Вестник о детстве

Александр Ведров
 
Когда «ВЕСТНИК комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Иркутской области» (№ 1 за 2021 год)  оказался в моих руках, то захватил многоплановостью проблем и путей их решения, неравнодушием редакционного совета к злободневным вопросам современности и не отпускал, пока я не взялся за статью на заданную тему. Оглянувшись в историю, я узнал, что 104 года назад 14 января 1918 года Постановлением Совета Народных Комиссаров, подписанным председателем Совнаркома В.И. Лениным, была образована «Комиссия для несовершеннолетних». Тем самым в стране было положено начало деятельности государственных органов по охране прав несовершеннолетних, предупреждению детской безнадзорности и правонарушений, оказанию подросткам всесторонней помощи в образовании и социально-бытовом устройстве.

На Руси издавна оказывалась помощь детям, оставшимся без родителей. Так, великий князь Владимир Мономах в начале 12-го века издал Указ, обязывавший монастыри и крупные храмы организовывать детские приюты или богадельни. До 17-го века опека над сиротами возлагалась на ближайших родственников и контролировалась приходскими священниками. В 1682 году государь Федор Алексеевич, старший брат Петра Первого, приказал строить «дворы призрения», в которых нищенствующие дети воспитывались и обучались наукам, ремеслам и домохозяйству. При правлении Петра Великого за счет государственной казны и частных пожертвований широко развернулось опекунство, для брошенных детей возводилась сеть воспитательных домов и госпиталей, за их участью следили государственные магистраты. В те времена даже при живой матери ребенку назначался мужской опекун.

В последующий период монархического правления усиливался контроль за сохранностью  имущества детей-сирот, получила распространение сеть благотворительных учреждений для детей с физическими недостатками. В 1837 году в Иркутске для молодых воспитанниц был открыт сиропитательный дом купчихи Е. Медведниковой. Ныне это здание сельскохозяйственной академии по улице Тимирязева.  Другое благотворительное заведение, Базановский  дом для призрения детей, был построен в 1883 году на средства купца И. Базанова. Этот дом мы видим сегодня на перекрестке улиц  Ленина (Амурской) и Свердлова (Баснинской), и он известен как глазная клиника Иркутского медицинского университета.  В конце девятнадцатого и начале двадцатого века сюда ежегодно принимали до тысячи младенцев возрастом до одного года, подкидышей и детей от неимущих родителей. Право на жизнь и воспитание в семье относится к числу фундаментальных прав ребенка, поэтому распорядители Базановского дома передавали питомцев на воспитание в благонадежные семьи и следили за их судьбой до восьмилетнего возраста. К 1917 году в России действовало свыше одиннадцати тысяч благотворительных учреждений и 538 приютов.

После Октябрьской революции советское правительство провозгласило политику  социального воспитания «детей республики»,  взяв на себя обязанность заботы о безнадзорных, обездоленных и осиротевших детях. В начавшейся смуте революционных событий и гражданской войны и при общем падении нравственных устоев страну заполонила армия беспризорников, к которым применялись меры воспитательного и принудительного характера. Власти начали устраивать сирот в интернаты и детские дома; судебные процедуры и тюремные заключения по отношению к подросткам были отменены с передачей дел о правонарушениях на рассмотрение созданным комиссиям. При этом система имущественных прав детей также была отменена, из подрастающих граждан предстояло воспитывать творцов бесклассового коммунистического общества.
 
Несмотря на принимаемые меры, в 1921 году было зарегистрировано около семи миллионов беспризорных детей, представлявших реальную угрозу для программы восстановления страны. «Детская беспризорность, часто являющаяся в самых уродливых, ужасающих формах преступности, проституции, угрожает детскому поколению самыми тяжелыми последствиями», - писал Дзержинский, направленный  на борьбу с беспризорностью. Потребовалось принятие кардинальных мер с возвратом к судебным рассмотрениям детской преступности. В НКВД были введены детские изоляторы и трудовые колонии. Дошло до того, что за особо тяжкие преступления к детям с двенадцатилетнего возраста применялась «высшая мера социальной защиты». В тридцатых годах детские дома стали закреплять за заводами и колхозами, что способствовало решению финансовых и жилищных проблем, трудоустройству воспитанников.
 
На протяжении долгих веков дети были заложниками общественно-политических потрясений. Малолетки особенно остро переносят беды и горести, устраиваемые властителями мира. Их непосредственность и неопытность, чистота душевных позывов и непонимание жестокого мира ведут к тому, что крайне уязвимая и ранимая детская психика подвергается тяжелым испытаниям. Неутешные слезы и плач – вот удел слабых и беззащитных детишек, оказавшихся в устрашающей обстановке. Подростки, прошедшие суровую школу уличной жизни, по обыкновению вставали  на путь попрошайничества и преступлений. Политические репрессии конца тридцатых годов вновь больно ударили по детскому поколению. «Приютами» детям «врагов народа» стали десятки детских колоний, в лучшем случае – детские дома и школы-интернаты.

