Александр невский

Виктор Аксючиц
АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ
В СОЗИДАНИИ РУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
Доклад на международной конференции
«Святой великий князь Александр Невский: цивилизационный выбор»
в НИУ «Высшая школа экономики»
14 декабря 2021

Я исхожу из того, что народ является историческим организмом с соборной душой, своей судьбой и собственной исторической миссией. Творческими гениями народа проявляется историческая память и формируется национальное сознание. Александр Невский глубинно выражал национальный дух, потому и совершал выдающиеся исторические деяния.
Александр Невский был мудрым вотчинным князем, умелым воинским вождём, храбрым воином… Но многие русские князья обладали этими качествами. Он отличался тем, что в большинстве своих действий руководствовался не только, условно говоря, служебным долгом, который блистательно выполнял, но и тем, что было за пределами жестокой реальности его времени. И что потому было мало доступно пониманию современников.
Русский народ родился в крещении в Православие. Через полтора-два столетия Русь стала высококультурной страной и крупнейшим европейским государством, с множеством храмов и монастырей, в которых создавались исторические летописи и историософские трактаты («Слово о законе и благодати» митрополита Илариона), с образованным высшим сословием и с начальной грамотой в низших. Православие явилось душой русского народа, церковнославянский язык и письменность формировали общий язык восточнославянских племен, созидали русское самосознание. Формировалась государственность как историческое тело народа, политическая раздробленность княжеств и междоусобица – закономерный этап складывания единого государства. Татаро-монгольское нашествие и одновременная экспансия с Запада оказались смертельной угрозой для становящейся русской православной цивилизации. Нужно сказать, что только русский народ сумел выжить в условиях, при которых исчезали с исторической арены все другие народы. И не только выжить, но создать самое большое государство со множеством народов, великую культуру и цивилизацию. Одним из решающих звеньев в русской исторической цепи было служение Александра Невского.
В то время это был единственный русский князь, который ориентировался в решении жизненно важных злободневных проблем на главное: сохранение Русского Православия, ибо единство народной души будет основой восстановления единого государственного тела как системы самозащиты и жизнеобеспечения русского народа. Поэтому князь оказывался победителем именно в тех битвах и в определённый момент, либо отказывался от некоторых из них.
Выдающиеся способности государственного деятеля проявились у Александра Невского в 15 лет, когда он самостоятельно княжил в Новгороде. При умиротворении перманентно мятежного новгородского боярства ему приходилось столкнуться с перманентной же экспансией извне: со Шведским королевством, на западе – с немецким Орденом меченосцев, затем Тевтонского ордена, а также с различными немецкими епископствами в Прибалтике, обладавшими значительной военной мощью. Юго-западные рубежи Новгорода постоянно нарушались силами крепнувшего Литовского государства. И внутренняя и внешняя политика молодого князя оказывалась достаточно реалистичной и дальновидной.
Когда в 1237 году на восточные русские земли обрушились монгольские полчища, князь Александр не смог участвовать в их отторжении ибо сознавал, что это гибельный вариант для его дружины, а значит и его княжества, и его служения Руси.
Когда литовцы в 1239 г. захватили Смоленск князь понимая, что военные действия могут легко перекинуться и на новгородские земли, укрепил литовское порубежье. В этом также сказалось предощущение им грядущей угрозы со стороны усиливающегося Литовского государства.
Первое крупное военное столкновение молодого новгородского князя со шведами закончилось его полным триумфом. Победа не позволила шведам закрепиться на берегах Невы, закрыть Новгороду и другим русским землям выход к морю и к другим народам.
Через полтора месяца после битвы на Неве соединенные силы Тевтонского ордена, датского короля, юрьевского епископа и служившего немцам русского князя Ярослава Владимировича захватили пограничную псковскую крепость Изборск. Затем крестоносцы взяли Псков.
Князь Александр не воспрепятствовал захвату Пскова. Ибо после Невской победы, которая была достигнута преимущественно княжеской дружиной, Александр был не в состоянии противостоять агрессии новых врагов. Это вызвало резкое недовольство части новгородцев и бежавших в Новгород псковичей. Из-за конфликтов Александр вынужден был покинуть Новгород
Зимой 1240/41 г. немцы захватили владения Новгорода. Новгородцы были вынуждены вновь пригласить на княжение Александра, который в начале 1242 г. неожиданным ударом с запада освободил Псков. Победа в 1242 г. на льду Чудского озера была полной.

