Мои первые уроки учителя искусствоведения

Лариса Гречаниченко
       Конец девяностых. Страна развалилась, но наш институт еще держался. Я уже пенсионер 1993 года, но работаю. Зарплаты с очень высоких стали мизерными. Вклады в Сберкассах сгорели и все стали искать источники дополнительных заработков. В Израиле сейчас живет мой сотрудник по Укргипроэнергопому Юра Землянский. Его жена тогда работала экскурсоводом в автобусах. (Она мне помогла организовать экскурсию для приехавших на юбилейную встречу в ХИИТ'е в 1981году). И он сказал мне, что при Музее Изобразительных Искусств есть курсы экскурсоводов. У тебя "язык хорошо подвешен" - иди и будешь работать. Пока я собиралась, курсы закончились. Но мне в Музее предложили пойти к ним в бесплатный двухгодичный Народный Университет, после окончания которого можно будет работать руководителем кружка искусствоведения в нарождающихся гимназиях. И я пошла. Лекции проводили экскурсоводы Музея. Было очень интересно, мы ходили на все выставки. Особенно запомнилась выставка Михаила Шемякина и его дочери Доротеи (было жутковато).                У нас с мужем было двое внуков. Когда они были маленькие, дети жили далеко на Рогани и на субботу и воскресенье привозили внуков к нам, а в воскресенье вечером забирали обратно. Слава читал им книжки, учили стихи. Я с ними ходила на всякие "мероприятия". Когда они стали старше, они уже жили недалеко от нас, учились в школе №12 и мне очень хотелось приобщить их к искусству. Я предложила Наде, жене Сережи, чтоб она поговорила с классным руководителем нашей внучки Леночки (6 класс), что я буду приходить и проводить беседы об искусстве. Та с радостью согласилась. Но тогда еще у меня в институте было много работы и все откладывалось. Когда я уже смогла прийти, Леночка заболела. Надя сказала:" Мама, это неудобно, Вы же обещали. Начните пока без нее, а она потом придет в класс к Косте и услышит первый урок. Мы договорились с Галиной Ивановной учительницей русского языка и литературы, классным руководителем Леночки. Я пришла в школу, жду около класса. Звонок. Вдруг из класса выскакивают и бегут дети. Я решила, что не хотят слушать и убегают. Вдруг другие бегут и заскакивают в класс. Выходит Галина Ивановна и приглашает меня в класс. Оказывается, у них другая система - кабинетная и дети ходят из класса в класс и это кабинет русского языка и литературы. Я сама представилась. На парте передо мной сидел мальчик и что-то выкладывал, копался в сумке. Я сказала ему: "Ты мне мешаешь, ты не хочешь слушать?" Галина Ивановна говорит: "Он ничего не хочет слушать, его ничто не интересует". Я беру инициативу в свои руки и говорю: "Не хочешь слушать - иди, Галина Ивановна разрешает. Только быстро-собрался и ушёл." И он ушёл. Я начала рассказ о том, что такое искусство, для чего его нужно изучать и т.д. Когда показала репродукцию "Аленушка" В.М. Васнецова, спросила: "Какие эмоции вызывает у вас эта картина?" Кто-то сказал: "Жалко девочку". Кто-то еще что-то сказал, а один мальчик сказал: "Чувство смеха, ха-ха-ха ". И я его спокойно спросила, как тебя зовут? Он ответил, и я ему также спокойно сказала: "Скажи своей маме, пусть она тебя отведет к доктору, у тебя что-то не в порядке с душой. У кого еще вызывает чувство смеха? " Все молчали. Я продолжила. В конце спросила, есть ли вопросы? Вопросов не было. Когда я закончила, ко мне подошел мальчик и с удивлением спросил: "Так это Вы бабушка Лены? " - "Да." Он сказал, что его мама архитектор и тоже работает в проектном институте. Я ему предложила, чтоб он поговорил со своей мамой, и она пришла в школу и рассказала о своей работе. Он попросил передать привет Лене и пожелание выздоровления. Когда я вся в эмоциях зашла после школы к ним домой, моя внучка скептически спросила: "Ну как, бабушка? " Я ответила, что, по-моему, понравилось. А она мне в ответ: "Знаешь, бабушка, я не хотела тебе говорить, но, когда Галина Ивановна сказала, что к нам придёт бабушка Лены и будет рассказывать о художниках, мальчики подошли ко мне и сказали: " Скажи своей бабушке, пусть она лучше не приходит." И я ей ответила: "Когда ты пойдешь в школу, спросишь и потом мне скажешь". Потом она приходит и говорит: "Ты знаешь, бабушка, понравилось, но не всем." Я сказала, что это естественно, не всем нравится литература, история и т.д. Когда я пришла в класс в следующий раз, тот мальчик, что в прошлый раз ушел, сидел за партой спокойно и смотрел на меня. Я ему опять сказала: "Быстро собрался и ушел". А он мне отвечает: "Я не уйду." -  "Почему? " -  "Сказали было интересно ". -  "Ну тогда оставайся ". Так началась моя работа на волонтерских началах в школе у моих внуков.
