Искажение

Юлия Заневская
Искажение.

«Сначала добудьте факты, а уже потом искажайте их как вам заблагорассудится».
Марк Твен

Как показывают эмпирические наблюдения, среднестатистический современный человек склонен к искажениям. Ему говорят о корове, он воспринимает слона. Ему рассказывают о путешествии на море, он слышит историю о новых покупках. Ему про Фому, он – про Ерему.
Прежде чем приступать к изучению истории, или к любой другой созерцательной науке, нужно давать себе отчет, что люди, которые закладывали основы этих данных так же как и современники могли допускать искажения. И чем больше промежуток времени от создания таких данных, тем меньше шансов, что данные дошли до нашего времени не искаженными. К говорил один мой приятель, к любой науке лучше подходить непредвзято, с чувством профессиональной отрешенности. Это не всегда легко, но поддается осознанной тренировке.
В словаре слово «исказить» означает: Испортить, обезобразить неудачными изменениями; извратить. То есть можно искажать и извращать не только информацию, но и материю, и процесс или явление.
Почему возникают искажения информации в человеческом обществе? Причин конечно больше чем одна. Вкратце разберем.
Сознательно и не осознанно. С первым более-менее понятно. Преследуя свои цели, человек осознанно искажает полученную или передаваемую информацию. Не осознанные искажения возникают по причинам:

1) Уровня осознанности самого человека. Доводилось ли вам видеть людей, мысли которых путались, речь была бессвязная, внимание блуждало? И в обществе они не считаются больными людьми. Это обычные люди, граждане, но в силу своего уровня осознания происходящего вокруг них, они искажают получаемую информацию и передают ее тоже уже в измененной форме. Если информация несет в себе что-то положительное, то она искажается такими людьми в более негативную сторону. Через таких людей несколько опасно передавать срочную информацию, ибо они не ценят оперативность и важность. Уверен, что вам встречались такие кадры, поскольку они зачастую сильно распространены в обществе.

2) В силу невозможности посмотреть на информацию прямо без дискомфорта. То есть получаемая ими информацию в силу субъективных причин является либо болезненной, либо нереальной или невозможной.

3) По причине непонимания поступаемой информации.

4) Не способности воспроизвести эту информацию. Эта неспособность присутствует в той или иной степени у большого количества вышеперечисленных групп. О ней чуть подробнее.
В словаре слово «воспроизведение» означает:
(англ. recall, reproduction) — процесс памяти, в результате которого происходит актуализация (извлечение, retrieval) ранее закрепленного содержания из долговременной памяти и перевода его в кратковременную память (оперативную).
Воспроизведение по сути является способностью воссоздать что-то, либо повторить тоже самое действие. Когда это происходит не осмысленно, то мы получаем нечто вроде «машинного перевода» - смешного, нелепого и зачастую ошибочного. Когда воспроизведение осмысленно и целенаправленно, то процесс ошибки и искажения минимален.
Давать оценки окружающему в природе человека. Но когда оценочность превращается в гротеск, это становится помехой для познания. Оценочность больше говорит о том, какую сторону занимает оценивающий. Быть беспристрастным это качества идеальных судей и скрупулёзных ученых. Возможность смотреть на ситуацию не предвзято, без высказываний, типа: "Это превосходно!" или "Какой ужас!" говорит о более широком мировоззрении. Лишь когда человек становится "точкой зрения", не способной понять мотивацию других сторон, встать на их сторону и посмотреть с позиции любого участника действия или события, тогда он приближается к позиции "они все плохие, а я хороший!"

Человек не может быть только хорошим или только плохим. Причины почему человек поступает так, а не иначе зависят от ряда факторов. Основные из них рассмотрим:

1) Цели, которые определяют поведение человека.
2) Эмоциональное настроение человека преобладающее в данный момент.
3) Решения, которые принял человек в отношении данной ситуации или конкретного человека.

Искажения исправляются с помощью способности СМОТРЕТЬ. Смотреть прямо, не уклоняясь и не избегая. Смотреть как есть. И называть вещи своими именами. Это не врожденная способность у человека, но ее можно приобрести.
Это совершенно иной уровень жизни и восприятия мира.