Болгары и волыняне 8

Светлана Каплун
        Не даёт мне покоя река Текезе, которая течёт в Эфиопии и даже отделяет её от Эритреи. В Эритрее она известна также как Сетит. Что интересно, Египет от Эфиопии с Эритреей отделяет страна Судан. Во времена Древнего Египта на месте Судана располагалась другая страна. Нубия — историческая область в долине Нила, между первым и шестым порогами, то есть севернее суданской столицы Хартума и южнее Асуана в Египте. Так вот, второй фараон I династии Древнего Египта по имени Хор Аха вёл войны в Нубии. И поэтому наименование одного из его годов царствования звучит как «Хор Аха избил Сати (Нубию)». Что Нубия (Сати), что Судан — оба на одном месте. И речка Сетит, наверное, указывает, что «там живут сетитяне!». Только где? В Судане? В Эфиопии? В Эритрее?

    Я-то помню, что в Эфиопии когда-то правила династия Загве, правители которой происходили из народа агау. Агау — группа кушитских народов в северной Эфиопии и Эритрее. Так вот. У египтян было принято делить Нубию на две части: северную часть они называли Уауат, а южную (ту, что ближе к современной Эфиопии) — Куш. Но есть ли там то, что мы ищем? Думаю, да. Когда в 2310 — 2260 годах до н. э. Египтом правил фараон Мерира Пиопи I, он по обычаю похвастался, дескать, я настолько укрепил свою власть в Нубии, что местные племена (ирерчет, маджаи, уауат, каау и другие) были обязаны в случае войны выставлять вспомогательные войска… Вот эти каау, возможно, и есть то, что надо. Но ведь речка Сетит называется ещё и Текезе! А я что-то подобное уже слышала. Давайте сравним.

    Токуз — село в Каушанском районе Молдавии. Расположено оно тоже вблизи границы (молдавско-украинской) и примерно в 15 км к юго-западу от города Кэушень. Слышите? И речка там маленькая есть (10 км всего), Токуза, которая берет начало от нескольких ручьёв, что севернее и западнее села Токуз. 

    Из описания Каушан в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона (1890—1907): по переписи, свыше 3 700 жителей (более 2 тысяч православного вероисповедания и около 1 700 — иудейского). Получается, больше трети населения было еврейским! Хочу напомнить. Мара Тэкле-Хайманот (X век) — император (негус) Эфиопии, основатель династии Загве. Некоторые императорские списки называют его Мэйраре, а другие просто Тэкле-Хайманот, что на языке геэз означает Плод веры. Вначале он командовал войсками последнего короля Аксумского царства Дил Наода. Позже, был женат на Масобе Варк, дочери короля Аксумского царства Дил Наода. После этого фактически отстранил своего предшественника-тестя и основал собственную династию. Другие источники считают, что Дил Наода от власти устранила царица эфиопских евреев Юдит, кузина Тэкле-Хайманота, после которой он унаследовал империю.

    Если царица Юдит ему кузина, значит, родная? Значит, евреи? Вот и Кайла — один из двух диалектов агавского языка кемант, на котором в прошлом говорили эфиопские евреи. Ничего! Идиш тоже не совсем иврит. Зато ГЕэз (гЫыз, древнеэфиопский язык), который в настоящее время сохраняет функцию языка литургии Эфиопской православной церкви и Эфиопской католической церкви, а также в иудейском эфиопском обществе, входит в северную подгруппу эфиосемитских языков, близких к древнеюжноаравийским. В недавнем исследовании было предположено, что эфиопская семитика была завезена в Африку из Южной Аравии примерно 2800 лет назад, и что это внедрение этиосемитов претерпело «быструю диверсификацию» в Эфиопии и Эритрее. Из того, что мы уже рассмотрели, 2800 лет назад явно маловато будет! И для семитов, и для мифического народа гау. Тем более, что изначально мы вообще булгарами с волынянами интересовались! А они где живут? Во-о-от! Рукой подать до Кишинёва.

