Земельные конфликты, как детонатор для проведения

Ислам Сайдаев
Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин в одной и своих речей отметил, что развал Советского Союза стал величайшей трагедией 21 века, и конечно же он был совершенно прав. Так как развал СССР ударил не просто по вере и надеждам людей на светлое будущее, в которое верила вся страна и ради которой советский народ совершал боевые и трудовые подвиги, но и прошелся железным катком по дружбе народов СССР. Последствием развала СССР стали многочисленные конфликты на почве территориальных претензий, которые на долгие годы вбили клин противостояния между братскими народами бывших Союзных республик: в Приднестровье, Закавказье и Средней Азии, - это далеко не полный перечень тех регионов бывшего СССР, где бушевали конфликты в постсоветский период.
Распад СССР спровоцировал не только народы союзных Республик, но и спровоцировал ряд конфликтов и внутри России. Последствия которых будоражат наше российские общество и по сию пору. Много горя пришлось испытать народам современной России из-за нерешённости конфликтных вопросов внутри России, в том числе и в вопросах неопределённости границ между бывшими автономными республиками. И еще больше пришлось положить жизней и сил для того, чтобы снять очаг напряжённости и урегулировать эти спорные моменты на Кавказе, в том числе и в вопросе сепаратизма.
Однако, оказалось, что мир добытый таким тяжелым путем, такими жертвами не всем по нутру. Оказалось, что кому-то не терпится вновь разжечь огонь неприязни и вражды между братскими народами России, и не только разжечь, но и ввергнуть Кавказ уже новое противостояние, но уже на почве деления земель между братским чеченским и ингушским народами. И эти люди, до сих пор не могут успокоить свой «нафс» (нрав) снова и снова ища инфо-поводы для новой грязной игры у которой вероятно есть свои заинтересованные заказчики далеко за пределами России.
Недавно, в начале ноября 2021 года, снова была предпринята такая попытка, разжечь ненависть и вражду между чеченцами и ингушами, поводом которой послужили обычные строительные работы в Галанчожском районе Чеченской Республики. Когда некоторые активисты из Ингушетии подняли шум, что якобы чеченская сторона намерено хочет изменить русло реки, по которой частично проходит административная граница между Чеченской Республикой и Республикой Ингушетия. Этим самым они не столько «подливают масла в огонь» конфликта, так как никакого конфликта не существует, а все это не более чем хорошо отработанная система стравливания народов, сколько вредят самим себе. Пытаясь предать этому конфликту политическую окраску и сделать себе пиар претендуя на статус жертв политических репрессий.
В самом начале этой затянувшейся эпопеи, начавшейся с митинга в Магасе, я предупредил своих ингушских друзей, чтобы они не принимали участие в этой «заказухе», целью которого было отстранение от власти тогдашнего президента Юнус-Бека Евкурова успешно решивший вопрос «умиротворения ингушей» с дальнейшим разжиганием межнациональной розни. Что все участники этой «фитны» («смута»), в конце концов останутся «козлами опущения», так оно и произошло. 
Все это время я хранил молчание, ходя будучи политологом и экспертом по информационному противодействию экстремизму и терроризму, я часто комментирую и даю оценки происходящим событиям не только у нас в стране, но и в мире, так как не хотел играть на руку нашим врагам, но сегодня, когда страсти чуть по утихли, хотел бы выразить свое мнение и суждение по этому поводу.
К тому же есть и подходящий инфо-повод. Как сообщили СМИ 15 декабря текущего года, Кисловодский городской суд на выездном заседании в Ессентуках огласил приговор лидерам протестов против изменения границы между Ингушетией и Чечней. Согласно информации, опубликованной русской службой «BBC»: «Председатель Совета тейпов ингушского народа Малсаг Ужахов, член совета Ахмед Барахоев и глава ингушского отделения "Российского красного креста" (причислено минюстом России к иностранным агентам) Муса Мальсагов получили по девять лет колонии.
Главу организации "Выбор Ингушетии" Исмаила Нальгиева, руководителя Совета молодежных организаций Багаудина Хаутиева и главу объединения "Опора Ингушетии" Бараха Мемурзиева суд приговор к восьми годам лишения свободы, замдиректора Мемориального комплекса жертвам репрессий Зарифу Саутиеву - к семи с половиной годам.
Таким образом, суд назначил всем фигурантам те сроки о которых просил прокурор. Всех подсудимых признали виновными в организации опасного для жизни насилия в отношении силовиков (часть 2 статьи 318 Уголовного кодекса с применением части 3 статьи 33 УК). Барахоева, Ужахова и Мальсагова также признали виновными в организации деятельности экстремистского сообщества (часть 1 статьи 282 УК), а остальных - в участии в нем (часть 2 статьи 282.1 УК). Барахоев и Ужахов также признаны виновными в причастности к некоммерческой организации, посягающей на личность и права граждан (статья 239 УК). Кроме того, суд признал Барахоева виновным в неисполнении обязанности об уведомлении о наличии второго гражданства (статья 303.2 УК).
