Пропавший эшелон-невидимка

Владимир Юденко
                ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ ПОВЕСТЬ


ПРЕДИСЛОВИЕ

   Шёл 1976 год. В необъятной казахстанской степи затерялся маленький военный городок, а всего в нескольких километрах от него расположилась неприметная воинская часть. Хотя старожилы городка до сих пор уверены, что там спрятан подземный аэродром. Видимо, с большим размахом велось строительство объекта.
   Служба моя протекала буднично, если не считать пленения семерых диверсантов ( вооружённых автоматами), а также того факта, что исполнял я её крайне добросовестно. В этой повести мной абсолютно ничего не придумано.
   На фото я третий слева, но это уже в другом подразделении и в ином воинском звании.

НАЧАЛЬНИК ШТАБА

   Единственный человек, фамилию которого помню и спустя сорок пять лет. Подполковник был незаурядной личностью, а его фамилия полностью соответствовала характеру. Сухарев - обладал небольшим ростом, был коренаст, немногословен и требователен к подчинённым.
   Приведу только один пример. Будучи дежурным по части сопровождаю двух подполковников: начальника штаба и замполита, которые прибыли в качестве проверяющих в солдатскую казарму. Кровати бойцов предусмотрительно были установлены на деревянные подставки со штырями, чтобы не царапать пол. И вот одна из них попалась под ноги Сухареву. "Что это?" - спросил он разгневанно и резко бросил предмет на пол. Металлический штырь чуть не вонзился в ногу замполита, тот взвыл от  неожиданной боли, но ничего не сказал начальнику штаба.

   Поэтому, когда меня вызвали к начальнику штаба, я воспринял это известие так,
как будто рядом со мной взорвалась осколочная граната. Услышав его: "Войдите!",
открываю дверь в его кабинет, чеканю строевым шагом и чётко докладываю: "Старший лейтенант Юденко по вашему приказанию прибыл!"
   Не предлагая сесть, он поставил мне боевую задачу: "Никаких сборов и звонков жене, назначаетесь начальником эшелона для доставки груза, даю вам в подчинение начальника караула, разводящего и несколько отличников боевой и политической подготовки с оружием. Получите документы, билеты, сухой паёк на обратный путь. Вопросы есть?" "Никак нет!" - ответил я и, резко развернувшись и прищелкнув каблуками, вышел из кабинета. Машина уже ждала у подъезда.

   ***   В качестве лирического отступления. Прежде чем публиковать эту повесть, заглянул в интернет. Умиление вызвали два момента: наличие нескольких помощников у начальника эшелона и присутствие официанток для доставки пищи личному составу.
   За двадцать пять лет службы я лишь раз привлекался к выполнению такого ответственного задания, и не слышал ничего подобного и от сослуживцев.

РАЗОРУЖЕНИЕ НАЧАЛЬНИКА КАРАУЛА

   На поезд мы не опоздали. Два нижних мета нас порадовали. Я сразу же занял одно из них, предварительно загрузив в нишу автоматы солдат. Начальник караула (тоже щупленький старший лейтенант) отпросился у меня покурить в тамбуре.
   Всё было мирно и буднично, но интуитивно я почувствовал: нечто должно вскоре произойти.

   Подзаголовок обещает пленение скрытного агента ЦРУ или что-то в этом роде. Но случившееся менее интересно, но принесло более заметный урон нашей команде. Начальник караула объявился, когда я уже хотел отправиться на его поиски.
   Его рубашка была выпачкана так, словно он расшвырял по тамбуру нескольких нападающих. Предложил ему отойти в сторонку от подчинённых. Выяснилось, что он болен серьёзной болезнью - потерял сознание и упал. Такие приступы бывают у него периодически. "ЧП останется между нами, а вот "Макарова" попрошу сдать мне на более надёжное хранение, по возвращении из командировки верну" - Сказал я. С этого момента я потерял боевую единицу и приобрёл ещё одно табельное оружие. Ни до ни после мне не приходилось иметь два пистолета одновременно.


