Размышление - откуда берутся вопросы?

Ольга Степина Ерухова
Знания могут быть лишь у того, у кого есть вопросы.
Ханс Георг Гадамер

Достаточно давно у меня возникло довольно ясное ощущение, откуда берутся мои стихи. Те стихи, что клокочут внутри при рождении, слова, которые плетутся и ложатся на бумагу сами собой, когда строчка начинает пульсировать и ведет за собой следующую, и следующую, и следующую… и не надо искать рифму и следить за ритмом… Мысль раскручивается, как спираль, и если ты доверяешь ей, то она сама ныряет на ту глубину смысла и образности, которая лучше всего выражает твое состояние.

Такие стихи не пишутся из «трезвого» состояния, когда ты, наоборот, стараешься логично (ярко, броско) соединить понятия и образы, подобрать слова и сочетающиеся звуки, поиграть с рифмой… Первые стихи выплескиваются, вторые – простраиваются…

В какой-то момент стало вдруг очевидно, что из «бытовой» жизни «сильные» строки не пишутся… И речь здесь не о том, что нужно «выпасть» в состояние драмы или пребывать в неконтролируемой ажиотации. Скорее, я говорю о том, что в состоянии реального творчества соединяются несколько параметров - сильное чувственное переживание, потребность сознания озвучить что-то для себя, способность подобрать нужные языковые инструменты и движение чего-то бОльшего, что хочет выразить через тебя кусочек мироздания…

То есть бывают периоды, когда внутренняя способность складывать стих молчит… Жизнь происходит в каких-то плотных, бытовых энергиях… дела идут, день проходит…
Я ни в коем случае не противопоставляю два этих состояния жизни, но данное наблюдение заставило меня обратить внимание на еще один феномен: откуда в нас рождаются / не рождаются вопросы.

Я считаю одним из главных свойств «живого» сознания способность задавать их, так как это означает, что внимание человека активно, он наблюдает мир или себя, у него накапливается во времени определенная база опыта, и он вдруг видит некий механизм или какие-то связи, которые имеет смысл уточнить или прояснить. Может быть, после подобного прояснения мир останется тем же, просто он будет наполнен большим смыслом. А возможно, все поменяется, и то, что мы делали десятилетиями, мы будем делать по-иному. Также вероятно приоткрывание для себя таких знаний, которые до этого вообще не находились в нашей компетенции, и тогда это серьезная возможность начать строить новую реальность…

Но много работая с людьми на протяжении десятилетий, я часто наблюдаю, что самая тягостная тишина повисает, когда ты спрашиваешь у аудитории: «Есть ли у кого-то вопросы?». Попробую обобщить, что я вижу стоящим за этим молчанием.

1. Страх. Страх не задать вопрос, а просто проявить себя, стать видимым. Это особенность культуры, которая, конечно, объясняется в наших условиях многими историческими моментами. Это уродливый артефакт нашего прошлого, генетически пока еще хорошо передаваемый и управляющий нами. Человек, который имеет внутри реально глубокий, хорошо сформулированный вопрос (который может хорошо двинуть всех  - и его самого, и аудиторию), предпочитает промолчать, хороня таким образом движение для всех.

2. Опасение выглядеть смешным и некомпетентным. Это уже более узкие особенности воспитания, когда ребенка приучают к тому, что у него нет права на ошибку, на поиск, на перебор вариантов. Идеальным считается, когда каждая первая попытка сразу выбивает страйк или «сто из ста возможных». Это практически гарантирует восхищение и зависть окружающих, но человек в таком случае все больше попадает в ловушку ожидаемого от него совершенства. В этом случае вопросы, которые поднимаются, будут беспощадно тестироваться внутри на предмет «а по статусу / возрасту / месту ли они?» и отвергаться в случае их мнимого несоответствия.

3. Потеря себя в быту и делах. Растворение в заботах, которое некоторые называют бегом по кругу, часто связано с обилием информации, обязанностей, нагрузкой, отсутствием личного времени на развитие (да даже просто времени на себя). В таком состоянии человек буквально не может поднять глаза, оторвать себя от чего-то, чтобы остановиться и посмотреть на мир по-другому. Вопросы здесь не рождаются, так как вся энергия «расписана» и уходит на обслуживание внешнего пространства человека. И даже если такой персонаж погружается в какое-то развитие, то до момента «разгрузки» энергии он скорее всего будет просто по привычке все принимать некритично и «до кучи», без вопросов, которые обычно сигнализируют о начале анализа.

4. Утрата любопытства. Одно из природных, врожденных качеств человека, которое естественным образом заставляет ребенка изучать мир и задавать вопросы, - это любознательность, которая находит свое практическое применение в форме любопытства. В современном мире эта способность довольно сильно «гасится» взрослыми, которые не способны находиться в контакте с ребенком так много и так часто, как тому требуется. В какой-то момент звучит «замолчи» и «не лезь ко мне», и с этого момента живое чудо любознательности начинает тускнеть и замещаться скукой. Это страшная ситуация, когда электрическая активность мозга фактически тормозится и начинает угнетаться. Думаю, что всем знакомы жалобы на то, что «молодым сегодня ничего не нужно», что «их ничего не интересует» и «они никуда не стремятся»… Впрочем, вместо молодых можно смело подставить «мужчин после брака», «этих пенсионеров», «стариков в этом возрасте» и т.д. Вместо исследования мира эти люди «подсаживаются» на некую картину мира или на какой-то канал мироописания (телевидение, интернет-ресурсы, различные группы) и начинают транслировать исключительно их мысли.

5. Но самое фундаментальное и трагичное для меня – когда человеку «некуда жить», так я обозначаю состояние, когда у индивида не сформирована собственная философская картина мира со всеми ее осями и плоскостями. Так задумано, что суть нашей жизни – это устремление куда-то, так проявляется сила и характер личности, так она растет и становится зрелой и мудрой. В этом случае вопросы появляются всегда, ведь для человека они уточняют, правильно ли он движется, как он может вписать новое знание в свою картину мира, в чем конфликт или соразмерность разных точек зрения. Это самые истинные вопросы, и, наверное, именно на их основании в прошлом и рождались знаменитые беседы мудрецов за неспешной чашкой чая…

Вырастить в себе умение задавать вопросы – это серьезное продвижение в формировании своей природы. Не случайно ведь говорят, что правильно заданный вопрос гораздо важнее ответа… (Но умение слышать и принимать ответы – это отдельный пункт другого, не менее серьезного исследования…)

А вы умеете работать с вопросом?

Написано для проекта perfect.one