МЭР-1

Михаил Ермоленко
(Несерьёзная фантастика)

Изобретен и построен робот. Его окрестили Мыслящий Электронный Робот или МЭР-1. Хотя мыслительные способности робота полностью определялись вкладываемой в него программой, куратором и наблюдателем за его поведением назначили человека — меня.

— С какой целью создан МЭР-1? — спросил у меня корреспондент одной из газет, специально пришедший к нам в институт, чтобы познакомиться с новинкой.
— Понимаете, это опытный образец. Точного предназначения мы ему пока не выбрали. Он может выполнять любую работу. Сейчас идут испытания.

Утром я застал МЭР-1 у дверей своего кабинета.

— Ты что здесь стоишь?
— Сторожу. Мне сказали, что сторожить — это работа. А я хочу работать.
— Ну хорошо. Идем ко мне.

Мы вошли в кабинет, МЭР-1 почтительно встал у стола.

— Тебе нужно заняться настоящей работой, — сказал я.
— А сторожить — это не...
— Чтобы сторожить, есть другие механизмы. А ты создан, чтобы выполнять работу, которая сложна для человека.
— Ясно, Можно мне стать парикмахером:
— Что? — опешил я. — Почему парикмахером?
— Мне кажется, я справлюсь. Это серьезная работа?
— Вполне, Работа прекрасная, требует ловкости, сноровки, вкуса. Сейчас почему-то мало кто хочет быть парикмахером. Ну, давай попробуем.

В вычислительном центре института была разработана подробная программа. Математики уверили меня, что с ней робота вполне можно допустить к обслуживанию людей.

Утром МЭР-1 встал у кресла. На нем был белый халат и белая шапочка. Первым клиентом был грузный мужчина с длинными волосами. Он осмотрел робота и молча уселся в кресло.

— Постричь. Модно, — кратко высказался он.
— Модно? — МЭР-1 на несколько секунд задумался. — Ясно. Сейчас.

Мужчина откинулся в кресле и закрыл глаза. Через пару минут робот обрызгал его одеколоном и стал в сторонке. Мужчина открыл глаза и взглянул в зеркало. Несколько секунд он молча разглядывал свою наголо остриженную голову, а затем взорвался.

— Что он со мной сделал? Где мои волосы?! — он кричал, размахивал руками, топал и требовал жалобную книгу. Потом вдруг замолчал, махнул рукой и вышел.

В полном недоумении я обратился к роботу:

— В чем дело? Почему ты остриг его наголо? Ведь в твоей программе есть несколько отличных причесок?

— Он просил постричь его модно, — объяснил робот. — В моей программе сказано, что модное, — это то, что нравится многим. Я без волос, старший парикмахер тоже. Также не имеют волос директор института, продавец в магазине напротив и многие другие. Я считаю это модным. Кроме того...

— Хватит, — прервал я его. — Этот экзамен ты не выдержал. Идем в институт.

На следующий день МЭР-1 решил стать врачом. Я был против.

— Нет, первый экзамен ты не выдержал. Давай придумаем что-нибудь побезопаснее.
— Я хочу быть только врачом, — твердо заявил робот. — Выбери мне участок попроще и не оставляй одного. Тогда опасности не будет.
— Ну давай попробуем, — нехотя сдался я.

После разработки новой программы, мы с роботом пришли в поликлинику. Главврач был заранее предупрежден и посмотрел на нас с любопытством. Мы прошли в кабинет, Первым вошел средних лет мужчина в сопровождении жены. Одна рука у него была на перевязи.

— Что с вами? — спросил МЭР-1.
— Рука не сгибается. Дайте бюллетень.
— Сейчас посмотрим, — ответил робот. — Так больно?
— Ай-ой-ей-ей!...
— Ясно. Сейчас смажем вашу руку машинным маслом и все пройдет.

Мужчина хотел возмутиться, но жена удержала его:

— Вася, это, наверное, какой-нибудь новый метод.
— Ну, помазали, — сказал робот. — Теперь как?
— Все равно не сгибается. Дайте бюллетень, все равно ничего не поможет.
— Странно, — пробормотал робот. Он немного подумал и заявил: — Теперь мне все ясно. Неисправен шарнир. Придется заменять на новый.
— Операция?! — воскликнул мужчина, — Ни за что! Не позволю! — и стукнул кулаком по столу. — Поставили тут всяких роботов...
— Идите домой, — спокойно сказал МЭР-1 и отвернулся.
— Почему? А рука? А бюллетень?
— Вы симулянт. Вы только что стукнули больной рукой по столу и даже не поморщились. Идите.
— Я этого не оставлю, — неуверенно сказал мужчина и вышел.
— Это что же, новый метод лечения вывихов? — спросил я.
— Он новый для людей, — ответил МЭР-1. — Мы, машины, давно это знаем и используем.
— Но люди же не машины, они устроены иначе, — и я изложил ему то, что запомнил из школьных уроков анатомии.
— Странно, — ответил он. — Люди устроены просто нерационально. Но если вам так нравится, пусть так все и остается. А я попробую поработать поваром.
— Ну, нет, — решительно возразил я, — К обслуживанию людей я тебя больше не допущу. Найдем что-нибудь другое.
— А учителем? -- спросил робот.
— Ты же не умеешь. И вряд ли научишься, даже с программой. Это очень сложно — учить других.
— Я попробую, — ответил он и удалился.

Три дня он не выходил из мастерской, что-то сверлил и паял. На четвертый день МЭР-1 привел ко мне маленького робота, очень похожего на него.

— Это новый разговорный робот РР-1, — сказал МЭР-1. — Я сделал его сам и сам научил говорить. Вот послушайте. — Он нажал кнопку.

— Для общего блага необходимо: певцов и уборщиц подготовить к заряжению, лошадей - к спецгимнастике для полетов, воду окунать в деревья и стрелять каждый месяц, покуда не испортится, дома направлять в пансионаты, а людей на перестройку, вырастить в океане сад институтов, обучить коров доить зайцев и недисциплинированных сорок переделать в дисциплинированных ворон. Все.

Я от изумления ничего не мог сказать.

— Тебе не кажется, что он что-то путает? — озабоченно спросил МЭР-1.
— Очень даже кажется, — ответил я. — Я же говорил тебе, что учить других — дело совсем не простое.
— Теперь и я сам это вижу, — уныло ответил он. — Пойду, разберу его на детали.. — Он взял РР-1 за руку и увел.

После обеда я уселся в свое кресло. МЭР-1 стоял рядом.

— Что же мне с тобой делать? — спросил я. — Кем же тебя пристроить?
— Врачом, — сразу сказал он.
— Нет.
— Поваром.
— Нет. Еще отравишь кого-нибудь.
— Учителем,
— Ты уже попробовал,
— Капитаном, Космонавтом, Клоуном.
— Ну, хватит! — прервал я его. — Железные нервы нужно, чтобы с тобой работать... Стоп! Железные нервы… А ведь у тебя они и вправду железные... Где же нужны железные нервы?... Вот. Это будет тебе испытанием. Пойдешь продавцом в отдел женских головных уборов.

Результаты испытания будут известны завтра. Что-то будет...