100 лет Западно - сибирскому восстанию крестьян

Василий Долгих
Мир и согласие в обществе – гарант счастья и покоя.

В 2021 году исполнилось 100 лет событиям, о которых в нашей многострадальной России не принято вспоминать, а о некоторых и говорить. Я имею в виду крестьянские восстания, прокатившиеся в 1921 году почти по всей территории страны на почве проводимых Советской властью продразвёрсток и послужившие закату аграрного сектора экономики. О Тамбовском, под предводительством середняка Антонова и Кронштадтским, многие наверняка знают, но сомневаюсь, что они хорошо знакомы с событиями, которые происходили в Западной Сибири. На них было наложено информационное табу. Пришло время, когда на неподготовленного морально обывателя навалился груз закрытой ранее информации. Среди неё оказались и документы о том восстании, которые в корне перевернули моё мировоззрение, связанное с крестьянским вопросом. А так как моя малая родина являлась эпицентром начала восстания, я сделал всё, чтобы изучить этот вопрос досконально. И ужаснулся.
Как всегда и везде, всё началось с перегибов тех, кому было поручено изъять у сибирских крестьян сельхозпродукцию. В докладе непосредственного участника тех событий, командира 85 бригады ВНУС Н.Н.Рахманова Помглавкому по Сибири Шорину сообщалось: «Одной из главных причин, в конечном счёте, вызвавшей восстание, является продовольственная развёрстка (включительно: хлебная, мясная, шерстяная, масляная и пр.), самый факт которой был ненавистен собственническими инстинктами крестьянства и в психологии последнего представлялся грабежом. Это представление крестьянства усиливалось многими случаями недостойного поведения продотрядов, действовавших по изъятию развёрсток, а именно: пьянством, побоями, непрестанными угрозами оружием и другими самочинными действиями, напоминающими поведение ЗАВОЕВАТЕЛЕЙ В ЧУЖОЙ СТРАНЕ…»
Не выдержала натянутая до предела струна терпения сибирского мужика и лопнула. Это произошло тогда, когда выполнив первую зерновую развёрстку на 102%, на него навалили вторую – семенную. Выгребали всё до последнего зёрнышка. А перед этим нажитое потом и кровью добро нещадно  экспроприировали карательные отряды царского адмирала Колчака.
Первые жертвы со стороны крестьян появились в конце декабря 1920 года. Первое вооружённое противостояние советской власти началось в начале февраля в Челноковской волости Ишимского уезда Тюменской губернии. А уже через две с половиной недели вся Тюменская губерния, а также восточная часть Екатеринбургской, западная часть Омской (включая город Петропавловск, который сейчас казахский), Челябинской (Курганский уезд) и Акмолинской (Киргизской АССР) были охвачены огнём крестьянского гнева.  Вооружённые вилами, косами, пешнями, дубинами, топорами и старыми берданками, мужики встали на защиту своего добра и будущего своих детей. Около двухсот тысяч крестьян приняли участие в этой братоубийственной войне.
Для усмирения взбунтовавшихся сибиряков Советская власть задействовала несколько стрелковых дивизий, кавалерийских полков, 4 бронепоезда, части особого назначения. Более шестидесяти тысяч крестьян было уничтожено в течение 1921 года, а остальные вылавливались и истреблялись вплоть до 1938 года. Были жертвы и со стороны Красной армии. По мнению руководства Сибревкома, они составили около пяти тысяч таких же православных мужиков. Но если погибших красноармейцев хоронили как героев, с почестями, то восставших крестьян Советская власть, считавшая их бандитами, категорически запрещала погребать на сельских и городских кладбищах и ставить им надгробные кресты. (Замечу, что бандиты разных мастей девяностых годов, грабящие граждан и иногда погибающие сами, с помпой хоронились, и хоронятся на самых престижных кладбищах Москвы, областных центров, городов и селений).