При этом Александр Ярославич не был никаким "антизападником", - он был готов вести переговоры с послами Римского Папы, с Ливонским Орденом, с Швецией и Норвегией, со всеми западными соседями. Однако, Александр Невский никогда не полагался на помощь Запада против монголов, и не был готов жертвовать ради этой помощи Православной верой.
В 1245 г. в Орду отправился отец Александра великий князь владимирский Ярослав Всеволодович, где он был отравлен в 1246 г. Александру предлагали приехать к ханскому двору и получить землю отца, но князь почувствовал опасность и не поехал.
Александр Невский отправился в Орду в 1252 г. для получения Владимирского великого княжения. После его отъезда его брат Андрей поднял восстание против монголов, надеясь, что смена хана позволит избавиться от вмешательства в русские дела.
Это дало повод историкам считать, что Александр Невский коварно воспользовался обстоятельствами и добился в Орде права на владимирский великокняжеский стол, наслав при этом на Русь ордынскую карательную экспедицию. Однако Александр отправился к Батыю не после, а до выступления Андрея.
Александр сознавал, что Андрей своим легкомыслием губил Русь, поэтому осудил брата и принудил Новгород платить дань монгольской империи. Вместе с тем, Александр не превратил брата во врага, а сделал его союзником, выделив ему Суздальское княжество.
Когда при разладе в монгольской империи во многих русских городах произошли восстания против сидевших там имперских чиновников. Александр Невский поддержал эти выступления, рассылая грамоты с призывом “тотар побивати”.
Когда же монголы в 1262 г. потребовали произвести военный набор среди жителей Руси, поскольку возникла угроза их владениям со стороны Ирана, Александр Невский вынужден был отправиться в Орду, чтобы смягчить требования хана. На обратном пути он умер, не прожив и сорок лет. Не исключено, что Александр был тоже отравлен.

Как полководец Александр Невский едва ли имеет себе равных среди других князей средневековой Руси. Но, в отличие от деда, отца, родных братьев, даже собственных детей, он ни разу не участвовал в кровавых междоусобных схватках. Для решения внутренних конфликтов Александр стремился не доводить до боевых действий, а разрешать проблему самой угрозой применения силы. Ибо Александр как никто понимал, что после погрома русских земель и чужеземного господства внутренние войны и даже полная победа одной из сторон приведет к общему ослаблению Руси и уничтожению ее трудового и военноспособного населения.
Александр в критический период истории стремился охранить границы и сохранить целостность территории Руси, заботился о её населении. На разгромленной монголами Руси Александр сохранил Великое Княжение Владимирское как точку геополитического и государственного суверенитета, которую впоследствии подчинила себе одна из линий его потомков – Князья Московские. Это позволило впоследствии при ослаблении Орды скинуть иго и объединиться Руси, воссоздать русскую государственность.

Индивидуальная стратегия и тактика князя Александра Невского может послужить примером потомкам. У него вся управленческая, дипломатическая и силовая деятельность подчинялись задачам метаисторическим:
1. Приоритетное охранение души народа - единства Русской Православной Церкви как условие воссоздания единого русского государства,
2. Бережение народа, умиротворение князей.
3. Стремление добиваться всякого результата с наименьшими жертвами русских людей и Руси в целом.
4.  Всевозможная консолидация разгромленного и раздробленного русского государственного тела.   
5. Ради этого отказ от междоусобицы, а также от некоторых битв.
6. Неожиданное нанесение поражения врагам, несущим смертельную угрозу.
7. Готовность на болезненный компромисс ради сохранения основных сил для основной борьбы, которая возможна и за пределами его личной жизни.
Уникальность этого исторического служения осознана народом в канонизации Святого благоверного князя Александра Невского.