    Волостное село Новые Каушаны расположено на месте древнего городища Кишинева. Близ села находилась крепость Гуша или Гуссейн, основанная татарами и в конце XVI века разорённая казаками. Из развалин крепости возникло затем новое укрепление, получившее название Каушан. Возможно, здесь просто игра слов Гуша-Гуссейн и гыыз. Но подозреваю, что нет.

    Известно, что Крым-Гирей (Крымский хан, правление 1758—1764, 1768—1769) создал свою вторую столицу в городе Каушаны, куда он приезжал из Бахчисарая практически ежегодно инспектировать но-гайские орды… Так что ещё и тюрки!

    Каушан с 1998 по 2003 год был муниципием и административным центром уезда Тигина (Бендерский уезд ). Бендеры (от перс. ; гавань, пристань) — город в Приднестровской Молдавской Республике, главный порт на реке Днестр. В Молдавии и Румынии часто используется старое название города — Тигина (рум. Tighina). В грамотах молдавских господарей середины XV века попеременно упоминались названия Тягянякяча, Тигина. В различных исторических документах присутствуют такие вариации, как Тунгаты, Тунгаль и др. Похоже на Тенкодогу? Ага. По славянской версии, дело было так. Около города с давних времён существовала удобная переправа через Днестр. В X веке эти места населяло одно из славянских племён — тиверцы, употреблявшие слова «тянуть», «тягнуть», «толкать», «тункать» для обозначения переправы, откуда и пошло название города. Этноним тиверцы вероятно образован от тюркского *tiv-аr «говорящий, переводчик». Либо этноним возводится к древнему названию Днестра — Tуras, Tуris (ср. иранское название реки Tivrа). Вот что к тиверцам имеют какое-то отношение ираноязычные сарматы, я верю. А что они город «вытункали», не верю!

    Основным занятием тиверцев было земледелие. Расселились они в валашском ареале. На западе их ареал граничил с землями скотоводческого романоязычного населения (валахи), на востоке — с так называемым Диким полем, которое всё больше наводняют кочевники тюркского происхождения. Вот, например, живёт в тех местах до сих пор народ га-гаузов. Тюркоязычный. Потомки то ли булгар, то ли печенегов с турками-сельджуками. Вот они «тункнуть» могли, потому как «гау».

    Гагаузы принадлежат к Y-ДНК гаплогруппам: I2 (23.6 %), R1a (19.1 %), G (13.5 %), R1b (12.4 %), E1b1b1a (11.1 %), J2 (5.6 %) и N (2.2 %). Филогенетический анализ Y-ДНК указывает на наибольшее родство гагаузов с македонцами, болгарами, сербами и другими балканскими народами. Сразу видно, что смесь очень пёстрая. Почти четверь мужчин составляет «балканская» I2 (23.6 %). R1a (19.1 %), которой тоже прилично много, возможно та же, что у тиверцев (скифская или сарматская). Средиземноморской J2 маловато. Кавказ представлен больше (G 13.5 %). А вот E1b1b1a откуда? В настоящее время гаплогруппа E1b1b1a (M78) распространена среди народов Юго-Восточной, Южной и Центральной Европы (албанцы, греки, карпато-русины, македонцы-славяне, южные итальянцы и сардинцы), Северо-Восточной и Восточной Африки (египетские арабы и копты, западные суданцы, сомалийцы и эфиопы) и, в меньшей степени, Западной Азии (турки-киприоты, друзы и палестинские арабы). Почему-то совсем не вижу «семитской (еврейской)» J1. Наверное, она вся к ногайцам ушла (кубанские ногайцы – 19,5%). А «еврейская» должна быть, потому как Хазарский каганат был, где верхушка поголовно обратилась в иудаизм.

    Изначально топонимы с элементом кишенёв встречаются в документах родом из тех территорий, которые были захвачены тюрками в XV в. и потом в течение нескольких столетий оставались местом концентрации кочевников, поэтому некоторые исследователи предполагают, что название города имеет не романское, а тюркское происхождение. Они считают, что слово произошло от половецкого слова «кишения» (кыпчак. kesene), означавшего «место погребения, мавзолей». О существовании в районе современного Кишинёва печенежских погребений свидетельствуют археологические раскопки.

