Нужны ли государственные предприятия?

Авазбек Атаханов
В нашем обществе много лет не утихают споры о том, нужны ли Кыргызстану государственные предприятия? Одни аргументируют, что они нужны, другие, вооружившись цифрами, доказывают, что государственные предприятия в условиях рыночных отношений нерентабельны.

Между тем, государственные предприятия во всем мире играли и играют важную роль в поддержании национальной экономики. Однако, их нужность определяется не фактором рентабельности предприятия, а необходимостью удовлетворения специфических нужд страны, которые во многих случаях связаны с социальными вопросами, сферами обороны и безопасности. К сожалению, многие чиновники, даже высокого ранга, этих нюансов не понимают.
 
Кстати, в Положении о государственных предприятиях, в редакции Правительства КР от 8 апреля 2021 года № 133, прямо написано, что основными целями деятельности государственных предприятий являются:
1) удовлетворение нужд государства, юридических и физических лиц в производстве товаров, работ или услуг стратегического значения, связанных с обеспечением национальной безопасности, защиты обороноспособности, охраны правопорядка, окружающей среды, деятельности органов дипломатической службы;
3) реализация государственных программ и социально ориентированных проектов общереспубликанского значения.

В стране существует перечень и реестр государственных предприятий, численность которых сокращается из года в год. Время от времени в СМИ и разных совещаниях вбрасываются утверждения о том, что государственные предприятия нерентабельны, поэтому надо их передать в частные руки. И буквально через некоторое время появляются сообщения о том, что какое-то государственное предприятие подлежит приватизации, состоится аукцион и прочее. Все эти обстоятельства приводят к мысли, что эта сфера законодательно соответствующим образом не регулируется, а государственные предприятия должным образом не защищены.
 
По данным Фонда управления государственным имуществом за 2019 год в Кыргызстане насчитывается 10 тысяч 406 зданий, 15 тысяч 22 строения, 434 недостроенных объекта, 366 земельных участков, 7 тысяч 907 транспортных средств, 2 тысячи 135 железнодорожных, авиационных и водных транспортных средств, 78 тысяч 385 нематериальных активов, 784 тысячи 90 машин и оборудования. При этом их общая балансовая стоимость по самым скромным подсчетам составляет около 83 млрд. сомов, то есть почти миллиард долларов, а это немалые государственные активы.

Чиновники нерентабельность государственных предприятий объясняют тем, что находящееся на государственном балансе здания, имущество, техника, оборудование устарело, выпускаемая ими продукция и оказываемые государственные услуги неконкурентоспособны в условиях рыночной экономики. Кроме того, по их мнению, у государственных предприятий накопились огромные долги перед государством и для их развития нужны огромные государственные вложения, которых у государства просто нет.
 
Именно таким образом, чиновники подводят государственные предприятия к приватизации, при этом в качестве позитивного фактора рассматривается возможность погашения долгов, которые накопились у государственных предприятий и снижение бюджетной нагрузки, связанной с их финансированием.

При этом, как только не изощряются чиновники, чтобы быстрее продать тот или иной государственный объект, а там, как правило, люди годами работают, есть даже те, которые создавали это предприятие. И вот, в один прекрасный день, предприятие уходит в частные руки, а люди выбрасываются на улицу. И далее процедура уже отработана. Объект, приобретенный за копейки, как правило, затем по частям распродается в три дорога.

Приватизация госимущества, который начался у нас с начало девяностых годов привела к резкому сокращению доли производства и несбалансированному росту доли сектора услуг.  К сожалению, у нас сложилось ошибочное мнение даже среди экономистов, что государство в условиях рыночной экономики не должно вмешиваться в экономические процессы, считая, что государственное вмешательство препятствует развитию частного предпринимательства, привлечению частных инвестиций, мешает свободной конкуренции и затрудняет эффективному функционированию частных институтов, в том числе рынков.

Все мы помним небезызвестную программу ПЕСАК, по реорганизации и ликвидации крупных, но считавшихся убыточными государственных предприятий. Эта программа была реализована в Кыргызстане в 1993-1996 годах и профинансирована Всемирным банком. Тогда под ПЕСАК попали такие крупные предприятия, в которых работали сотни тысяч человек, как заводы имени Ленина, Фрунзе, Камвольно-суконный комбинат, несколько швейных фабрик «40 лет Октября», «ВЛКСМ» и другие. С реализацией программы тысячи людей остались без работы, активы предприятий были распроданы по частям. В конце концов, на предприятиях ничего не осталось, земельные участки и нераспроданное имущество отданы в аренду или попросту пустуют, нагоняя на граждан тоску и былые воспоминания.
 
Из вошедших в программу ПЕСАК 36 предприятий некоторые единичные заводы-фабрики вышли и смогли сохраниться, в их числе Кантский цементно-шиферный завод и Майлуу-Суйский электроламповый завод. Время показало, что эта программа оказалась ошибочной. Мы не только не возродили эти предприятия, но и уничтожили своими руками промышленный потенциал нашей экономики.
 
Возвращаясь к вопросу нужности или ненужности государственных предприятий необходимо иметь в виду, что есть целый ряд сфер производства и услуг, без которых государству просто не обойтись, но куда по объективным и субъективным факторам, пока частный бизнес не придет.
 
Например, муниципальные дороги, больницы, школы, системы водо и электроснабжения, оказание социальных или иных услуг в труднодоступных районах и населенных пунктах, содержание объектов гуманитарного характера, в том числе дома для престарелых, детские дома и прочее. Кроме того, деятельность государственных предприятий во многих странах позволяет успешно решать важные задачи в социальной сфере, повышать обороноспособность страны и развивать науку, образование и аграрный сектор.
   
К большому сожалению, как правило, сейчас государственные предприятия работают плохо. И здесь даже проблема не в том, что эти предприятия по форме собственности является государственными, а в том, что само государство не научилось ими эффективно управлять и их развивать.
 
Если мы будем избавляться от плохих государственных предприятий, считая их нерентабельными, то надо избавиться и от нашего государства и всех государственных структур, ведь за предыдущие тридцать лет мы так и не смогли выстроить эффективное национальное государство. Значит, проблема не в форме собственности, а в государственном менеджменте, в работающих там руководителях, которые не могут быть эффективными менеджерами.
 
 И в заключении, в народе есть поговорка «ломать, не строить». Продав государственные предприятия частному сектору, наше государство не станет богаче и сильнее, наоборот безвозвратно потеряет многие сферы, которые играют важную роль для развития государственности и национальной экономики, обеспечения национальной безопасности и удовлетворения социальных потребностей наших граждан.