Лев Саркисов - первый армянин на вершине Эвереста

Ашот Левонян
12 мая 1999 года в 10 часов утра известный альпинист из Тбилиси Лев Аршакович Саркисов в составе гималайской экспедиции «Кавказ-99» взошёл на вершину Эвереста (8848м) в возрасте 60 лет 161 дня.
Саркисов стал не только первым армянином, поднявшимся на высшую точку планеты, но и вошёл в Книгу рекордов Гиннеса как самый пожилой на тот момент альпинист мира, покоривший Джомолунгму.

В состав команды, кроме Льва Саркисова, входили альпинисты из Грузии Бено Кашакашвили, Бидзина Гуджабидзе и Афи Гигани, из Азербайджана - Саридан Мурасгуров.
В команду были приглашены и альпинисты из Армении, но они не смогли найти деньги на своё участие.
Лев Аршакович кавалер «Ордена Эдельвейс», «Ордена Чести», обладатель почётного звания «Снежный барс» - его удостаивались альпинисты СССР за покорение всех четырёх семитысячников страны.
Через год, в конце мая 2000 года, Лев Аршакович всего на несколько часов приехал в Ереван, чтобы отсюда вместе с армянскими альпинистами Айком Тонояном и Александром Маиляном уехать в США для подъёма на пик Мак-Кинли (6190м) на Аляске.
Все трое один раз уже были на вершине этой своенравной горы, но в это раз был выбран очень сложный маршрут восхождения.
- Лев Аршакович, что вы ощутили, приехав в Непал?
- Там я был впервые, и многое меня поразило – и огромные размеры гор, необычный ландшафт, культура этого народа.
В душе я верил, что обязательно взойду на вершину Эвереста, но до самого последнего момента меня не покидала тревога: мне впервые предстояло подняться выше 7500 метров, и я не знал, как поведёт себя мой организм на высотах более восьми тысяч.
Я был вынужден учитывать и свой возраст – в 60 лет переносить такие запредельные нагрузки на выживание намного сложнее, чем в 45 лет.
- Часто на маршруте бывают ситуации, когда самый трудный участок бывает даже не  у вершины, а где-то посередине.
- Действительно, подобное случилось и со мной на Эвересте. На высоте 6400м я переоценил свои возможности, сильно нагрузился и очень быстро шёл, обогнав даже шерпов и молодых коллег. А ночью не мог уснуть – меня не покидало чувство тревоги, сильно билось сердце, не хватало воздуха. Было страшно, потому что на такой высоте и друзья ничем помочь не могут.
После этого я понял, что мне не следует бегать.
В целом маршрут технически был среднего уровня, но психологически его прохождение было очень сложным.
- Сколько времени длилась экспедиция?
- Более двух месяцев, включая акклиматизацию и устройство промежуточных лагерей. После завершения всей подготовительной работы мы спустились на отдых на зелёную поляну на высоте 4500м, потом поднялись в базовый лагерь (5300м), откуда за четыре дня поднялись на вершину.
- После Эвереста многие теряют интерес к горам – выше уже не поднимешься.
- У меня не было такого чувства. И на вершине я не  испытал особых эмоций. Пробыли мы  на ней час, сделали фото- и видеосъёмку.
Мы подняли туда флаги ООН, Непала и трёх закавказских республик. Я произнёс теплые слова в адрес грузинского народа, по-армянски обратился к соотечественникам. Но не расслаблялись – предстоял сложный и опасный спуск.

На сегодняшний день на высшей точке нашей планеты - Эвересте, побывали семь армян, в том числе одна женщина - Ирена Харазова.

P.S. 2 февраля 2024 года в возрасте 86 лет Лев Аршакович Саркисов ушел в лучший мир.
Светлая память!

На снимке: Лев Саркисов с армянским флагом на вершине Эвереста.