Ушедший в море навсегда

Вячеслав Прытков
                УШЕДШИЙ   В  МОРЕ   НАВСЕГДА

Места  возле  мыса  Чауда  на  Крымском  полуострове  избрали  ещё  в  ХХ  веке  для  проведения  испытаний  новейших  военных  разработок. Вряд  ли  кто  мог  заметить  там  однажды  большой  корабль, медленно  уходивший  в  море  и  оставлявший  далеко  позади  берега. Отсутствие  некогда  грозных  артиллерийских  орудий  всё  равно  выдавало  в  нём  контуры  крейсера  типа  «Светлана», на  самом  деле, бывшего  гвардейского  корабля  «Красный  Кавказ», исключённого  из  состава  ВМФ.
Достигнув  определённой  точки  в  море, ходовая  команда  сошла  на  подошедшие  катера, покинув  уже  обречённый  крейсер. На  подлёте  в  этот  район  находился  самолёт  «ТУ – 4»  с  противокорабельной  ракетой, которая, отделившись  от  воздушного  судна, сама  пошла  на  цель. Вскоре  она  поразила  безлюдный  крейсер, и  он, разломившись  пополам, затонул  в  течение  нескольких  минут. Было  это  21  ноября  1952  года. Так  не  стало  легендарного  крейсера  «Красный  Кавказ».

Долго  строившийся  ещё  до  революции  с  1913  года  на  Николаевском  заводе  «Руссуд»  англичанами, он  получил  название  «Адмирал  Лазарев», но  после  октябрьских  событий  долго  ржавел  в  доке. Потом  оказалось, что  ещё  в  1917  году  представители  фирмы  увезли  всю  документацию  и  чертежи  крейсера. Только  в  1926  году  Реввоенсоветом  СССР  было  принято  решение  о  достройке  корабля  по  совершенно  новому  проекту, а  в  1927  году  его  переименовали  в  «Красный  Кавказ». На  крейсере  установили  первые  образцы  советских  артиллерийских  систем – четыре  дальнобойных  орудия  с  центральной  наводкой, новшествами  стали  авиаплощадка, по  всему  кораблю  команды  отдавались  по  радио.
«Красный  Кавказ»  вошёл  в  состав  Черноморского  флота  в  1932  году. До  Великой  Отечественной  войны  дымовую  трубу  крейсера  украшала  красная  звезда  с  золотой  каймой – своеобразный  знак  победителя  социалистического  соревнования  первого  корабля  на  всех  флотах  Советского  Союза. Начало  войны  крейсер  встретил  в  полной  боевой  готовности, уже  23  июня  1941  года  производил  постановку  мин, отражал  атаку  немецких  самолётов, в  Новороссийске  принял  десант  морской  пехоты  и  направился  в  Одессу. Там  своими  орудиями  главного  калибра  вёл  обстрел  вражеских  береговых  позиций, отбивался  от  налётов  авиации. С  корабля  ушли  на  берег  первые  добровольцы, которые  сражались  под  Одессой. Чтобы  точнее  бить  по  расположениям  немцев  с  крейсера  на  шлюпке  сошли – корабельные  артиллеристы  М. Мартынов  и  Ф. Бовт, скрытно  наблюдавшие  за  врагом  и  передававшие  на  крейсер  координаты  целей, точно  наводя  орудия  «Красного  Кавказа», а  затем  ночью  вернулись  на  корабль.

В  канун  1942  года  «Красный  Кавказ»  принимал  участие  в  Керченско – Феодосийской  операции  вместе  с  другими  кораблями – крейсером  «Красный  Крым», эсминцами  «Шаумян», «Незаможник», «Железняков», катерами  и  тральщиками. Под  обстрелами  с  берега  и  с  воздуха  крейсер  высадил  на  берег  почти  две  тысячи  человек  десанта. Корабль  получил  несколько  пробоин, горел, но  не  смотря  на  это  продолжал  вести  огонь  по  береговым  целям.
Комендор  В. Покутный  спас  крейсер  от  неминуемой  гибели  когда  один  из  вражеских  снарядов  взорвался  в  орудийной  башне, возникшее  пламя  стало  угрожать  пороховым  зарядам. Контуженный, он  лёг  всем  телом  на  горящий  пороховой  пакет  и  предотвратил  взрыв  корабля. «Красный  Кавказ», получивший  в  бою  целый  ряд  повреждений, с  обгоревшими  палубой  и  надстройками  вернулся  в  Новороссийск. Ему  требовался  срочный  ремонт, однако, корабль  получил  новый  приказ – опять следовать  в Феодосию, охранять  город  от  налётов  авиации. Вновь, взяв  на  борт  десант  и  орудия, крейсер  уходит  в  море. Только  успев  разгрузиться, попадает  под  массированный  налёт  немецкой  авиации. Яростно  отбиваясь  зенитками  и  пулемётами, сбивает  один  самолёт, второй, третий. Бомбы  сыплются  на  израненный  корабль, который  не  прекращает  бой. Огромная  пробоина  в  правом  борту, вода  заливает  отсеки. Срочно  обрубаются  швартовочные  тросы, крейсер  уходит  в  море. Вся  команда  борется  за  спасение  корабля, а  немецкие  самолёты  по – прежнему  сбрасывают  на  него  бомбы,  вышла  из  строя  одна  двигательная  установка, замолчало  радио. Крейсер  полузатоплен, но  ещё  сохраняет  ход. Ему  удаётся  дойти  до  Туапсе, а  там  буксир  поведёт  корабль  в  Поти  на  ремонт. Так, из  боя  в  бой  воевал  «Красный  Кавказ».

В  1942  году  он  становится  первым  гвардейским  крейсером  ВМФ. На  нём  проходили  службу  известные  морские  офицеры – Н. Кузнецов  (Нарком  ВМФ), А. Гущин, К. Агарков, В. Ерошенко  и  др.


Не  смотря  на  огромный  боевой  вклад  во  время  Великой  Отечественной  войны, капитальный  ремонт  корабля  посчитали  нецелесообразным, сделали  его  учебным, а  осенью  1952  года  разоружили  и  превратили  в  корабль – мишень. Явно  незаслуженно  легендарный  гвардейский  крейсер  ушёл  в  море  навсегда. Тогда  пусть  в  памяти  потомков  сохранится  о  нём  былая  слава.

15  декабря  2021  года.                Вячеслав  Прытков