слепнет. Удушающая гарь дымзавесы, пахнущая горелой киноплёнкой, обволакивает и забивается в лёгкие моряков. К счастью на минуты.
В тот же момент, когда отряд обнажился, цель и дистанция для удара мгновенно оценивается каждым командиром катера. Цели выбраны.
Противник ведёт встречный огонь. Мелькают выстрелы пушек с кораблей. В небе над катерами появляются самолёты врага. Два истребителя поддержки с ближайшего аэродрома вступают в бой.
Скорость катера взлетает под 50 узлов. Неимоверный рёв моторов пугает, выдержат ли они нагрузку.
Торпедная атака!  Залп. Торпеды одна за одной, с двух бортов пулей вылетают из аппаратов и свиньёй  плюхаются в море. Мгновенно на той же скорости 50 узлов крутой разворот на 180 градусов  и облегчённый катер будто на крыльях несётся в родное гнездо.
Так в учёбе, повседневных авралах*****, работе на берегу в помощь базовым проблемам, отдельных поручениях и крупных учебных баталиях тянутся или летят дни и месяцы рядового и нерядового моряка.

*узел-скорость корабля ок.2км/час
**спец.место ремонта кораблей
***плёс прибрежная акватория моря
****редан выход носа катера поверх моря на скорости
***** тулоны скрытный код группы кораблей
******аврал работы на корабле,базе и пр.