СМЕЁТСЯ ТОТ, КТО СМЕЁТСЯ ПОСЛЕДНИМ

   Буквально за несколько дней мы добрались до пункта назначения. Наша особо секретная миссия частично закончилась, но основные приключения ещё даже и не начинались, если не считать мелочей.
   Когда я представился подполковнику (через узенькое окошечко просматривалась только одна половина его круглого лица и один погон) он вдруг начал как-то странно хихикать и предложил мне разделить его веселье, тыкая пальцем в моё командировочное предписание. Там действительно сморозили глупость, оставив адрес типографии. Оправившись от хохота, начальник преобразился: "С объекта никуда, ни ногой, ни на минуту!"
   Это явно не входило в мои планы. Известно, что лучший способ защиты - нападение. Пришлось пойти на явный шантаж: "А вы не в курсе, что у нас никто не проверил документы, хотя мы посетили даже оружейную комнату?" "Давайте решим всё мирно, убираем засветку наших координат, а на утро вы выписываете увольнительную на меня и на одного из моих рядовых" - Высказался я и посмотрел на побагровевшее лицо подполковника, которому явно не хотелось становиться майором из-за беспечности своих подчинённых.
   Забегая вперёд замечу, что именно это увольнение и спасло жизнь всей моей команде.

ОТПРАВКА И СЛЕДОВАНИЕ ЭШЕЛОНА

   Нас неожиданно разбудили ночью. Мы быстро получили оружие и полушубки. Теплушка была расположена посередине состава и ничем не выделялась среди других невзрачных товарных вагонов. При беглом осмотре всё было нормально: буржуйка, небольшой запас дров, угля и воды. Только во время движения выяснилось, что обратный путь займёт гораздо больше времени, придётся самим во время непредвиденных остановок добывать и воду, и уголь, и дрова. Также стало понятно: печка грела только в раскалённом состоянии, поскольку сильно сквозило от дверных щелей, а обивку потолка пустили на дрова ещё наши предшественники по несчастью.
   Режим особой секретности обеспечивался полным отсутствием средств связи даже с машинистом состава, который предпочитал ехать ночью, а днём прятаться на небольших полустанках. К тому же он имел дурную привычку трогаться с места без всякого предупреждения и мог после этого несколько часов подряд гнать через бескрайние казахстанские степи. А за стенкой теплушки иногда доходило до минус тридцати градусов.
   Хотел бы я посмотреть в лицо человеку, который сочинил для караула красочную инструкцию, согласно которой часовой выставлялся на открытую наружную площадку. В таком случае я бы лишился всех своих караульных за неделю пути при нашем "режиме" движения.

НАМ И НЕ СНИЛОСЬ

   Семь дней, проведённые в "теплушке", внесли полную ясность в наш быт. А ещё через трое суток мы поняли, что нас потеряли окончательно, поскольку эшелон не преодолел и половины пути. Хотя по плану он должен был доставить нас домой, к точке выгрузки.
   А что снилось высокому начальству, которое выдало лишь один небольшой шмат сала с сухарями всего на семь дней? Ему снилось - как мы с голодухи собираем "дань" со всех попутных продуктовых ларьков, случайно попавшихся на пути нашего следования. Но торговые точки нам и не встречались. Об этом позаботился наш машинист, которого мы и в глаза не видели.
 
   Как же нам удалось продержаться совершенно без пищи почти две недели? Вот тут и уместно вспомнить увольнение, которое мне удалось выбить с таким трудом. Интуиция меня не подвела и на этот раз. Когда мы зашли с бойцом в шикарный продуктовый магазин, я озаботился о караульных, как родной отец, поскольку и сам в молодости отслужил почти три года срочной службы. В мешок моего носильщика поместились: банки с тушёнкой, несколько баночек сгущёнки, несколько пачек суповых наборов и печенья, сахар, чай. Всё я уже сейчас и не вспомню.