           А вот первый урок в классе у Кости (3 класс). Пришла Леночка, сидит на последней парте. Я рассказываю, все слушают. Вдруг, я вижу, мой внук вынимают из-под парты куртку, одевает шапку. Я продолжаю рассказывать, подхожу, снимаю шапку, возвращаюсь к столу, смотрю, он опять одевается. Но я же здесь не бабушка, я учитель. Спрашиваю: "Костя, в чем дело?" Он отвечает, что мама сказала, чтоб он после уроков шел домой. Я ему говорю, что мама знает, что я сегодня буду у вас в классе. Я продолжаю и в третий раз он делает то же самое. Тогда я спрашиваю у класса: " Дети, он у Вас всегда такой? " И в ответ слышу: "Да, он у нас крутой". Когда урок кончился, я ему сказала, как тебе не стыдно, ты меня опозорил, все дети слушали, а ты мой внук… Они с Леночкой пошли к себе домой, а я - к себе. Дома я рассказала мужу эту историю и пошла на кухню накрывать стол к обеду. Слава зовёт из комнаты: "Лариса, возьми трубку" (у нас спаренный телефон). Я не знаю, о чем он с ним говорил, но в трубке рыдающий голос Кости "Бабушка, извини меня, и всхлипывания и еще раз: "Бабушка, извини". Я, конечно, ему сказала, что я люблю его, прощаю и т.д. Через несколько лет он меня еще раз огорчил и это было намного серьёзнее. Он хорошо играл на гитаре. Слава водил его в музыкальную студию в нашем доме, учительница его хвалила. Зная, где я работаю, она попросила устроить выступление их ансамбля гитаристов "на публике". Я договорилась у себя в институте и пригласила их на вечер 8 марта. Они выступили в концерте до нашей самодеятельности. Восторг был полный с обеих сторон. После смерти Славы он попросил подарить ему дедушкину гитару "Музима". Я, конечно, ему подарила её. Надя сказала, что он по-своему грустит о дедушке, он играет на гитаре и поёт песни военных лет. Как-то я была у них дома и попросила Костю что-нибудь сыграть и спеть. И он мне ответил:"Без бокала, нет вокала." И это мой внук! Если бы дедушка слышал! В тот же момент он спохватился - кому он это говорит. Но сказать: "Извинись перед бабушкой" было некому. Родителей его огорчать я не хотела, а сам он этого не понял. Но я все услышала. И мне стало очень горько.
                Продолжение.   
      В ХИИТ'е была очень хорошая библиотека техническая и художественная. Когда я попросила у библиотекаря почитать что-нибудь об искусстве, она дала мне книгу Ал. Алтаев "Впереди веков".Фамилия автора оказалась псевдонимом М.В.Мещеряковой, муж которой был известным искусствоведом. Книга для старшего и среднего школьного возраста о трех Титанах Эпохи Возрождения: Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэле. Очень интересно и легко читалась. Эта книга стала для меня проводником в мир живописи. С ней связана почти мистическая история. Слава взял у меня ее почитать и забыл где-то в трамвае. Библиотекарь сказала: "Ничего не хочу слышать, где хотите, доставайте эту книгу". И он каждый день заходил в большой книжный магазин, завел знакомство с продавцами (наверное, он очень понравился этим девушкам), и они ему достали эту книгу. Я её сдала в библиотеку. Потом уже в библиотеке на Новоселовке я опять взяла ее почитать, и он опять ее где-то забыл. Библиотекарь там тоже сказала - доставайте, где хотите. И он опять в том же магазине купил эту книгу, и я ее отдала. Но мне уже хотелось, чтоб она была и у меня. И он в третий раз купил ее там же. Наверное, они были в магазине на складе. А позже так получилось, что именно о Рафаэле я находила много интересных историй из жизни, из истории написания картин, о спасении Дрезденской галереи с шедевром Рафаэля "Сикстинская Мадонна". Находила легенды об этой картине, стихи. И когда я начала работать в гимназии, я составила очень интересный рассказ об Эпохе Возрождения и творчестве Рафаэля. У меня было много репродукций его картин, в том числе большая репродукция Сикстинской Мадонны. Когда моя внучка Леночка училась в 8 классе, я провела у них этот урок. Галина Ивановна высказала искреннее восхищение: "Где Вы берете эти материалы?" И, очевидно, рассказала об этом учительнице истории классному руководителю одного из девятых классов. А эту тему в школе изучают по истории в девятом классе. Историчка попросила Леночку, чтоб она рассказала об этом на классном часе в ее девятом классе, обещала поставить пятерку. Леночка звонит мне: "Бабушка, ты можешь дать мне свои материалы? "- Конечно, с радостью. И она провела этот урок. В том девятом классе. После чего у нее появились поклонники среди мальчиков этого класса. Когда позже я переживала, что у нее нет мальчика, с которым бы она дружила, Костя мне сказал: "Бабушка, ты не волнуйся, возле нее "клуб разбитых сердец".
