Специалист

Алекс Доминик
Александр был интеллигентным человеком, очень много знал. И родители его были интеллигентными людьми. Мама инжинер, папа в управлении, начальником чего-то там. И Саша с детства имел доступ к разным книжкам, и мнение своё имел, и учителям не брезговал своё мнение высказывать, другого бы выперли к чёрту из школы, но у Саши папа был начальник чего-то там, так что мальчик доучился до выпускного класса и в университет пошёл, и там тоже своё мнение имел, но это уже не так страшно было, потому что учился на платном, да и мнение было чётко совпадающее с линией партии.
Но речь не об этом.

И вот неподалёку от Сашиного дома открыли лавочку как бы антикварную с названием "Ностальгия", но на деле это просто помойка какая-то была, всё сплошь советский ширпотреб да югославские сапоги.
Ну и Саше, понятное дело, стало интересно зайти, может, детство вспомнить пионерское. Зашёл.

В магазине громоздились радиолы, настенные панно, потёртые ковры, тумбочки и этажерки, куклы с глупыми лицами, пепельницы всех мастей и прочая дребедень, которой были забиты квартиры каждого советского человека, и у них же, советских людей, только в современном времени, вызывающие как правило улыбку и острое чувство ностальгии, поэтому магазинчик так и назывался, "Ностальгия".
Ещё были шкафы со старыми книжками, пластинками, бобинами; и в отдельной витрине были разложены деньги, те, которые уже не в ходу, бумажные и металлические. Разложены были аккуратно, бумажные разглажены, металлические отмыты до блеска, такие знакомые рубли и копейки. Не старые коллекционные за многие тысячи, а простые однушки, двушки, троячки и пятачки, десятики, пятнадцатики, двадцатики, полтинники и рубли. Смотреть на них было приятно, внутри человека шевелились какие-то тёплые чувства по тем временам, когда деньги десятилетиями были одинаковые настолько, что на ручках чайных ложек была выбита цена.

Разложены они были кучками, и у каждой кучки своё название, "Рубли", "Никель", Медяки". С иронией, ясно дело, придумывали названия. Саша тоже улыбнулся, а поскольку был умный, то сказал как бы между делом стоявшему с ним рядом покупателю: - На самом деле рубли и никель были из медно-никелевого сплава, а троячки и пятачки из медно-цинкового.
Покупатель бросил на него пустой взгляд и отошёл.

А Сашу  вдруг почему-то возмутила цена монеток. Копейка стоила десять рублей, двоячок двадцать, троячок тридцать, а пятачок полтинник.
Он оглянулся в поисках поддержки кого вокруг, а вокруг никого не оказалось,  тогда он пошёл к девочке-продавщице поговорить, а та улыбается и судя по возрасту эту мелочь не застала.

- Вы меня извините, а почему цены на мелочь, я имею ввиду монеты, такая? Они из обращения давно вышли, и кому они нужны вообще, и дома наверняка у каждого остались подобные монеты, а вы их так продаёте задорого? На них уже и не купишь ничего, почему так?
Девочка прозрачная на Сашу посмотрела с той же улыбкой и сказала: - Цены устанавливает продавец, данный товар является сувениром.
- Да каким же сувениром, это же обычные советские монетки? Самая что ни есть мелочь?
- Цены устанавливает продавец, данный товар является сувениром. - всё с той же улыбкой отвечала девушка.

Расстроенный почему-то Александр вышел из магазина и пошёл домой, где маленько повозмущался для порядка, а потом полез в интернет смотреть цены на мелочь на популярных сайтах.

На следующий день он снова прищёл в "Ностальгию" и к прилавку с монетками. Стал внимательно разглядывать, чтобы не пропустить какую дорогую монетку, ибо таковые бывают, это он из интернета узнал. До ста тысяч бывают! Но нет, обыкновенные монеты, которые можно куда дешевле купить, в Москве, например. Или в Киеве. Или в Минске.
Покупателям, что у витрины останавливались, он объяснял, что рубли и прочие под табличкой "Никель" на самом деле медно-никелевый сплав, а где написано "Медь", это медно-цинковый; а до середины прошлого века их делали из алюминиевой бронзы, а до тридцатых годов ещё были серебрянные монетки, но из серебра низкой пробы, и они даже своё название имели - "билоны". На него странно смотрели, ничего не отвечая, и уходили.

К прозрачной девушке он подошёл как и раньше, в приличном возмущении.
- Цены устанавливает продавец, данный товар является сувениром. - С дежурной улыбкой вновь сообщила продавщица.
- Да понятно, что сувениром, но кому они нужны? И зачем?
В этот момент мужчина с грусноватой улыбкой купил троячок и двушку. Скорее всего, вспоминая время, когда двушкой можно было звонить, а на троячок хлопнуть стакан газ.воды с сиропом. Потом две смеющиеся девчонки купили несколько копеек, совсем мелкие. Саша аж покраснел от возмущения и вышел.

Специально же поехал к отцу в загородый особняк, залез в кладовку, всё обшарил - а монеток-то и нет, бумажных как грязи, а вот копеек нет ни копейки. Не то, чтобы заработать придумал, нет, принести в этот самый магазин и девушке показать, что дурят народ, и никому эти монетки не нужны, потому что у всех они есть, и на что они? На них же не купишь ничего? Даже на коробок спичек не хватит?

Тем временем в магазине его стали узнавать, а девочка-продавщица стала называть его "Нумизмат", на что Саша злился, потому что какой он нафиг нумизмат? Но девочка была простая, если дяденьку по монеткам таращит, значит нумизмат.

А Саша исстрадался весь, и уже около магазина стоял и чуть не кричал, что продаваемые монетки обман, и в советское время на три копейки пили газированную воду, да, но все из одного стакана! Что вообще конченная антисанитария, и что до тридцатых годов была алюминиевая бронза, а потом медно-цинковый сплав, и другие интересные факты, разоблачающие, по его мнению, работников магазина "Ностальгия"; в общем там его и повязали за организацию незаконного митинга вроде бы.
Но, поскольку папа у него начальник чего-то там, и разобравшись собрались уж было выпускать, но родители определили его в психушку на выздоровление, а то больно уж он заморочился насёт этих монеток и "Ностальгии". Как говорится в любимиом произведении, "Фитилёк-то пригаси, коптит".

И вот уже там, в психушке, Саше за его глубинные знания в области всего, а в особенности монет советской эпохи и дали прозвище Специалист.