МЕРТВЫЙ СПАС ЖИВОГО

   Наконец-то эшелон-невидимка добрался до точки переадресовки, чтобы вконец запутать нежелательных наблюдателей. Место напоминало железнодорожный узел со множеством рельсовых путей, которые даже в ночное время практически не освещались. я с трудом различил небольшую будочку. А поскольку более солидных зданий и не просматривалось, то направился к ней.
   Дверь оказалась не запертой, за столом сидел закутанный от холода старичок или старушка, сразу и не определишь. Мне молча заменили командировочное, и тут я заметил чёрного цвета телефон. Явно не волшебный, но попытка не пытка.
   Я спросил разрешения и набрал номер большого начальника, который мне дали на аварийный случай. Несмотря на ночное время, ответили быстро.

   Я вкратце представился и сказал, что всё нормально, все живы и здоровы. При этом упоминать своё местонахождение счёл нецелесообразным. На том конце провода мужской голос заверил: "Мы вас представим к ордену только возвращайтесь". Вместо того, чтобы ответить: "Служу Советскому Союзу!" я сказал, что ничего особенного, просто служба. А сам подумал: "За выполнение задания особой важности, при двух должностях и двух пистолетах - можно и два ордена предложить". Но откуда им об этом знать? У меня и в мыслях не было докладывать о начальнике караула, которого тотчас бы уволили из армии.

   Почти в кромешной темноте стал возвращаться к своему эшелону. Далеко сзади послышался шум приближающегося состава. Оглянувшись я успокоился и продолжил путь по шпалам одной колеи, поезд шёл через три пути от меня и я решил больше не оглядываться. Не знаю почему, но вспомнился сосед из Трубчевска, который отправился в Москву на заработки, да так и не вернулся, попав под поезд. И как его угораздило? Ведь был трезвенником. От таких грустных мыслей я непроизвольно оглянулся ещё раз. Фара ярко освещала уже соседний путь. Перескакивает на стрелках! Сообразил я вовремя и сошёл с пути в сугроб. Вагоны грохотали по тому месту, где я только что находился. От их большой скорости меня периодически толкало к ним от завихрений воздушного потока.

ЧАСОВЫЕ МОГУТ СПАТЬ СТОЯ?

   Уже втянулся быть начальником эшелона и начальником караула одновременно. Часового во время прогонов на наружную площадку не выставлял, но зато при стоянках несли службу сразу два часовых одновременно. Под их охраной - груз в соседних вагонах и наша теплушка. Однажды остановились у столба с тусклым фонарём, который едва просвечивал через густой снегопад. Выходить мне наружу не очень то и хотелось, но служба есть служба.

   Увиденное меня неприятно удивило. В совершенно безлюдном месте на часового пошатываясь двигалась некая мужская фигура. Расстояние между ними было уже критическим, а часовой не предпринимал никаких предписанных по уставу действий. Вот тебе и отличник боевой и политической.
   Стрелять в воздух было некогда, да и спрогнозировать поступок часового было невозможно. Я громко крикнул: "Стреляю в лоб, а потом предупредительный!" Неизвестный сразу стал трезвым, круто развернулся от часового и скрылся в снежной пелене. Думаю, что странного путника интересовал не столько часовой, сколько его автомат.

НОВЫЙ ГОД БЕЗ ЁЛКИ И ШАМПАНСКОГО
               
   Это случилось уже в прошлом веке (как быстро бежит время!)
   Странный эшелон продвигался только ночами, а днём затаивался в одном из дальних тупиков. Невзрачные товарные вагоны состава не могли привлечь внимания, как и обшарпанная теплушка с торчащим над крышей обрубком трубы.
   Тот, кто всучил нам эту "теплушку", обладал завидным чувством "юмора": в ней было тепло только тогда, когда закреплённая наглухо по центру пола буржуйка накалялась докрасна. Дощатая крыша тепло не держала по причине отсутствия большей части реек, видимо отправленных в прожорливое жерло буржуйки нашими предшественниками. Если учесть, что уголь и дрова бойцы добывали самостоятельными вылазками (как и воду), то наш быт приобрёл ореол романтики сразу. При этом добытчик всегда рисковал отстать от поезда, который трогался с места без всякого предупреждения, а теплушка располагалась почти в хвосте длинного эшелона, и машинист не мог её видеть. Иногда мне даже казалось, что он и не подозревал о нашем существовании. Напугать мы могли кого угодно даже в этой дикой и бескрайней казахстанской степи: в грязных полушубках, с закопченными, негритянскими лицами, с автоматами и пистолетами... И всё это ради каких-то невзрачных вагонов, опломбированных со всех сторон и переданных мне и начальнику караула под личную ответственность. Три отличника боевой и политической (со слов начальника штаба) дополняли нашу грозную команду.

