Споёмте, друзья

Сергей Анкудинов
СПОЁМТЕ, ДРУЗЬЯ…
     Году в двухтысячном к нам, в Ноябрьск (ЯНАО), как, наверное, и в другие города России повалили с концертами музыканты. Музыканты разных мастей и совершенно разных музыкальных жанров. Это и барды и рокэнрольщики и народные исполнители и т.д. На то время они совсем не случайно рвались на север, так как там и заработки получше, чем в средней полосе,
и люди побогаче, а соответственно и билеты на концерты продавались дороже. Эти музыкальные туры у артистов так и назывались «чёсом». Но от этого выигрывали все и артисты и жители северов, потому как в  однообразную унылую жизнь северян вдруг ворвалось творчество заезжих гастролёров, и культурная жизнь городов, отчасти преобразилась; она стала насыщенней, интересней и духовно богаче.
     Одним  из первых творческих коллективов появилась группа «Рондо». Они дали концерт в ДК «Нефтяник». Публика была в небывалом восторге, потому что они на то время были очень популярны и потому что до них, в принципе, никто из знаменитостей не заезжал. И тут сразу такая группа со своими необычными хитами и их неординарным исполнением в рок-н-рольном музыкальном стиле  и другими новоявленными артистическими особенностями, совершенно непохожими на исполнение советских классических вокально-инструментальных ансамблей. Хотя солист группы, Александр Иванов, вокалом обладает слабым, да и аранжировки произведений оставляли желать лучшего, тем не мене они произвели на публику необычайный фурор и впечатление. Не случайно музыкальный хит «Тучи» композитор Игорь Матвиенко передал «Иванушкам интернейшнл» и он зазвучал совершенно по-другому; у него (хита) появился абсолютно другой музыкальный колорит и оттенок. Песня буквально восстала из пепла. Но, повторяюсь, они у слушателей на то время имели колоссальный успех.
     Другой заезжей группой, которая ярко запечатлелась и отразилась в памяти, была «Лесоповал». «Лесоповал» жахнул всей своей творческой мощью, талантом и неподражаемостью  оригинальных музыкальных произведений. И это не случайно, так как тексты песен для этой группы писал знаменитейший в России поэт-песенник Михаил Танич, а музыку самый первый солист и создатель этого коллектива Сергей Коржуков. Сергей, несомненно был талантлив как композитор. Популярность группы неимоверно росла и, как утверждают  друзья и близкие Сергея, именно с навалившейся и обрушившейся на него полярностью артист, якобы, и не мог справиться,
покончив жизнь самоубийством. То же самое произошло и с Александром Башлачёвым, в двадцать семь лет ушедшем из жизни. Александр, несомненно был чрезвычайно талантлив как поэт, как бард. Приведём строки из его знаменитого хита «Время колокольчиков».
Долго шли зноем и морозами.
Всё снесли и остались вольными.
Жрали снег с кашею берёзовой
И росли вровень с колокольнями.
Если плач – не жалели соли мы,
Если пир – сахарного пряника.
Звонари черными мозолями
Рвали нерв медного динамика.
   Но… вернёмся к «Лесоповалу».  Да, тот единственный концерт группы «Лесоповал» был ошеломляющим и виртуозным. Почему? Потому что в нём было все: музыка, вокал, романтично-зоновские тексты песен, что на то время являлось очень популярным в нашем стремительно деградирующем обществе. В противовес, конечно же, классическим морально-нравственным произведениям, которые отошли на время как бы на второй план. Но группу «Лесоповал» трудно упрекунуть в пошлости или чрезмерно зоновской теме. Нет. Всё в норму, всё гармонично и здорово. Примечательно, что в девяностые произошел всплеск тюремного шансона. И уж совсем необычно так это то, что шансонье, исполняющие специфические хиты, сами по себе в местах не столь отдаленных никогда  не бывали. Вот в чём и состоит этот творческий парадокс. Но тем не менее они писали песни, будто сами провели немалые годы в местах заключений. Это и Сергей Наговицин, Александр Дюмин, Михаил Круг, «Бутырка» с её солистом Владимиром Ждамировым.
     Характерно, что когда заканчивался концерт, солист группы «Лесоповала» Сергей Коржуков, чтоб подчеркнуть лагерный репертуарный  стиль, начал представлять своих коллег
(и здесь он проявил себя очень оригинально), по кличкам.
     - Я, Вовка Муха, - представился певец.
     Помните?
     - Вова Муха, Вова Муха
       Моя новая кликуха…
     Далее. Клавишник – отец Евлампий, гитара – Соловей, на аккордеоне – Купец. Купец и Соловей
оказались не только талантливыми музыкантами, но и зажигалами. Они так красиво танцевали и плясали, что буквально вызывали у зрителей бурю аплодисментов. Их чечёточные танцы были необычайно грациозны, легки и… заковыристы!
     Позже, в одном из моих стихотворений, «Я в Нижнем», написались такие строки:
    