Чтобы понять, произошедшее, оценить всю тяжесть вины подсудимых, а именно так, судя по обвинению решил суд, давайте вернемся к началу конфликта, к его причине.
С момента разделения Чечено-Ингушской АССР на две республики, а произошло это после неудавшегося путча ГКЧепистов в августе 1991 года, стал вопрос об определении границ Чеченской Республики, объявившей о своей независимости от России, и нового территориального образования внутри России - Республики Ингушетия.
Однако, благодаря здравомыслию тогдашних руководителей обеих республик, этот вопрос был отложен на долгие годы, дабы избежать очередного конфликта и без того напряжённой ситуации на Кавказе. И все это время, начиная с периода разделения двух республики в 1991 году и до сегодняшнего времени, эта тема была закрыта, пока в Чеченской Республике не был окончательно решен вопрос с мирным переустройством.
После чего, для преодоления территориальных противоречий и возможных причин для напряжённости в будущим, в связи запланированным восстановлением в Чеченской Республике Галанчожского района, упразднённого еще в период сталинско-бериевских репрессий, главами Чеченской Республики и Республики Ингушетия, 26 сентября 2018 г. было подписано соглашение об определении границы, в том числе путем обмена части незаселенных территорий.
Подготовка данного документа осуществлялась еще с 2009 г. специализированными комиссиями обеих республик.
Законопроект, в последствии подписанный главами ЧР и ИР, был составлен с учетом сложившихся исторических и иных фактов по устоявшейся границе 90-х годов 20 века.
Таким образом получилось, что границы двух республик были установлены по руслу р. Фортанга, от истока до селения Бамут, что соответствует традиционному разделению чеченских и ингушских земель. Часть Бамутского лесничества ЧР площадью 7 тыс. 200 га, входящего в государственный заповедник «Эрзи» в районе селения Аршты и селения Чемульга, отнесена к лесному фонду Республики Ингушетия.
Кроме того, осуществлено выравнивание участков границы,
что позволило отнести их от населенных пунктов и автомобильных дорог.
В этих целях произведен равноценный обмен территориями площадью 1 тыс. 890 га в районе селения Аки-Юрт Малгобекского района. И еще раз отмечу, что все это было установлено решением комиссии, состоявшей из представителей обоих сторон, так что претензии ингушских активистов к чеченскому народу, не имеют никаких оснований, как и обвинения своих братьев в некоем вероломстве, которого не было и в помине.
В соответствии с работой комиссии и принятия
документа не противоречащего  федеральному законодательству
и нормативно-правовым актам Российской Федерации, было принято . положительное заключение о его  ратификации, полученные от региональных органов власти и муниципальных собраний за исключением Конституционного Суда РИ. При этом следует отметить, что чеченская сторона не до - не после
этого,  не выдвигала претензий на 77 тыс. 400 га Сунженского района РИ (Закон ЧР от 6.11.2012 г. № 29-РЗ), который в 1930 г. входили в состав Чеченской автономной области.
Однако, факта соблюдения всех юридических и нормативных актов для некоторых представителей ингушской стороны, якобы ратующих за ее благополучие оказалось не достаточным. И вместо того, чтобы вести разъяснительную работу и призвать народу согласиться с решением государственной комиссии и руководства обеих республик, к чему призывает в таких ситуациях, шариат (свод мусульманских законов и норма общежития) и адат (свод традиционных законов и правил), которым свято следуют ингуши, эти представители ингушского народа стали разжигать межнациональную вражду и национальную ненависть к братскому чеченскому народу, клеймя чеченцев всеми отвратительными и постыдными обвинениями.
Модераторами этих обвинений и последовавших за ними протестных акций на площаде в Магасе (столицы Ингушетии), выступили активисты вновь организованного НКО «Ингушский комитет национального единства»: А. Погоров (бывший министр МВД РИ), А. Барахоев, М. Ужахов («Совет тейпов ингушского народа»), Б. Чемурзиев («Опора Ингушетии»), М. Мальсагов («Российский красный крест»), И. Нальгиев, Б. Хаутиев («Координационный совет молодежи ингушетии») и З. Саутиева.
