Наполеон о походе на Москву 1812 г

Альфид Лысов
Наполеон Бонапарт I о походе на Москву 1812 года.

Известный французский полководец Наполеон Бонапарт I покорил больше половины Европы, но в 1812 году, в зените славы, получил сокрушительное поражение в России, после чего началось его падение.
Этот человек маленького роста (168 см), обладавший огромным тщеславием, и в 30 лет ставший императором Франции, родился на Корсике и прожил всего 51 год: 15.08.1769 – 05.05.1821 г.г.
Сверхчеловек, сделавший себя сам, «разделил власть» со Всевышним, учредив медаль с его изображением и надписью «Тебе – небо, а мне - земля».
12 июня 1812 года без объявления войны Наполеон, уверенный в своей победе, вторгся в пределы России, под предлогом возрождения Польши. Имея превосходство в живой силе в 2 раза (480 тысяч против 240 тысяч), он взял Москву, но после неё начал отступать, и покинул Россию в декабре этого же года, потеряв 95 % своей армии.      До сих пор идёт спор о причинах поражения Наполеона в России.
Врач Наполеона ирландец О*Мира, который провёл с ним три года в изгнании на острове Святой Елены, вёл с ним беседы на разные темы, в том числе о войне с Россией. Все свои беседы он скрупулёзно записывал. Его записки вошли в книгу «Голос со Святой Елены», и были изданы в 1822 году в Лондоне, после смерти Бонапарта.
Вот как сам французский император оценивал причины своего поражения, чему он приписывал неудачу в войне с Россией? «Холоду, раннему холоду и московскому пожару» - говорил Наполеон. «Я ошибся на несколько дней; я высчитал погоду за 50 лет, и никогда сильные морозы не начинались раньше 20-го декабря, на 20 дней позднее, чем начались в тот раз. Во время моего пребывания в Москве было три градуса холода, и французы переносили его с удовольствием; но во время пути (отступления) температура спустилась до 18 градусов, и почти все лошади погибли. За недостатком лошадей мы не могли делать ни разведки, ни выслать кавалерийский авангард, чтобы узнать дорогу. Солдаты падали духом и приходили в замешательство. Вместо того, чтобы держаться вместе, они бродили в поисках огня. Те, которых назначали разведчиками, покидали свои посты и отправлялись в дома погреться. Они рассыпались во все стороны и легко попадали в руки врагов. Другие ложились на землю, засыпали и сонные умирали. Тысячи солдат погибли так».
О Бородинском сражении. «Русские имели неосторожность утверждать, что выиграли сражение, - и тем не менее через восемь дней я входил в Москву. Я очутился среди прекрасного города, снабжённого провиантом на целый год. Многие хозяева оставили записочки, прося в них французских офицеров, которые займут их дома, позаботиться о мебели и других вещах; они говорили, что оставили всё, что могло нам понадобиться, и что они надеялись вернуться через несколько дней, как только император Александр уладит все дела. Что тогда они с восторгом увидятся с нами. Многие барыни остались, так как знали, что ни в Берлине, ни в Вене жителей мы никогда не обижали».
О пожаре в Москве. Наполеон говорил, что сотни бродяг были наняты специально для поджога, они рассеялись по разным частям города и поджигали дома. Французы пытались потушить огонь, но был сильный ветер, и стало ясно, что сделать это невозможно. Все противопожарные трубы были испорчены!                Наполеон вспоминал: «Чтобы увлечь других, я подвергался опасности, волосы и брови мои были обожжены, одежда горела на мне. Я сам оставался в Кремле пока пламя окружило меня. Тогда я уехал в загородный дворец Александра на расстоянии четырёх вёрст от Москвы. Вы может быть представите себе силу огня, если я скажу вам, что трудно было прикладывать руку к стенам или окнам со стороны Москвы, так эта часть была нагрета пожаром… Этот ужасный пожар всё разорил. Я был готов ко всему, кроме этого. Кто бы мог подумать, что народ может сжечь свою столицу? Если бы не этот роковой пожар, у меня было бы всё необходимое для армии; на следующий год Александр заключил бы мир, или я был бы в Петербурге».
Под конец О*Мира задал Наполеону очень важный вопрос: «Смог ли бы он всецело покорить Россию?»
- «Нет! – ответил Наполеон, - но я принудил бы Россию заключить выгодный для Франции мир!».
- «В этом городе (Москве), - продолжал он, - было до 40 тысяч людей в рабской зависимости. Я провозгласил бы свободу всех крепостных в России и уничтожил бы крепостнические права и привилегии дворянства. Это создало бы мне массу приверженцев. Я заключил бы мир в Москве или на следующий год пошёл бы на Петербург…».

Декабрь 2021, Санкт – Петербург, Лысов А.В.
Библиография:
1. Епатко А. Занимательные очерки петербургского историка. От Петра I до наших дней. – М.: ЗАО Издательство Центрполиграф, 2013, - 572 с.
2. Шефов Н.А. Самые знаменитые войны и битвы России. – М.: Вече, 2002 – 528 с. (Самые знаменитые)