051 Священная река Иордан

Виорэль Ломов
Священная река Иордан
(Раздел: Азия. Реки)

Несудоходная река в Западной Азии. Одна из основных водных артерий региона. Течет через озера Хула (ныне пересохшее) и Тивериадское (Кинерет), впадает в Мертвое море, имеющее отметку 420 м ниже уровня моря. Длина реки — 252 км, площадь бассейна 18 тыс. кв. км. Еврейское название «Йарде;н» происходит от слова «йере;д» («спускается», «падает»), и названия самого большого из источников — Дан. В районе реки много археологических памятников разных эпох: руины древних городов Вифсаида, Капернаум, Коразим, Иерихон, крепость крестоносцев Бельвуар, национальные парки Скифополис и Кумран, в котором в XX в. были найдены 900 пергаментных свитков 250 г. до н.э. — 70 г. н.э. (Кумранские рукописи) и др. Центр мирового паломничества и туризма.

Иордан — одна из самых известных рек на земле. На его берегах произошли важные для всего человечества события, не раз были явлены чудеса, запечатленные в Библии, в исторических и литературных памятниках.

Первые упоминания о реке Иордан в египетских папирусах относятся к XIII в. до н.э. В древние времена река часто представляла собой своеобразную естественную границу, а позже племенную и межгосударственную. В годы Первой Иудейской войны (66—71) Иорданская долина была полем кровопролитных сражений. Так, только в марте 68 г. там погибли от рук римлян свыше 15 тыс. повстанцев. (Иосиф Флавий).

Иордан, как граница Земли Обетованной, часто упоминается в Ветхом Завете. Согласно преданию, за рекой напротив города Иерихона произошло много знаковых для еврейского народа и человечества событий, в том числе чудесных. Первое чудо произошло, когда израильтяне под командованием полководца Иисуса Навина (преемника пророка Моисея) с Ковчегом Завета после сорокалетних скитаний по пустыне перешли посуху Иордан, воды которого расступились перед ними. Посуху переходили Иордан и пророки Илия и Елисей. Омываясь в Иордане, многие люди исцелялись от смертельных болезней.

В дохристианскую эпоху Иордан приобрел статус священной реки. Христианство многое к тому добавило. В частности, чудо, связанное с ежегодным празднованием крещения в Иордане Иисуса Христа. «И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане». (Мар. 1:9). Слово «крестить» означает «погружать» (греч. ;;;;;;; — «погружение в воду»). Пророк Иоанн Предтеча говорил о скором пришествии Спасителя и призывал иудеев исповедать свои грехи, после чего погружал покаявшихся в «струи Иорданские». Народ ждал явления Мессии. Но когда Иисус Христос пришел, никто, кроме Предтечи, этого не заметил. Когда Иисус принимал крещение от пророка, «отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь» с распростертыми крыльями, и осенял Христа, и услышал голос Отца Небесного, свидетельствующего о Христе: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Это было первое откровение Триединого Божества (Отца, Сына и Святого Духа) миру. Своим символическим крещением в Иордане и грядущими крестными страданиями Христос взял на Себя спасение человеческого рода от вечной смерти и примирение его с Отцом Небесным. И первое благодатное действие произошло уже, как только Христос вышел из вод Иордана: воды освятились. Святой Дух вошел в обычную воду и сделал ее святыней.

Согласно толкованию Иоанна Златоуста, «Иордан есть образ нашего смертного рода… Что Мертвое море для живых вод, то ад для умирающих… Итак, относительно этого Иордана, истекающего из живых источников и разрешающегося в мертвое море, всё чудодеяние Божие совершалось (для того), чтобы живая вода не текла более к смерти». Т.е., совершив таинство Крещения в Иордане, Христос символически спас людей от течения к смерти — повернул вспять.

В наши дни на празднике Богоявления во время чина Великого водоосвящения Иерусалимский патриарх и один из митрополитов с двух берегов трижды погружают в спокойные воды Иордана на веревках серебряные кресты. Поверхность реки тут же начинает бурлить, возникает водоворот и на какое-то время течение замирает, поворачивает вспять (это заметно по плывущим палкам, веточкам, венкам), а «ветви деревьев, растущих по берегам, опускаются так низко, что касаются поверхности воды». Затем свидетели этого чуда — радостные паломники погружаются в воды Иордана, уповая на исцеление души и тела.

