Интервью В. Эмет с Т. Барышевой О себе и о России

Татьяна Барышева
 Интервью  председателя Коми регионального отделения Российского союза писателей   писательницы и поэта,  Влады Эмет с  членом РСП поэтом и публицистом  Барышевой Татьяной.
 
 1.  —  В.Э. . Какого Вы знака зодиака? Действительно ли влияют звёзды на судьбу  человека, в том числе на его творческие способности? Бывают ли поэты, предопределённые судьбой?
 
    — Т.Б.  В древней Руси  не  принято  было сравнивать характер человека с характером животного. Гороскопы, которые сейчас  популярны у нас, — это порождение китайской культуры. Привязка характера человека к определённому знаку зодиака принижает духовные возможности первого. Хотя, полагаю, что звёзды каким-то образом и корректируют судьбу человека в некоторой  степени, но хозяином своего выбора и своей судьбы всё же остаётся человек, сотворённый по Образу и Подобию Всевышнего, а не зверя.  На творчески способности да — звёзды влияют.
   Поэты, предопределённые судьбой, бывают. Каждому  индивидууму  предопределено что-то конкретное: стезя, идя по которой он может наиболее полно раскрыть свои творческие способности.  Необходимо самому  почувствовать эту свою конкретную  стезю -  предназначение. А поэт, если ему предопределено быть им, прежде всего вестник. То есть он идёт по жизни (и  в своём творчестве) на шаг впереди других,  тонко чувствуя те события, которые происходят в моменте «здесь и сейчас» и будут происходить в будущем. Такой способностью в  полной мере обладал А.С. Пушкин. Возможно, не точно процитирую, но кто-то из  великих сказал, что  поэт такой же человек, как и все, но в нём чуточку  побольше Бога (имея в виду более обострённую интуицию и способность  вестничества).
 
 
    2.— В.Э.  Расскажите о себе: откуда Вы родом? Где росли? Что окончили?
 
  -- Т.Б.  Родилась я в небольшом городке Урень Горьковской (ныне Нижегородской) области. Жила там до 12  лет. Училась на филологическом отделении  историко-филологического факультета Горьковского государственного университета, но  не окончила его, а  перешла на отделение правоведения  Горьковского факультета ВЮЗИ и  получила диплом юриста  по специальности «правоведение». Большую часть жизни прожила в г. Кстово Нижегородской области. Последние 18 лет —  в Сыктывкаре РК Коми, а год назад  снова вернулась в Кстово.
 
    3.— В.Э. Расскажите немного о своей семье , а также о своём детстве, как росли, с чего началась любовь к литературе?
 
   — Т.Б.  Род моей  матери по бабушке  имеет дворянские корни, а  отец матери Бушаев Василий Михайлович  — из многодетной  купеческой семьи. Почти все сёстры дедушки были литераторами. Бабушка -учительница и одно время заведовала библиотекой. В доме было много книг, предпочтение отдавалось русской классике. Мы постоянно  читали.  Почти все  писали стихи: тётя,  дядя, сёстры, брат.
 
      4. — В.Э. Что Вы читали в юности? На каких авторах выросли? насколько была в почёте литература в Вашей семье?
 
  — Т. Б.  Мы —  дети —  купались в родительской любви. Стихи писать я начала ещё до школы. Могу предположить, что тяга  к  чтению книг  у  меня была всегда, а  любовь к  поэзии привила мне моя  мама Маргарита Васильевна. Она была прекрасным чтецом. И у нас совпадали вкусы на  произведения  многих авторов. Так через неё я познакомилась с творчеством Василия Фёдорова, Иосифа Уткина, Константина Симонова,  Владимира Солоухина, Эдуардаса Межелайтиса, Сергея Есенина, пятитомник произведений  которого  она подарила мне на шестнадцатилетие.
 
    5. — В.Э.  Ваш литературный дебют  — когда он состоялся? И темы Ваших произведений — откуда они берутся: из богатого воображения и любознательности или это художественная обработка реальных фактов?
 