Во время Великой Отечественной войны беспризорных детей практически не было, их забирали в суворовские, нахимовские и ремесленные училища.  В грозный час государство заботилось о детстве, что же творилось на оккупированных территориях, о том статистике не известно. Зато к окончанию войны, по статистике Центра военно-справочного стола, на учет было подставлено два с половиной миллиона детей, оставшихся без попечения родителей, а официальная цифра численности детей-сирот в  СССР подскочила до шестисот тысяч. В послевоенные годы матери-одиночки, жившие на грани бедности и нищеты, сдавали детей в детские дома, которых насчитывалось шесть с половиной тысяч. В них проживало 636 тысяч воспитанников. Устрашающая статистика, с которой удалось справиться по мере налаживания мирной жизни и взросления детей войны. В 1961 году в стране были вновь повсеместно образованы комиссии по делам несовершеннолетних, ставшие основным координационным звеном государственных органов в работе с детьми. Больше  внимания стало уделяться профилактической и воспитательной работе.
 
За первые пятнадцать лет постсоветской России, испытавшей неслыханный развал народного хозяйства и все кошмары шоковой терапии в экономике, численность сирот увеличилась втрое, превысив сто тридцать тысяч детей. Страна словно провалилась в страшные двадцатые годы прошлого века. В Иркутске и других городах области в рамках операции «Бродяга» проводились ежедневные рейды по вокзалам, подвалам, чердакам и канализационным колодцам, откуда подбирались оборванные, больные и истощенные беспризорники. Приюты не выдерживали вал беспризорности. В летние сезоны разворачивались загородные палаточные лагеря, в которых размещалось до тысячи «трудных» подростков. В школах, как и в послевоенные годы, открывались разновозрастные классы. Иркутск стал тогда спасительным центром для маленьких бродяжек едва ли не всей Восточной Сибири и даже за ее пределами.

В последующие годы комплекс принимаемых мер дал свои результаты, однако и сегодня социальное сиротство остается одной из главных проблем. В Иркутской области в очереди на получение жилья стоят более десяти тысяч детей-сирот, половина из которых старше двадцати трех лет. В среднем им приходится ждать жилплощадь около десяти лет, поэтому скорейшее решение проблемы является задачей правительства. Тем не менее, за последние годы число «отказных» новорожденных детей снизилось втрое. В домах ребенка реализуется проект «Как дома», благодаря которому в детских группах улучшается психологический климат, малыши подготавливаются к жизни в семье. Важным направлением стала программа выявления случаев жестокого обращения с детьми и принятия мер к их предотвращению.

На доме № 1 по улице Володарского (ранее – Благовещенской) иркутяне видят памятную табличку о том, что здесь в тридцатых годах прошлого века располагалась «База курносых», где поэт и писатель И.И. Молчанов-Сибирский вел литературный кружок школьников. Под его руководством курносые пионеры-литераторы написали две книги о своих делах и увлечениях - «База курносых» и «В гостях у Горького».  Сегодня в этом здании, памятнике истории, располагается Иркутский реабилитационный техникум, специализированное учебное заведение для детей-инвалидов, обучающихся по десяти специальностям от каменщика до мастера по обработке цифровой информации. Более ста пятидесяти учащихся техникума, преодолевая физические недостатки,  овладевают профессиями, готовят себя для трудовой жизни. Ученикам выплачивается социальная стипендия, дети-сироты поставлены на государственное обеспечение. Техникум имеет два учебных корпуса и общежитие на семьдесят мест, но эта категория лиц, как никакая другая, нуждается в постоянном внимании и поддержке не только материально-техническими средствами, но и в культурно-досуговых мероприятиях. Читатели этой статьи, имеющие к тому возможности, могли бы оказать добродетель учащимся детям с неполноценными физическими данными.

Но вернемся к Вестнику областной комиссии по делам несовершеннолетних, издаваемому с 2011 года с периодичностью два выпуска ежегодно.  Издания состоят из ряда разделов, в которых публикуются статьи авторов или авторских коллективов из разных муниципальных образований Прибайкалья. В них размещаются учебные и методические материалы, разработки по воспитанию и психологии детей, обмену опытом педагогической и патриотической работы и даже есть раздел «Говорят дети». Эти пособия носят уникальный характер, поскольку являются не только значимым подспорьем для специалистов, работающих с детьми, но и отвечают на многие вопросы, возникающие у родителей. Вестники имеются в областной библиотеке им. Молчанова-Сибирского, Научной библиотеке им. Распутина, в государственном архиве Иркутской области, а также доступны широкому кругу читателей на сайте областной Комиссии по делам несовершеннолетних.
Пожелаем редакционному совету Вестника дальнейших успехов в благородном деле.