Встреча с купцом

Игорь Чудиновских
Встреча с купцом (отрывок из повести "Там, где нас нет")

Утром они поднялись на холм и увидели город – неровные линии бетонных развалин, бывших когда-то многоэтажными домами. Хотя солнце еще висело низко над землей,  но жара уже начинала чувствоваться. Горизонт уже колебался в восходящих потоках горячего воздуха. В город вела белая лента дороги.

- Нам туда, - робот показал на развалины.

Мальчик поежился.

- Это плохое место, - вдруг сказал он. – Давай ты туда сходишь один, а я подожду тебя здесь.

- Я не могу это сделать, - ответил робот. – Ты же знаешь, что я запрограммирован охранять тебя. Значит, я должен быть все время рядом с тобой. Мы должны идти туда вдвоем.

Мальчик вздохнул.

- Ну что ж, пошли.

Неожиданно на окраине города возникло пыльное облачко, которое стало быстро приближаться к ним.

Робот медленно покрутил головой вправо и влево.

- Это какой-то автомобиль, - объявил он.

Облако росло и вскоре автомобиль затормозил около них. Больше всего он походил на магистральный грузовик с полуприцепом, кабину которого обшили броней с бойницами, а сверху водрузили пулемет. Еще один ствол – небольшой пушки – угрожающе торчал сзади.

Некоторое время царило молчание. Видимо, те, кто были в грузовике, разглядывали их. Потом наверху кабины с лязгом откинулся люк и в нем показался человек в полицейском шлеме с узкими прорезями для глаз, скрывавшем половину лица. Человек был одет в пыльную куртку, а в руках держал какую-то трубку, угрожающе направленную на робота. Повисло ожидающее молчание.

- Хороший день, - поприветствовал его робот.

- Допустим, - откликнулся человек без всякого выражения.

- Нам нужны новые батареи, а еще нам нужны вода и пища. Это у тебя есть?

- Допустим, что это у меня есть. – сказал человек уже помягче. Трубку он опустил. – А что есть у вас? Монеты?...

- У меня есть старые батареи.

- Этим ты заплатишь за пищу и воду, Р-200. Я знаю тебя. Но что ты дашь за новые батареи?

- Знания.

- Знания? – от удивления торговец даже снял шлем. Он оказался мужчиной средних лет с загоревшим лицом, выгоревшими бровями. Короткий ежик прически выдавал в нем бывшего военного. – У тебя есть знания?

- Да у меня есть знания. Например, карта дороги в Чистые Земли или технология для изготовления фильтра для очистки воды.

- Чистые Земли! – фыркнул торговец. – Чистые Земли! Там не нужны нищие! Туда надо идти с мешком денег, чтобы сразу купить участок! А фильтр… Ты знаешь, сколько у меня таких фильтров?!

- Мой фильтр убирает радиацию и все тяжелые металлы.

Человек задумчиво провел пальцем по верхней губе.

- Я знаю, что ты не можешь врать. Ты запрограммирован на правду… Фильтр… Впрочем, я смогу  продать его в оазисе на Песчаной реке… Ладно! Согласен! Прошу в магазин!

Стенка полуприцепа вдруг откинулась вверх и за ней обнаружились полки с коробками, мешками, тюками и просто какими-то вещами.  Робот внимательно посмотрел на них.

- Пожалуй, я возьму вон те батареи. И еще вон тот пищевой концентрат и еще вон то сухое молоко.

Робот хотел было двинуться к товарам, но торговец резко наставил на него трубку.

- Стой на месте, Р-200! Сначала расчет! Ты же знаешь, что у меня в руках. Стоит мне шевельнуть пальцем и все твои мозги оплавятся, и ты превратишься в бесполезную груду металлолома!

Торговец нагнулся и вытащил снизу кабель с разъемом на конце. Потом он еще потянул его и бросил вниз. Робот подобрал кабель и вставил куда-то в себя. Торговец удовлетворенно кивнул и опустился в кабину. Через некоторое время он снова показался в люке.

- Порядок. Можете забирать товар.

Из-под пола прицепа неожиданно выдвинулся небольшой трап. Робот поднялся в магазин, где стал заменять батареи. Старые он аккуратно ставил на свободное место. Потом робот взял банки с концентратами и спустился вниз. Трап спрятался, стенка фургона опустилась вниз. Торговец иронично отсалютовал им.

- Благодарю за покупки.

Он опустился вниз, захлопнув крышку люка. Взревел мотор, грузовик набирая скорость, запылил по дороге. Мальчик посмотрел ему вслед.

- Скажи, а мы будем там нужны, в Чистых Землях? – спросил он.

- У меня нет ответа на этот вопрос. Я знаю только то, что я должен доставить тебя туда.