…Вовка Муха дерёт своё горло
Нам про Нижний и лесоповал
 И отца тем задел видно больно
 Ну, а может он сам там бывал.

Ну, а дед всё старательней месит,
То назад попойдёт, то вперёд.
Вон, гляди уж случайный прохожий
Тоже с танцем к нему подстаёт…
     Это был один единственный концерт группы «Лесоповал». Затем в том же ДК «Нефтяник»
дал свой концерт Владимир Асмолов, спев свой коронный ностальгический хит «Вот и осень».

Вот и осень.
Она в окно стучится.
Вот и осень и улетают птицы…

     Юрий Кукин (царство ему небесное) как вокалист, конечно, слабоватый, но сама по себе его бардовская песня сильна и значима, лирична и притягательна. Особенно его выдающаяся и популярная песня в исполнении Михаила Гулько «Гостиница».

А ты гостиница моя,
Ты гостиница!
На кровать присяду я – ты подвинешься.
Занавесишься ресниц занавескою,
 Я на час тебе жених, а ты невеста мне.

      Кого только не было в нашем Ноябрьске?! Александр Новиков, Александр Розенбаум, Юрий Лоза, Александр Кальянов, Николай Караченцов, Вика Цыганова, Мария Распутина, Валерий Леонтьев, Валерий Сюткин. Этот список можно продолжать и продолжать.
     Потом как-то всё резко стихло. На «чёсах» артисты несказанно разбогатели. Провинция для многих стала нежелательной. Они предпочли крупные города, корпоративные вечера у богатых людей с их баснословными гонорарами. А время быстро прошло, прошумело. И здесь на Российскую авансцену потянулись забытые, но очень дорогие слушателю ВИА 70-80 годов. Многие коллективы распались. Другие вновь объединились и продолжили творческую деятельность. Таким крепким и дружным оказался коллектив «Синей птицы». Самый оригинальный и одарённый солист этой группы Сергей Дроздов. Его неповторимый голос: зовущий, романтичный, проникновенный - желаем и любим всеми. Неповторимые душевно-лиричные шлягеры: «Клён», «Я иду тебе навстречу»… Все они один в один. Эти шлягеры обладают манящей и завораживающей лирикой, навеянные некой утончённой печалью несбывшихся житейских надежд и любовных чаяний.


Так вот какая ты?!
А я дарил цветы!
А я с ума сходил
От этой красоты…

… Надежды и мечты
Ты подарила! Ты подарила!
И раз-би-ла т-ы-ы.
     Мы теперь их так и называем: песни нашей молодости. Они нам несказанно дороги и приятны.
Слушая их, мы мысленно улетаем в то время, когда мы были молодыми, романтичными, неунывающими и весёлыми. Потому что мы слушали песни высоких морально-нравственных качеств, культурный код которых заключался в вещах незыблемых и вечных: Вере, Надежде и Любви.

СЕРГЕЙ АНКУДИНОВ
д. Будилиха.