Удивительная жизнь

Филипьева Татьяна Васильевна
ПРЕДИСЛОВИЕ К ПУБЛИКАЦИИ


       Люди говорят: «Кто кого любит, тот того и голубит». Эта на вид нелюдимая и строгая старушка в монашеском облачении не всякого человека удостаивала своим расположением, а тем более разговором по душам. Мне же она благоволила. И когда уже в почтенном возрасте она почила о Господе, прожив непростую, полную треволнений и приключений жизнь, я по просьбе издательства Свято-Троицкого мужского монастыря в Джорданвилле (США), написала краткое слово о ней с её же воспоминаниями, которыми она со мною поделилась.
       Статья была опубликована в издававшемся в Джорданвилле журнале «Православная Русь» №2 (2002) в разделе «Памяти ушедших». Но я уже не помнила, в каком именно номере опубликована статья. А 14 декабря 2021 года, накануне праздника любимого на Руси святого угодника Божия Николая Чудотворца, просматривая подшивки «Православной Руси» в поисках своих статей, я неожиданно увидела промелькнувшее фото монахини Митродоры – это была та самая моя статья. Господь так устроил, что именно сейчас статья нашлась, поскольку душа матушки нуждается в поминовении и молитвах, ведь в этом 2021 году, 18 декабря, исполняется ровно двадцать лет со дня её кончины.
       Вечная и благая память монахине Митродоре и её родному отцу Родиону, убитому, по удивительному совпадению, также в эти дни, на Николу зимнего, в 1937 году. Прошу и вас, дорогой читатель, молитвенно вздохнуть о монахине Митродоре, её сыне иеродиаконе Зосиме и убиенном Родионе. Быть может, и нас с вами кто-то помянет на земле спустя двадцать лет…


МОНАХИНЯ МИТРОДОРА


       5/18 декабря 2001 года, в канун праздника святителя Николая в Джорданвилле, на 94 году своей жизни скончалась монахиня Митродора.
       Матушка Митродора, в миру Мария, родилась в селе Врублевцы, что под Винницей (Украина) в 1907 году. Она была старшей дочерью в крестьянской семье Родиона и Ирины, которые были людьми религиозными и имели кроме Марии ещё пять дочерей. «Отца моего убили в тюрьме в 1937 году на Николу зимнего», – вспоминала матушка Митродора.
       В детстве Мария училась в церковно-приходской школе, где рано выучила молитвы. Особенно она полюбила Иисусову молитву.
       Придя в возраст, Мария вышла замуж за Михаила Никуляка, и у них родились два мальчика Александр и Николай.
       Были они из зажиточных крестьян, трудились, не покладая рук, имели много овец, из овчины вручную делали ковры.
       В период репрессий взрослых членов семьи сослали на север строить Беломорканал, который, как говорит народ, весь стоит на костях. Младших детей спрятали у соседей на селе.
       Мария с мужем работали на строительстве девятого шлюза под Мурманском. В 1933-34 годах Мария убежала со стройки, а муж Михаил остался там. Мать Митродора рассказывала:
       «Был март, холод, снег, метель. За мной приехала мама и три дня ждала меня на станции, в сорока километрах от места побега, в городе Павлинец, построенном ещё при царе. Бежали мы с Катей, которая родом из Орла, двенадцать километров лесами, обходили патрули. Устали, измучились. Вдруг вижу я, по другой стороне дороги идёт женщина в чёрном, с длинной палкой в руке, выше головы. Я её спросила, где тут есть церковь, и узнала, что совсем рядом – храм святителя Николая Чудотворца, где каждый день совершается служба. Пришли в церковь, я долго била поклоны. Из алтаря вышел священник на костылях. Подала ему записку, потом подошла и поклонилась иконе. И тут меня словно током ударило, и я поняла, что надо спешить, скорее уходить. Вышла из церкви, а тут как раз отходил автобус, на который я едва успела сесть.
       Долго я ещё пряталась, но всё равно меня арестовали и посадили в тюрьму. А потом этапом отправили в тюрьму в Каменец-Подольский. Шли по четыре человека в ряду в сопровождении конвоя с собакой. Голову надо было держать вниз, вертеть головой нельзя, можно получить пулю в лоб. В тюрьме просидела пять месяцев, весь Успенский пост провела в тюрьме.
       Мама моя, по Божьей милости, родилась умная, помогала мне: носила картошку и хлеб с постным маслом, да побольше, чтобы другим давать тоже…
       После тюрьмы добралась до города Винницы. А тут уж вскоре началась война с немцами. Я сказала, что под красными не останусь, пойду, пока под ногами есть земля, а не будет земли, то поплыву. Пошла в Германию я не одна, со мною были сын Николай (впоследствии иеродиакон Зосима, скончавшийся в Свято-Троицком монастыре в 1998 году), моя родная сестра Анна и её муж Григорий. Мама с нами не пошла, мы плакали о маме.
       Однажды я видела сон. Будто стоит дом на маленькой улочке, я заглянула в окно, в спальню, постучалась в дверь. Открыли две чужие женщины, говорят: «Не знаем, где ваша мама». – «Ну, как же, – говорю, – это ж её дом». А они своё: «Не знаем». Вдруг вижу лестницу на крышу, а оттуда, с крыши стон слышу. Я поняла, что маме помощь нужна, и пошла за врачом.
       Проснулась я вся в слезах и подумала, что кроме Бога нет никакого доктора, чтобы помочь маме. Стала я молиться, и приходит письмо, что мама больна.
       Прожили мы в Германии семь лет, получали пособие как беженцы. Сын Николай ходил в школу, выучил немецкий язык. Поступил в семинарию и стал диаконом в городе Регенсбург».

 
***

       Когда я приезжала в Джорданвилль, мы не раз беседовали с монахиней Митродорой, и она доверительно делилась со мной воспоминаниями.
       В 1949 году Мария с сыном приехали в США и поселились в городе Амберге. Тут она работала швеёй, свитера шила. Вышла второй раз замуж, но прожила с мужем только девять месяцев: он скончался от сердечного удара.
       В 1974 году мать с сыном совершили паломничество на Святую Землю. Там в Хевроне игумен Игнатий постриг Марию в мантию с именем Митродора.
       В 1980 году они купили дом недалеко от Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле, где и поселились уже навсегда.
       Сын её тоже вскоре принял монашество с именем Зосима. В монастыре главным его послушанием было пчеловодство. Он много и усердно занимался пчёлками и мёдом. Когда я впервые приехала в Джорданвилль на Медовый Спас и попала на праздничную службу, то в конце традиционного водосвятного молебна у джорданвилльского колодца именно отец Зосима раздавал каждому человеку по маленькой баночке мёда. Так в 1995 году я с ним познакомилась, а потом уже и с его мамой, монахиней Митродорой, которая до конца своей земной жизни подвизалась при Свято-Троицком монастыре. Я бывала в их домике и видела, что матушка жила как настоящая отшельница и затворница. Ко мне она расположилась, потому и появились на свет эти заметки о её жизни.
       У иеродиакона Зосимы (Никуляка) случилась смертельная болезнь, и пришлось пожилой монахине хоронить своего сына. На фотографии как раз запечатлён момент прощального материнского благословения на похоронах отца Зосимы. Мать Митродора пережила его на три года. Могилки их рядом на монастырском кладбище в Джорданвилле. Царствие им Небесное и вечный покой!
       Такая вот история.