   — Т.Б.  Первое моё стихотворение было опубликовано в «Городецкой правде», когда я училась в  шестом классе. Я до сих пор помню некоторые строки из него.
                ***
  Как добрый дух зима примчала
  В санях на тройке вороных,
  Всё на пути околдовала,
  От рек до сосен вековых.

  Слегка пощипывает уши
  И холод лезет в рукава.
  Не уходи, постой, послушай:
  Мороз вступил в свои права!

  Застыла скованная речка,
  Молчит дремотно дальний  лес
  И на краю дымится печка…
  Снежинки падают с небес.

  Они, кружась, как балерины,
  Ложатся тихо на поля,
  Стеля пуховые перины,
  Чтоб сладким сном спала земля.
 
      Темы произведений… Темы стихов идут сами по себе, откуда-то Свыше  (или из моих глубинных знаний — из сердца?). Как только возникает острое желание писать, тема появляется сама, как бы предлагая себя, остаётся только записывать. А рассказы это скорее художественная обработка реальных фактов.
 
 — В.Э. Каким Вы видите будущее русской литературы? Как по-Вашему, сегодня она переживает период подъёма или наоборот?
   — Т.Б. Полагаю, что русская литература всегда занимала и будет занимать  достойное ведущее место  в мировой литературе. И она переживает сейчас действительно начало  периода подъёма, пусть до пика этого подъёма ещё далеко. И не всеми это пока чувствуется, но явно, что  её  упадок уже позади!  Дело в том, что государство не  поддерживает писателей в смысле  материальной помощи в публикациях, а  типографии сейчас  частные… Одна надежда на интернет. Но иногда книгу хочется подержать в руках, почувствовать её запах. И получается парадокс: много талантливых писателей, пишущих на острые, волнующие всех темы, а до читателя эти писательские  мысли не доходят, хотя писатели и поэты вроде бы как и  «глашатаи», но с  закрытыми дверями...
 
    7. — В.Э. Кого из современных российских авторов Вы цените?
 
    — Т.Б. Много, всех не назовёшь  ( плюс к тем, кого упомянула  выше):  Николай Рубцов; Генрих Зорингер (Ухта);  Влада Эмет,  Александр Лобанов, Андрей Канев, Маргарита Прилуцкая, Евгений Суворов и Татьяна Анцупова  — все  шестеро  из Сыктывкара; Валерий Шамшурин и Юрий  Адрианов (Нижний Новгород)…
 
    8. — В.Э. Что  Вы думаете по поводу сохранения чистоты русского языка, элементарной  грамотности? Молодёжь читает в основном сайты. В школах всё чаще встречаются малограмотные учителя. Как с этим быть?
 
  — Т.Б. Прежде всего научиться уважать свой язык.Это был первый и единственный язык, данный Богом землянам — коренным жителям планеты — русичам. От  него пошли много позже все языки. Я это знаю. Примите выше сказанное, как благую весть от  меня. Лучше я об этом скажу строками своего стихотворения:
                Русский язык
             Восемь тысяч столетий назад   
             Древнерусский язык на  Земле
             Зародился. Красив и богат
             Был он в той первозданной поре.

             Говорили на нём Боги-РА,
             Что спустились с Олимпа Богов:
             Наши пра-пра-пра-пра-пра-пра-пра –
             Предки-русичи первых родов.

             Не Кирилл  и Мефодий – то бред,
             Чтобы нам затуманить мозги…
             Вся «история»  это букет
             Из надуманных мифов и лжи.

             Богом избранный русский народ
             На святом языке говорил,
             Что духовную тайну несёт
             От Онежской Губы до Курил.