    Скорее всего, изначально печенеги являлись частью огузов. Хивинский хан и историк 17-го века Абульгази в своем известном историческом труде «Родословная туркмен» пишет, что племя печенег является одним из 24-х древних туркменских (огузских) племен. Известный советский историк и археолог С. П. Толстов относит печенегов к огузским племенам, а также отождествляет их с древним сакским племенем апасиаки (пасианы). После краха Хазарского каганата (965 год) власть над степями к западу от Волги перешла к печенежским ордам.

    Существует Уйгурская теория происхождения хазар — версия этногенеза хазар, предполагающая, что хазары и родственные им барсилы являются уйгурскими племенами, входившими в огуро-огузскую ветвь тюркских народов. В тюркских рунических памятниках VIII века уйгурские племеные объединения называются токуз-огуз («девять племён»), хутур-огуз («тридцать племён») или хутур-огур. Огур есть фонетически более архаичная форма названия огуз. Уйгуры были одним из древнейших племенных союзов Центральной Азии, генетически связаны с позднегуннскими государствами. В III-V вв. Уйгуры входили в ещё более крупное племенное объединение, которое в китайских хрониках носило название гаочэ (!!!), или гаоцзюй («высокие телеги»). С VI в. их племенной союз стал именоваться в китайской хронике теле (тюрк.-монг. тегрег «телега, повозка»). В ходе непрерывных войн значительная группа племен теле мигрировала на запад, в степи Юго-Восточной Европы. Но большая часть осталась в Центральной Азии. Ещё до возникновения Тюркского каганата, в 546 г., центральноазиатские теле были подчинены великим ябгу Бумыном, ставшим в 551 г. первым тюркским каганом. Эта часть теле, ещё в IV в. возглавленная племенем сеньто (сиры тюркских надписей) и их династийным родом Ильтер, образовала тогда союз «десяти племен».

    Между прочим, Сеннар, Сеннарский султанат — феодальное государство с монархическим строем на территории нынешнего Судана, северо-западной Эритреи и западной Эфиопии.  Если вы думаете, что племя сеньто Сеннару совсем не созвучно, то прошу вас сравнить огузское племя сеньто с племенем сентиу.

    Во времена египетского фараона Сахура в храме на острове Сехель, немного ниже первого порога, были сделаны на рельефах изображения похода, видимо, в Финикию, на что указывают захваченные в качестве пленников типичные по внешности азиаты и, привезённые в качестве добычи, сирийские медведи. Ещё дальше помещены изображения рядов иноземцев, названных общим именем сентиу. Между ними, мы видим представителей племени иунут и ментиу, живущих на Синайском полуострове, или в пустынных областях Нижней Нубии. Конечно, сентиу не племя. Но что тогда такое Сеннар? Синай и так далее?

    В 1969 и в 1976 гг. были обнаружены в Северной Монголии и в Хангайской горной стране две стелы с древнеруническими надписями. Эти стелы были воздвигнуты по приказу первых уйгурских каганов — Элетмишь Бильге-кагана и его сына Бегю-кагана — в 744 г. Исторические разделы обеих надписей, по сохранившимся фрагментам, близки по содержанию. В этих переведенных исторических текстах были найдены парадоксальные факты. Уйгурские каганы VIII в., владения которых простирались в Монголии и Туве, называют себя наследниками и преемниками древних вождей, которые за сотни лет до них возглавляли огуро-огузские племена евразийских степей. В надписях на этих стелах, также упоминаются такие вожди-огузы как Беди Берсил и Кадыр Касар и говорится об их гибели. Эти надписи затрагивают время и пространство Первого Тюркского каганата после смерти Бумына, времён второй половины VI в.; время междоусобных войн, в которых погибли прославленные огузы Беди Берсил и Кадыр Касар; время двадцатилетней войны в Эле, и приведшей к распаду Тюрко-огузского дуумвирата в Центральной Азии.

    Так что северо-африканский компонент на Балканах, конечно есть. Но я уверена, что тюркский язык в Сахару занесли совсем не ливийцы.

    Продолжение следует.