Стабилизации ситуации не способствовали и действия
по наведению правопорядка руководства и личного состава МВД РИ, в ряде случаев выразивших солидарность с митингующими, часть которых вероятно также были повлечены к деструктивной работе путем ведения их заблуждения по территориальному вопросу. Для пересмотра соглашения с Чеченской Республикой оппозиционерами оказывалось давление и на депутатов Народного собрания РИ, в том числе на Героя РФ Р. Нальгиева, а также Я. Картоева и М. Султыгову, в целях их склонения к публичному заявлению о фальсификации результатов голосования. В следствие указанных факторов в городах Магас и Сунжа прошли несанкционированные протестные акции.
С 6 по 17 октября 2018 г. состоялся согласованный митинг перед зданием телерадиокомпании «Ингушетия», где участвовало до 1 тыс. человек, а 12 октября т. г. в ходе коллективного молебна уже приняли участие до 15 тыс. человек.
26 марта 2019 г. в г. Магас Республики Ингушетия на проспекте
И. Зякикова (площадка перед зданием НТРК «Ингушетия») с 10.00 до 18.00 час. состоялся согласованный митинг. Организатор которого стала организация ОД «Опора Ингушетии» под руководством Б. Чемурзиева. К 18.00 часам московского времени на месте мероприятия находилось 1 тыс. 500 чел. (максимальное количество участников до 5 тыс., в среднем 3 тыс., в период проведения обеденного намаза – 2 тыс. 100 чел.).
В ходе своих выступлений модераторы протеста среди которых были: Б. Чемурзиев («Опора Ингушетии»), М. Ужахов и М. Беков («Совет тейпов ингушского народа»), А. Барахоев (доверенный муфтия), А. Погоров (экс-министр МВД РИ), И. Хамхоев (муфтий РИ), М. Мальсагов («Российский красный крест»), М. Муцольгов («Машр»), Р. Муцольгов (партия «Яблоко»), З. Мамилов (депутат НС РИ), И. Абадиев (владелец ТЦ «Так») и Б. Хаутиев («Совет молодежных организаций Ингушетии»), стали призывать к
отставки Главы Республики Ингушетия Ю. Евкурова и  к
возврату прямых выборов Главы Республики Ингушетия,
проведения референдума по земле и границе с Чечней, а также
исполнения закона «О реабилитации  репрессированных  народов», одним из основополагающих пунктов которого является  возвращение Пригородного района РСО-Алания в состав Ингушетии. Что не могло не вызвать напряжённости как в отношении с соседней Чеченской Республикой, так и с Республикой Северная Осетия – Алания, на что вероятно и была рассчитана данная акция, по замыслу ее заказчиков.
Следует заметить, что согласно уровню интеллекта участников и устроителей данных акций, они не могли не знать, что подобные заявления и действия приведут неминуемому конфликту с властью и разжиганию межнационального конфликта между ингушами и чеченцами с одной стороны и ингушами, и осетинами с другой. А значит все это прогнозировалось и уже было заложено в данный проект, что несомненно уже само по себе является преступлением перед собственным народом, учитывая последствия таких действий, которые уже были испытаны и апробированы не раз как самим ингушским нардом, так и чеченцами в 1973 году, 1993 году, и в 1994 вплоть до отмены режима проведения антитеррористической операции в ЧР в 2008 году.
То, что этот конфликт был искусственно спровоцирован с целью  разжигания очередного конфликта на Кавказе, указывает и тот факт, что эти события не совещались   
Федеральными СМИ, а широко освещался корреспондентами известных своей деструктивной деятельностью против России и народов Кавказа информагентств как: «Росбалт», «РБК», «Эхо Москвы» и русской службы «ВВС».  Последняя и в этот раз первой выдала информацию о том, что участники протеста осуждены и получили от 7-и до 9-ти лет лишения свободы.
Свидетельством того, что изначально митинг был создан с целью дестабилизации внутренней обстановки в Кавказском регионе России, путем разжигания ненависти и вражды между братскими народами, по примеру апробированного митинга в Грозном в 1991-94 годов, свидетельствует и хронология тех событий 26-27 марта, события которых и легли в основу обвинения:
«В 18.00 час. Б. Чемурзиев формально объявил митинг оконченным, вместе с тем, в связи с провокационными заявлениями оппозиции он перерос в несанкционированный. Протестующие уведомлены об ответственности за нарушение установленного порядка проведения мероприятия.
В 19.00 час. М. Мальсагов выступил и призвал собравшихся стоять до конца. В качестве аналогии провокационно предложил подумать, как холодно было идти нашим женщинам через горы из Осетии в 1992 г., когда их обливали холодной водой из пожарных машин.
С 20.00 час. 26 марта 2019 г. до 6.00 час. 27 марта текущего года на площади находилось до 100 чел., с 6.00 до 8.30 час. – до 250 чел. Из числа модераторов: А. Барахоев, Б. Чемурзиев, А. Погоров, М. Мальсагов, Р. Муцольгов и Б. Хаутиев.