             И теперь говорим мы на нём –
             Нашем  русском  родном языке,
             Засорив  иностранным словцом
             В данность моде, в угоду толпе…

             Похваляемся  словом иным,
             Что «ввернули» мы в русскую речь,
             Подменяем тюремным блатным
             Забывая, что надо беречь

             Нам язык, первозданный Творцом,
             Собирать по крупицам, хранить:
             Он в истории – наше лицо
             И его нужно нежно ЛЮБИТЬ,

             Очищать от заморских словес:
             Он богат – нет нужды подменять,
             Продавая его  «на развес»,
             Предавая, как родину-мать!
      Как повысить грамотность? Всё начинается с семьи. Приучать детей к любви  к  книге.  Ребёнок станет больше читать и грамотность сама придёт как «на автомате». Неграмотные учителя в школах и преподаватели в ВУЗах — это всё  «из той же оперы».
    Скажу больше (примите это тоже, как благую весть). Пройдёт какое-то время  и на планете Земля русский язык  станет международным для общения. А  ещё через какое-то время он станет вновь единственным. Да,да!  Так задумано Высшими Силами. Придётся потрудиться, ибо на чужом горбу в рай не въедешь! Задумано-то Высшими Силами, а исполнять нам.
 
 — В.Э. вы не можете не переживать за сегодняшнюю Россию. Что, по-вашему, её ожидает в будущем, учитывая её прошлое и настоящее?
      -- Т.Б.   Последние несколько десятилетий мысли о России — Святой Руси  действительно не покидают меня. Россия — это моя любовь, моя боль. Россия должна вернуться назад в прошлое, то есть  стать  тем, чем она была для всего человечества в далёком-далёком прошлом, о котором молчит наша извращённая история. Россия есмь Мессия. А мы об этом забыли (информация  об этом есть у каждого в глубине  души, а вспомнить не хотим — ленимся. О чём нам  напомнил Николай Заболоцкий в своём гениальном четверостишии  о душе?  «Не позволяй  душе лениться. Чтоб в ступе воду не толочь, душа  обязана трудиться. И день, и ночь! И день, и ночь!»). Самое главное: нужно начать каждому с себя. Менять себя, начать жить по принципу: «Не навреди ( ни себе, ни ближнему, ни окружающему миру). Духовная эволюция — вот что спасёт Россию!
 
  10. — В.Э.  Нужна ли нам национальная идея? Какая? 
 
      — Т.Б. несомненно нужна!   В Национальной Идее должна  быть  ценностная Духовная  составляющая, чётко  отражающая, что каждый  человек и государство в целом думают и заботятся  о  всеобщем благе, свободе и  творчестве  каждого человека, ибо  цель  человека на Земле – СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ.

        Стержнем общества должны стать РАВЕНСТВО, НРАВСТВЕННОСТЬ и ДУХОВНОСТЬ.

        Поэтому  необходимы  изменения  базовых  ценностей: изменить Конституцию (обозначить, что наше законотворчество,  дела и поступки  не идут  вразрез с  Канонами Космоса).  Пересмотреть школьные программы и, наконец-то,  дать  детям  Основы Высших Космических  Знаний:как устроен мир, кто  такой  человек, для  чего  и с какой целью он пришёл  на  Землю.
        Необходимо  стремиться  искоренить   в себе: высокомерие и гордыню, навязывание  собственных взглядов и мнения, ненависть к живому  и неживому, насилие над  сознанием или  волей  другого человека, жадность, ярость, гнев, агрессию, ложь, разврат. 
       Национальная Идея  должна  быть понятна   и работать    во  благо  духовного и материального роста, ликвидации несправедливости.  Принцип: «Не навреди и во благо»  должен стоять  «во главе угла». И тогда  реальность постепенно перестанет  быть жестокой.  Изменим себя и мир вокруг нас изменится.
        Итак:  цель  Национальной Идеи –  на основе веры в Бога,  любви  и уважения  к людям  и окружающему  миру создать гармоничное, нравственное, духовное общество и  справедливое государство, чтобы оно создавало условия совершенствования  личности.
      Могучее Великое  государство  должно быть справедливым. С-пра-вед-ли-вость ( с правилами Вед и любовью)– это  такое устройство общества, которое выгодно всем и даёт  благо  большинству.
       Наша главная  задача в том, чтобы  стать  высоко духовными, научиться  контролировать  свои  желания,  мысли  и  чувства. Вера, любовь, соучастие, сопереживание  спасут мир. Народ устал  от  безнравственности. Если в стране  тотальная  беспринципность, равнодушие  и продажность исполнительной и карающей  составляющих власти, а законы  принимаются  под идеологию  бандитов и взяточников, то  ниже  уже  скатываться  некуда – скатились! Вот  почему народ  выходит на улицы.
 
