Несколько слов о деле Мемориала

Пюрвя Мендяев
Как сообщает пресса, Верховный суд России рассматривает дело по обращению Генпрокуратуры с требованием ликвидировать международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал" являющееся иностранным агентом по российскому законодательству. Сегодня, то есть 14 декабря 2021 года идет очередное заседание суда. В здание суда, наблюдать за данным процессом отправились по сообщениям в сети представители 23 посольств.  Что говорит о том, что интерес к этому делу проявляется не только в РФ, но и за рубежом. Понятное дело, что в преддверии суда во многих СМИ появились версии того, почему власти хотят ликвидировать «Мемориал» иностранного агента. Предположения разные приводятся.  В первую очередь хочу отметить, что характеризуют «Мемориал» иностранного агента  его защитники главным образом, как старейшую  правозащитную организацию в стране. Я не могу судить о том, насколько это заявление соответствует действительности, знания вопроса для этого у меня для этого недостаточно. Но я лично, как, наверное, и многие россияне воспринимаю «Мемориал» иностранного агента в первую голову, как старейшую в стране антисоветскую и антикоммунистическую общественную организацию, сыгравшую значительную роль в крушении СССР.

И тут есть один любопытный момент. У нас в стране долгое время любую антисоветскую, антикоммунистическую деятельность принято было называть правозащитной. И соответственно антисоветчики, и антикоммунисты называли себя правозащитниками. Я не берусь судить о том, насколько деятельность антикоммунистов можно было действительно назвать правозащитной, вероятней всего кто-то из них и был на самом деле правозащитником, а кто-то мог и не быть им. Для ответа на данный вопрос нужно отдельно рассматривать каждый случай. Но, так или иначе, практически всех антисоветских активистов принято было именовать в западных СМИ  правозащитниками и борцами за свободу. Но не будем забывать о том, что это был период так называемой «холодной войны».  И «холодная война» давно завершилась . Сегодня идеологических противоречий у РФ с западом нет, приоритет частной собственности и рыночной экономики в России властями не оспаривается, при том, что конфликты с западом присутствуют. Но это классическое противостояние империалистических держав в борьбе за рынки сбыта и зоны влияния. И соответственно антикоммунистический  «Мемориал» иностранный агент вроде бы не должен был иметь проблем с государством. Но они возникли.      

На мой частный взгляд, причиной конфликта власти и иностранного агента «Мемориала» стала именно застарелая привычка российских бывших советских диссидентов считать всех врагов коммунизма правозащитниками. Как пишут в сети среди людей, причисленных иностранным агентом «Мемориалом» к невинным жертвам коммунистического режима оказались  люди, сотрудничавшие с германским оккупационным командованием в годы ВОВ. С точки зрения прежних подходов, логики времен «холодной войны» тут всё правильно. Никакой ошибки нет.  Власовец или полицай, принявший участие в Холокосте это враг коммунизма, а раз так, то автоматически он становится правозащитником для антисоветской организации. А это сейчас в эпоху тотального приоритета культа победы вещь недопустимая.  «Мемориал» срочно чистит базы данных. Поможет это или нет? Посмотрим. На мой частный взгляд, как у старейшей антикоммунистической организации, у иностранного агента «Мемориала» нет непримиримых противоречий с властями РФ, нынешняя власть есть прямое порождение деятельности этой структуры. А вот вопрос о том, как трактовать, кто является в современный период правозащитником, может стать сегодня главным спорным моментом. Вряд ли сегодня власть согласится с тем подходом, что всякий кто выступал или выступает против власти, является правозащитником. Посмотрим, смогут ли стороны достигнуть компромисса в данном вопросе.  От этого будет, на мой взгляд, зависеть ликвидируют или нет иностранного агента «Мемориал».