Не забывала власть своих героев и после. Их именами назывались города, улицы, пароходы, заводы, колхозы и совхозы. По решениям краевых и областных исполкомов в каждом селе, городе и центре им воздвигались памятники и монументы, которые стоят до сих пор. Советской власти уже тридцать лет нет, а они стоят. А что же имеется погибшим в той мясорубке крестьянам? Ничего, кроме памяти народной! Несправедливо это, как-то получается. Разве можно с таким подходом к истории страны добиться в обществе согласия и примирения? Конечно, нет.  Генетическая память живучей памятников. Не случайно сейчас сотни тысяч пожилых и молодых людей активно занимаются поиском своих родственников, погибших в страшной мясорубке гражданской войны.
События тех лет обильны не только человеческими жертвами, но огромными потерями, и в первую очередь, сельхозпроизводства. В 1922 году в Тюменской губернии было засеяно только 32,5% площадей плодородного чернозёма. Причины: резкое уменьшение численности мужского населения, отсутствие гужевого транспорта (включая быков и коров) и семенного материала. И так по всей многонациональной и многострадальной стране. И как следствие, последовавшие за этим голодные годы. Всё это можно было бы назвать геноцидом.
Но к кому апеллировать русскому человеку? К государству, которого нет? К Советской власти, за установление которой погибло столько людей, и которая продержалась всего семьдесят лет? К марксистко - ленинской теории и вождям, претворявшим её в жизнь? К нынешней Коммунистической партии?  Пустое занятие. Русский человек может апеллировать только сам к себе. Погнавшись за красивыми посулами  и сказками умных и изощрённых политиканов о равенстве, братстве и всеобщем счастье,  они забыли о заповедях Божьих и пошли на грех земной.  А в результате потеряли все – и правые, и левые, и богатые, и бедные.
В 1970 году, во время подготовки к столетнему юбилею Ленина, писатель Лагунов Константин Яковлевич подготовил рукопись исторического очерка под названием «Двадцать первый», которая попала на стол первого секретаря Тюменского обкома КПСС Бориса Евдокимовича Щербины. Тот посмотрел её, вычеркнул из списка литературы, входящей в план выпуска, а при встрече сказал писателю: «Зачем ломать концепцию. Кому это нужно? Во имя чего?» «Во имя правды», – ответил Лагунов. И добавил: «Правда нужна всем…» «Не играйте этими словами. Единой правды нет. У каждого класса она своя. Нам нужна своя, большевистская».
Сказано это было в разгар строительства развитого социализма, но такая правда живуча и сейчас.
В городе Ишиме Тюменской области 22 мая 2011 года на пожертвования простых граждан в центральном парке был установлен памятный знак со скромной надписью «Землякам – жертвам трагических событий 1921 года» и с чёрным вороном наверху, держащим в когтях моток колючей проволоки, который пришёлся по нраву далеко не всем. Вскоре с него исчез чёрный ворон, а через некоторое время и сам памятный знак, который перенесли на городское кладбище. Кстати, это единственный памятник восставшим крестьянам в 1921 году на всей территории России и бывших советских республик.
России не нужны смуты и революции, о которых бредят некоторые «буйные» головушки. Они разрушают нашу нацию из нутра и уничтожают  физически и экономически. России необходим мир и спокойствие.  Но до тех пор, пока мы будем сохранять память о буревестниках революции и скрывать потери населения (в основном, крестьянского), сгоревшего в её топках, мы не сможем отрезвить народ и заставить его задуматься над судьбой нации и страны в целом.
Считаю было бы правильно, если бы соответствующие государственные ведомства провели тщательное изучение итогов гражданской войны в разрезе каждого региона и, после широкого обсуждения, внесли отдельным разделом в учебники по истории.   
Необходимо также рассмотреть вопрос о судьбе памятников, символизирующих жертвы Красной армии в период установления Советской власти, которой уже нет, и которая их бросила. (Они не могут приравниваться к памятникам воинам, погибшим при защите Родины от иноземных захватчиков). Героизировать граждан России, убивавших своих соплеменников и братьев по крови ради установления власти, которая ввергла их в кровопролитную пучину - не по-Божески. Памятники должны напоминать обо всех жертвах революции и гражданской войны, независимо от их национальности, политического пристрастия и классового статуса.
 И сделать это необходимо не ради мщения, а во имя правды, справедливости и примирения. Это будет существенным вкладом в дело покаяния, сплочения и дальнейшего развития нации.