  11. — В.Э.  Должен ли актёр, писатель, поэт, художник  публично высказывать свою гражданскую позицию? Или он должен быть вне политики?
 
   — Т.Б . Политика не бывает просто ради политики. Она выражает чьи-то конкретные интересы. Актёр, писатель, поэт, художник свою гражданскую позицию  высказывает (показывает) через свои произведения, картины, выступления. Если  культура будет «на высоте», то и гражданское общество будет «на высоте». Что такое культура? Это образец! Культ- у -РА (Ра — по мифологии — Бог солнца, Божественный Свет). А каким  «образцом» выступает в настоящее время так называемая  "субкультура»?  Поэт,  писатель, художник, актёр, как и любой другой  человек, даже в большей степени, просто обязан быть гражданином!
 
  12. — В.Э.  Как вы относитесь к написанию стихов «под заказ»? Можно ли относиться философски к коммерции в литературе?
 
  — Т.Б.  Писать стихи «под заказ» мне претит. А насчёт коммерции вот что скажу: где начинается коммерция, там заканчивается  поэзия (полёт души)  в широком смысле: будь то стихи, или картины, или музыка.
 
  13. — В.Э.  Кого бы Вы назвали своим учителем прямым или косвенным? На кого из писателей  Вы ориентировались  в своём творчестве, если есть такой?
 
  — Т.Б.  Своими учителями я назвала бы своих родителей —  близких мне людей;  кроме того,  мудрейшего Льва Николаевича Толстого, а также преподавателя литературы  Игоря  Фёдоровича Красильникова из школы № 4 г. Кстово. Что касается Учителя Духовного, то это Господь Бог.  На кого из писателей ориентируюсь? Пожалуй, сама по себе, как подсказывает мне сердце.
 
  14.  — В.Э.  Писатель и тщеславие — понятия совместимые? Нужны ли писателю премии и звания? Дают ли они что-то?
 
  — Т.Б. Тщеславие — низкие вибрации и этим всё сказано. Что касательно премий и званий… Пока упавшая в грязь культура  не станет соответствовать своему предназначению — быть образцом, то, пожалуй,  премии и  звания (если они честно заслужены) являются своеобразным ориентиром  для  публики, не способной отличить запах  прекрасной розы от фекалий. Кроме того, самому писателю премии и звания  дают уверенность, что его каким-то образом  смогут услышать (различить) в  не всегда чистом потоке словесности. То есть они (звания и премии)  пусть  косвенно, но помогут читателю сориентироваться, что читать  (так сказать, отделить зёрна от плевел, ибо последних пока великое множество в своём разнообразии).   В будущем, когда  всё образуется,  а у читателя будет  вкус безупречным, возможно, эти звания и не понадобятся. А сейчас они нужны и писателю, и читателю, как костыли. Одним  — для поддержки, другим — для ориентира.
 
    15.   -В.Э. Как  Вы относитесь к ненормативной лексике в литературе?  есть ли определённые условия , когда можно допустить её употребление?
 
   — Т.Б.  К ненормативной лексике в литературе отношусь отрицательно, ибо литература  всё-таки должна быть эталоном.  В быту — иногда вылетает.
 
  16. — В.Э.  А нужна ли литература человечеству как таковая? Или  оно и  так бы прекрасно обошлось, если бы не было, к примеру, Достоевского, Шекспира, Мураками?
 
  — Т.Б.  Она  (литература) учит мудрости,  гражданственности, чувству долга, воспитывает вкус к постижению прекрасного. Через неё мы проходим своеобразные уроки жизни, чтобы не всякий раз наступать на собственные грабли. Учимся любить, сопереживать, прощать. Безусловно, нужна!
 
  17. — В.Э. У нас есть шанс остаться самой читающей страной мира?
 
   — Т.Б. Вне всякого сомнения!