          Когда в 46 гимназии, которую как школу №46 окончил мой сын, заместитель директора по внеклассной работе Лидия Павловна Омельченко узнала о моей работе в школе у внуков, она пригласила меня прийти в гимназию поговорить. В то время у меня еще было много работы в институте, а когда я, наконец, пришла, Лидия Павловна ушла на диплом, и директор гимназии Вера Васильевна направила меня к заведующей кафедрой русского языка и литературы Любови Ивановне.(Потом она стала директором другой школы и я у неё в школе провела для одиннадцатиклассников урок об Импрессионистах.) Мы с ней долго разговаривали, и она мне предложила быть учителем искусствоведения с небольшой зарплатой, которой мне хватало на оплату бассейна, куда я ходила в группу пенсионеров два раза в неделю. Я сказала, что я не настолько нахалка, чтоб считаться учителем искусствоведения в гимназии. Но она сказала: "Что Вы, что Вы! Вы нам очень нужны." Я думаю, что им нужен был статус - что у них есть учитель искусствоведения. И я решилась. Но перед этим рассказала Галине Ивановне и попросила сделать мне замечания, что я делаю не так. Она мне ответила: "Если бы я не знала кто Вы, я бы решила, что Вы учитель и т.д. Кабинете всегда на моих занятиях сидела еще одна учительница старших классов и она, услышав наш разговор, спросила: "Хотите, я Вам сделаю замечание? " - Конечно, хочу. Я же не кокетничаю. Я человек ответственный и, если мне за это будут платить деньги, я должна соответствовать. И она сказала, что ей очень интересно, что я рассказываю, но я даю детям слишком много информации, которую они всю осмыслить не могут, потому что дома с ними об этом не говорят. Я ей была очень благодарна, сделала выводы и потом из каждого урока, расширив темы, сделала три урока.
      Проводила уроки в гимназии один раз в месяц в каждом классе, начиная с шестого, как у Леночки, а потом уже в старших классах готовила новые темы, и самой было интересно. Постепенно начала что-то систематизировать. Без программ, без надзора администрации, методом проб и ошибок на классных часах. Классные руководители меня хорошо приняли, без ревности. Им самим было интересно, с некоторыми из них я подружились. При проверке КРУ в конце учебного года директору сделали замечание, что т.к. у меня нет педагогического образования, а только Высшее техническое и Музей, по штатному расписанию я могу быть только руководителем кружка искусствоведения. И моим непосредственным начальником стала Лидия Павловна. Чтобы не ограничивать количество учеников только кружком, директор гимназии Вера Васильевна попросила меня проводить уроки, как и раньше.  Я продолжила. Потом она мне предлагала быть учителем этики, (если бы это слышала Нина Александровна!) Школа выдала мне деньги, и я купила три учебника по этике. Одна из моих новых приятельниц-учителей гимназии сказала, что Вера Васильевна после семинара почувствовала Ваш потенциал, что Вы сможете. Она объяснила, что мне придется с нуля составлять программы, меня вставят в расписание, нужно будет бывать на всех педсоветах и т.д. Это очень большая нагрузка. Мне это было ни к чему, и я отказалась. Хотя мне это было очень лестно. Если бы я не уехала в Израиль, я взяла бы несколько тем в свои уроки. Когда я была в Харькове в 2010 году, в гимназии я узнала, что после моего отъезда в Израиль, они так больше никого и не нашли на моё место. Я,действительно, была нужна им. Приятно знать, что ты кому-то нужен.