    После очередного длинного (в несколько часов) перегона машинист как-то неестественно резко затормозил и остановился (вот тебе "Груз не толкать!" - успел подумать я). Начальник караула лежал на спине пластом, раскинув руки. Только погоны старшего лейтенанта выдавали в нём офицера, да и тех не было видно под армейским полушубком. Мой выразительный взгляд в сторону разводящего сработал автоматически: сержант растормошил одного из двух рядовых, и тот нехотя вывалился из тёплого вагона придерживая АКМ. Не прошло и минуты как я решил проверить несение им службы.
   Увиденное меня больше успокоило, чем насторожило. Озадачило только полное отсутствие строений. Часового я рассмотрел сквозь ночную занавесь пурги на фоне одиночного столба не сразу.
   Оглянувшись я заметил, что наш эшелон тронулся с места, и мы общими усилиями едва успели затащить своего часового: сначала его автомат, а потом и его самого.

   Через час поезд вновь остановился, мы отодвинули массивную дверь. Голая степь! Жестом остановил часового. Машинист сделал три свистка (впервые за весь путь такая демаскировка!) и продолжил путь. Я догадался посмотреть на часы. Ровно полночь! Поздравил всех с Новым годом.
   Ни ёлки, ни капли спиртного. Мы все были уверены, что Новый, 1977 год встретим дома. А скрытная дорога с секретным грузом заняла не три дня, а три недели. Представляю, что думали о всех нас наши родственники. Но нас согревала мысль, что на этой планете есть люди, которые нас ждут и любят.
   Воинский эшелон с необычайно большой скоростью преодолевал сотни километров заснеженной ночной степи, а за тонкими стенами теплушки было минус тридцать. Дрова заканчивались и мы молили Бога о скорейшей остановке. Связи с машинистом никакой не было.

ВМЕСТО ЭПИЛОГА

   Эшелон стал идти так медленно, как подходят скорые поезда к столице нашей Родины. Мы все догадались: приближаемся к станции недалеко от нашего городка. И прямиком в тупик для разгрузки, дальше пути нет. Даю последние указания: "Выставлять только одного часового, смена через каждый час". Сержанту подсказываю присмотреть за начальником караула, если понадобиться подменить его. Старшему лейтенанту возвращаю оружие со словами: "Всё остаётся между нами, но по возвращении в часть рекомендую перевестись из боевого подразделения на другую должность".

   От начальника станции узнаю, что нашей воинской части не существует вообще. Действительно, все мои попытки дозвониться успехом не увенчались. Принимаю решение ехать в городок, так как точно знаю, что у моего соседа по лестничной клетке подполковника Шкрылёва есть прямой телефон дежурного по части. Уговариваю одного из водителей не пугаться моего негритянского лица и плачу сразу же затребованную сумму. Дома наспех умываюсь, чтобы не напугать соседку. Мне разрешили остаться и явиться на службу утром. Я догадался: за ночь всё разгрузят.

   Утром увиделся с полковником из Москвы. Он удивился тому, что я не стал писать рапорт о награждении начальника караула, а ещё больше - моему отказу от ордена. Ходатайствовал я о поощрении только рядового состава.
   Тем не менее я получил благодарность от командования "За выполнение особого задания".
   Старший лейтенант вскоре смог перевестись на должность начальника клуба.
   Вот и вся история со счастливым концом.