Увековечение памяти русских поморов-первопроходцев

Алексей Салтыков 1
Открытое письмо-обращение
- Консульство РФ в Баренцбурге. Norge, Svalbard, Barentsburg, Den Russiske Foderasjons Konsulat. E-mail: spitsbergen@mid.ru
- Информационный портал фонда Русский Мир. E-mail: info@russkiymir.ru
- Федеральное государственное унитарное предприятие "Государственный трест «Арктикуголь». E-mail: info@arcticugol.ru
- Литературная газета. litgazeta@lgz.ru
- Мурманское областное отделение РГО. E-mail: reg51@rgo.ru
- Фонд развития культуры и туризма. info@found-tourism.ru
Тема: Увековечение памяти русских поморов-первопроходцев Груманланов
на острове Шпицберген в виде памятника или памятной таблички с целью восстановления справедливости и исторической памяти первооткрывателей Шпицбергена, а по-русски - Груманта и Новой Земли.
Автор: Алексей Салтыков. Санкт-Петербург
   Уважаемые члены Консульства и Фонда Русский мир. Я обращаюсь не только к вам, но через это письмо и ко всей широкой общественности России, особенно к людям с активной гражданской позицией, которые неравнодушны к судьбе собственной страны. Я уверен, что таких людей много. Все сегодня понимают на сколько важно отстаивать не только территориальную целостность собственной страны, но и культурную, историческую, научную, ментальную, мировоззренческую. Многие из этих институтов находятся в плачевном состоянии, и в основном это происходит из-за равнодушия на местах, из-за отсутствия элементарных знаний и нужды их применения.
   Сейчас я хочу поговорить об исторической справедливости, которую мы в состоянии восстановить с огромной выгодой для себя. Так происходит всегда, когда правда становится на своё место. И малые, но правдивые дела всегда образуют одно большое правдивое дело. Сейчас я говорю об увековечении памяти русских поморов-первопроходцев на острове Шпицберген. На сегодня эта часть истории находится в забытьи, в какой-то вечной мерзлоте.
   Сейчас на острове Шпицберген существует русский город Баренцбург, основу жизни которого составляла угледобывающая отрасль, которая не то чтобы пришла в упадок, а была изначально нерентабельной. Сегодня небольшой город живёт надеждами на туризм и научную деятельность. И это самая северная часть русского мира над которой должен гордо развеваться наш флаг.
   Следы пребывания поморов в Архипелаге относятся к XV – XIX векам, и разбросаны по всей территории, имея свои названия на русском языке. Так, острова называются: Большой и Малый Берун, Полуночная земля. Из топонимов: Мезенское становище, Соловецкое становище, и т. д.  Это и артефакты истории: поморские избы, кресты, каменные Гурии.
   Согласно истории, записанной немецким академиком Петром Леруа, который состоял на службе в Российской Академии Наук при Елизавете Петровне, возле одного из островов Груманта потерпело крушение судно поморов. Произошло это в 1743 году. Четверо из них спаслись, и в трудностях прожили целых шесть лет в юго-западной части острова Эдж (Малый Берун). Имена промышленников так же донесла до нас история. Это – Штурман Алексей Химков, матросы – Иван Химков, Степан Шарапов и Фёдор Веригин, умерший на шестой год пленения. Только в 1749 г. к острову Эдж случайно подошло поморское судно, кормщиком которого был известный в Поморье выгорецкий раскольник Амос Кондратьевич Корнилов. На нём и вернулись на родину трое оставшихся, и только случайно их история попала на слух к академикам.
   История эта даже в то время вызвала немалый интерес среди публики и писателей. Оригинальное сочинение Ле Руа было написано на немецком языке и издано в 1760 г. в Риге и Митаве под названием: «Erzahlung der Begebenheiten vier Russischer Matrosen, die durch einen Sturm zur Insel Ost Spitzbergen verschlagen wurden». Впоследствии имело множество переизданий на разных языках. Позже пошли пересказы других авторов: На русском языке из таких является книжка Н. К. Лебедева «Архангельские Робинзоны» (ГИЗ, 1928; 2-е изд., ОГИЗ, 1930). Затем – «Русские поморы на Шпицбергене» - Обручев Сергей Владимирович, затем - Ставницер М.Ф. «Русские на Шпицбергене», из современных авторов можно отметить - Радзиевская С. "Остров мужества. Повесть"
   Возможность длительной жизни на острове в 18-м веке была невероятно мала по многим причинам: постоянно низкая температура, из-за опасности белых медведей, из-за нехватки нормальной пищи и витаминов, и просто из-за падения духом. Множество легенд сложено поморами об этих островах. Кроме того, промышленников, долгое время там находившихся, начинала в прямом смысле преследовать цинга.
   Историю пребывания в шестилетнем плену острова кроме как героической назвать нельзя. А сколько историй записано не было? Тем не менее подобное представляет собой немалый культурный интерес.
   В 2023-м году исполняется 280 лет от года крушения поморов. Предлагается увековечить их память установкой памятника на территории города Баренцбург, что  сможет стать дополнительным туристическим и культурным объектом.
   Почему ещё это важно? Немного существует памятников этим мужественным людям в России. Но именно через них узнавали порой о существовании такой страны, как Россия, именно они первыми входили в соприкосновение с другими культурами. У всех народов ценятся первопроходцы. Например норвежцы установили на Шпицбергене памятник Амундсену в Ню-Олесунне. В самой России памятник поморам стоит лишь в Мезени. Совсем недавно Голландия при поддержке России установила на Новой Земле памятник Виллему Баренцу. И не я один сокрушаюсь по поводу того, что наш русский мир так равнодушен к своей истории. В том числе собственным самоуничижением. Иван Моисеев в своей статье пишет: 
«Увы, россияне не столь щепетильны в вопросах своих исторических названий в Арктике. Так, учитывая, что одними из первооткрывателей арктических островов были поморы, сегодня на российских картах вместо Шпицбергена надо бы указывать поморское название этого архипелага - Грумант. Но где вы такое видели?
Совершенно очевидно, что в России к культуре народа поморов сохраняется пренебрежительное отношение. Например, на Шпицбергене сегодня действует Музей поморской культуры, но все дело в том, что это не российский музей, а норвежский. В России же, даже в столице Поморья городе Архангельске, попробуйте отыскать поморский музей. Не найдете»
http://patriot-pomor.ru/index.php/novosti/2102-v-teni
   Но к счастью находятся люди не готовые с этим мирится. Очень важным поручением, на мой взгляд, озадачил Росреестр наш Президент. Для восстановления русских исторических названий он поручил разработать  исторически правдивый атлас:
 «Сфера топонимики, то есть названий географических и других объектов, в целом нуждается в особом внимании. Сегодня мы сталкиваемся с ситуацией, когда русские названия, которые давали еще в прошлые века и десятилетия наши исследователи и путешественники, постепенно вытесняются с карты мира»
   Такими переименованными объектами полны сегодня места границ русского мира.
   Для того, что бы нашей культуре, государственности не оказаться на задворках Мировой Цивилизации необходимо продвигать имена не только  Достоевского и Толстого, но и рядовых тружеников русской земли, таких как поморы.
   Памятник поморам на Шпицбергене мог бы стать актом продвижения Русской Культуры и Русского Мира. Это в общем – то, ради чего мы, русские и живём, называясь людьми разумными.

Алексей Салтыков. Петербург 2021 год. Декабрь месяц