Ночью сотрудниками Росгвардии предприняты 3 попытки оттеснить протестующих: в 4.40 час., 6.20 час. и в 7.40 час., использована светошумовая граната. В ходе столкновений телесные повреждения получили 2 сотрудников Росгвардии (перелом ноги и носа).
В 7.50 час. А. Погоров и М. Муцольгов вывели между митингующими и росгвардейцами 30 сотрудников полиции РИ, что в большей степени сорвало проведение операции.
В 8.20 час. М. Мальсагов и А. Барахоев призвали митингующих расходиться, акция на площади прекращена. Протестующие в составе 150 чел. выдвинулись в сторону выезда из г. Магаса и остановились на «Экажевском круге» федеральной трассы «Кавказ» (около 5 км. от города). Их деятельность координировалась А. Погоровым и А. Барахоевым.  К 14:00 митингующие разошлись.
В результате проведенного анализа видеозаписей установлено, что в несанкционированном митинге 26-27 марта текущего года участвовало 380 чел., включая около 50 вступивших в физический контакт с военнослужащими Росгвардии. По данному факту ГСУ СК России по СКФО возбуждено уголовное дело по ст. ст. 282.1 «Организация экстремистского сообщества», 239 «Создание некоммерческой организации, посягающей на личность и права граждан» и 318 «Применение насилия в отношении представителя власти» УК РФ по фактам массовых несанкционированных акций протеста 2018-2019 гг. в г. Магас РИ, задокументирована причастность к беспорядкам 49 фигурантов (в том числе 8 организаторов).
3 апреля 2019 г. проведены масштабные мероприятия по задержанию фигурантов. Вместе с тем, лидеру протестов А. Погорову удалось скрыться.
В результате реализованного комплекса ОРМ (оперативно розыскных мер) в феврале текущего года установлен и задержан находившийся в международном розыске лидер экстремистского сообщества, сопредседатель ликвидированного «Ингушского комитета национального единства», бывший министр МВД РИ А. Погоров.
В целях предупреждения использования судебного процесса для организации несанкционированных акций через Верховный суд РФ изменена территориальная подсудность на Кисловодский городской суд Ставропольского края (СК). Для пресечения попыток неправомерного давления на участников заседаний инициировано рассмотрение дела в «закрытом» режиме. В результате 41 обвиняемый в применении насилия к сотрудникам Росгвардии (ст. 318 УК РФ) приговорен к суммарно более 60 годам лишения свободы.
Решением Кисловодского городского суда СК 7 модераторов протеста, обвиняемых в организации экстремистского сообщества, применении насилия в отношении представителей власти и создании организации, посягающей на личность и права граждан приговорены к наказанию в виде лишения свободы: А. Барахоеву и М. Ужахову – 9 лет, Б. Хаутиеву, Б. Чемурзиеву, И. Нальгиеву, М. Мальсагову – 8 лет, З. Саутиевой – 7,5 лет колонии.
В 1 квартале 2022 г. планируется направление в суд уголовного дела в отношении А. Погорова. Через Верховный суд РИ ликвидированы оппозиционные НКО «Духовный центр мусульман РИ», «Совет тейпов ингушского народа» (СТИН) и «Ингушский комитет национального единства». Признано иноагентом региональное отделение «Российского красного креста».
Из выше приведенных данных обвинений следует вывод, что митингующие сами целенаправленно обостряли ситуацию, нарушая множество пунктов законодательства РФ, регламентирующих подобные мероприятии. Более того, судя по требованиям митингующих отражённых в материалах обвинения, лидеры протеста использовали факт подписания двухстороннего договора между Республикой Ингушетия и Чеченской Республикой, лишь как повод для начала акций протеста, когда как истинные причины их выступлений были озвучены лишь в ходе митинга, а их дальнейшие действий говорят о спланированности последовавших за этим провокаций. На спланированность этих акций указывает то, как и какие средства массовой информации освещали и освещают эту ситуацию. Что свидетельствует о заинтересованности Запада в данном конфликте и попытке реализовать свои интересы в России по сценарию цветных революций.
Мне очень жаль, что наши граждане очередной раз попались на уловки западных пропагандистов и идеологов, старающихся вот уже не первое десятилетие проводить свои геополитические интересы в Евразии руками чеченцев и ингушей, вследствие чего уже погибло и продолжают погибать и становиться фигурантами уголовных дел наши земляки и сограждане. Надеюсь, что это не легкий этап своей жизни осуждённые пройдут достойно и выйдут по УДО, осознав свои ошибки и в дальнейшем уже не будут попадаться на удочки заокеанских «рыцарей Плаща и Кинжала».


Ислам Сайдаев

15 декабря 2021 г