Об этом чуде — повороте реки — еще за тысячу лет до крещения в Иордане Иисуса Христа сообщил в 113-м Псалме царь народа Израиля и пророк Давид: «Когда вышел Израиль из Египта … ИОРДАН ОБРАТИЛСЯ НАЗАД… ИОРДАН, ЧТО ТЫ ОБРАТИЛСЯ НАЗАД?» (Русский перевод. Выделено мной. — В.Л.). По преданию, вхождение Иисуса Христа в воды Иорданские сопровождалось множеством знамений. Когда Иисус принял от святого Иоанна Предтечи крещение и на Него сошел Дух Святой, воды Иордана пошли вспять. В песнопении на Богоявлении (Кондак Иоанна Предтечи, глас 6) также сообщается об этом: «ИОРДАН, убоявшись Твоего во плоти пришествия, страшно ВОЗВРАЩАЛСЯ НАЗАД (ТЕЧЕНИЕМ ВОД СВОИХ)…». (Русский перевод. Выделено мной. — В.Л.).

Есть попытки опровержения этого явления, материалистически (иногда с математической точностью) доказать невозможность течения реки вспять, назвать его «иллюзией», но в этом утверждении уже, точно, нет никакого чуда. Епископ Иерусалимской православной церкви, архиепископ Константинский Аристарх, успокаивая ниспровергателей, обращает внимание на то, что «...поворот реки вспять, который мы можем наблюдать сейчас, это не то же самое явление, которое происходило, когда Иисус Христос вошел в воды Иордана, или когда израильтяне входили в землю обетованную. Течение не останавливается совсем, река не делится надвое».

По христианской традиции, с IV в., местом Крещения Господня считается северная оконечность реки Иордан, расположенная в 8 км от Иерихона возле греческого православного монастыря Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Место называется Касар аль Яхуд. Специально для паломников недалеко от истока Иордана из озера Кинерет в 1981 г. построили комплекс Ярденит. Согласно последним исследованиям (1996) было установлено, что место крещения Спасителя находится в Иордании, в долине Бетани (Иордания), в поселке Вади-эль-Харар.

Чрезвычайно интересен Иордан и как природный водоем. Протекает река по самой глубокой в мире Иорданской долине. Несколько раз она меняла свое русло. Проходя (тут уместно слово «пронизывая») Тивериадское озеро, Иордан не смешивает свои пресные воды с солоноватыми водами озера. В древности в реке водились гиппопотамы, которые очень не любят соленую и даже слегка солоноватую воду.

Иордан чист и прозрачен в истоках и мутен (из-за илистого дна) в низовье, весьма извилист и непостоянен по своим характеристикам. Ширина реки меняется от 5 до 45 м, а глубина «гуляет» от 1 до 2 м. В нем ловят рыбу, сплавляясь на каяках, проходят ущелья, преодолевают пороги. Есть сведения, что в середине XIX в. на реке были даже водопады. Значительная часть воды используется Израилем, Сирией и Иорданией в хозяйственных целях.

Современное состояние реки вызывает серьезные опасения у экологов. Русло ниже Тивериадского озера постоянно загрязняется промышленными и бытовыми сточными водами. Построенные дамбы значительно снизили уровень воды в Иордане. «С целью оздоровить экосистему реки и прилегающих районов, восстановить флору и фауну и вновь сделать Иордан живой полноводной рекой в Израиле было учреждено Управление по проблемам Иордана, разработавшее генеральный план работ. В 2013 г. благодаря высокому уровню воды в Тивериадском озере и выходу на плановую мощность опреснительных установок началась реализация этого плана». (http://eleven.co.il/article/11811). Сегодня рассматриваются даже предложения по превращению реки в судоходную — хотя бы для рыбацких лодок.


Фото из Интернета
Священная река Иордан