Интервью председателя Коми регионального отделения Российского союза писателей писательницы и поэта, Влады Эмет с членом РСП поэтом и публицистом Барышевой Татьяной.
1. — В.Э. . Какого Вы знака зодиака? Действительно ли влияют звёзды на судьбу человека, в том числе на его творческие способности? Бывают ли поэты, предопределённые судьбой?
— Т.Б. В древней Руси не принято было сравнивать характер человека с характером животного. Гороскопы, которые сейчас популярны у нас, — это порождение китайской культуры. Привязка характера человека к определённому знаку зодиака принижает духовные возможности первого. Хотя, полагаю, что звёзды каким-то образом и корректируют судьбу человека в некоторой степени, но хозяином своего выбора и своей судьбы всё же остаётся человек, сотворённый по Образу и Подобию Всевышнего, а не зверя. На творчески способности да — звёзды влияют.
Поэты, предопределённые судьбой, бывают. Каждому индивидууму предопределено что-то конкретное: стезя, идя по которой он может наиболее полно раскрыть свои творческие способности. Необходимо самому почувствовать эту свою конкретную стезю - предназначение. А поэт, если ему предопределено быть им, прежде всего вестник. То есть он идёт по жизни (и в своём творчестве) на шаг впереди других, тонко чувствуя те события, которые происходят в моменте «здесь и сейчас» и будут происходить в будущем. Такой способностью в полной мере обладал А.С. Пушкин. Возможно, не точно процитирую, но кто-то из великих сказал, что поэт такой же человек, как и все, но в нём чуточку побольше Бога (имея в виду более обострённую интуицию и способность вестничества).
2.— В.Э. Расскажите о себе: откуда Вы родом? Где росли? Что окончили?
-- Т.Б. Родилась я в небольшом городке Урень Горьковской (ныне Нижегородской) области. Жила там до 12 лет. Училась на филологическом отделении историко-филологического факультета Горьковского государственного университета, но не окончила его, а перешла на отделение правоведения Горьковского факультета ВЮЗИ и получила диплом юриста по специальности «правоведение». Большую часть жизни прожила в г. Кстово Нижегородской области. Последние 18 лет — в Сыктывкаре РК Коми, а год назад снова вернулась в Кстово.
3.— В.Э. Расскажите немного о своей семье , а также о своём детстве, как росли, с чего началась любовь к литературе?
— Т.Б. Род моей матери по бабушке имеет дворянские корни, а отец матери Бушаев Василий Михайлович — из многодетной купеческой семьи. Почти все сёстры дедушки были литераторами. Бабушка -учительница и одно время заведовала библиотекой. В доме было много книг, предпочтение отдавалось русской классике. Мы постоянно читали. Почти все писали стихи: тётя, дядя, сёстры, брат.
4. — В.Э. Что Вы читали в юности? На каких авторах выросли? насколько была в почёте литература в Вашей семье?
— Т. Б. Мы — дети — купались в родительской любви. Стихи писать я начала ещё до школы. Могу предположить, что тяга к чтению книг у меня была всегда, а любовь к поэзии привила мне моя мама Маргарита Васильевна. Она была прекрасным чтецом. И у нас совпадали вкусы на произведения многих авторов. Так через неё я познакомилась с творчеством Василия Фёдорова, Иосифа Уткина, Константина Симонова, Владимира Солоухина, Эдуардаса Межелайтиса, Сергея Есенина, пятитомник произведений которого она подарила мне на шестнадцатилетие.
5. — В.Э. Ваш литературный дебют — когда он состоялся? И темы Ваших произведений — откуда они берутся: из богатого воображения и любознательности или это художественная обработка реальных фактов?
— Т.Б. Первое моё стихотворение было опубликовано в «Городецкой правде», когда я училась в шестом классе. Я до сих пор помню некоторые строки из него.
***
Как добрый дух зима примчала
В санях на тройке вороных,
Всё на пути околдовала,
От рек до сосен вековых.
Слегка пощипывает уши
И холод лезет в рукава.
Не уходи, постой, послушай:
Мороз вступил в свои права!
Застыла скованная речка,
Молчит дремотно дальний лес
И на краю дымится печка…
Снежинки падают с небес.
Они, кружась, как балерины,
Ложатся тихо на поля,
Стеля пуховые перины,
Чтоб сладким сном спала земля.
Темы произведений… Темы стихов идут сами по себе, откуда-то Свыше (или из моих глубинных знаний — из сердца?). Как только возникает острое желание писать, тема появляется сама, как бы предлагая себя, остаётся только записывать. А рассказы это скорее художественная обработка реальных фактов.
— В.Э. Каким Вы видите будущее русской литературы? Как по-Вашему, сегодня она переживает период подъёма или наоборот?
— Т.Б. Полагаю, что русская литература всегда занимала и будет занимать достойное ведущее место в мировой литературе. И она переживает сейчас действительно начало периода подъёма, пусть до пика этого подъёма ещё далеко. И не всеми это пока чувствуется, но явно, что её упадок уже позади! Дело в том, что государство не поддерживает писателей в смысле материальной помощи в публикациях, а типографии сейчас частные… Одна надежда на интернет. Но иногда книгу хочется подержать в руках, почувствовать её запах. И получается парадокс: много талантливых писателей, пишущих на острые, волнующие всех темы, а до читателя эти писательские мысли не доходят, хотя писатели и поэты вроде бы как и «глашатаи», но с закрытыми дверями...
7. — В.Э. Кого из современных российских авторов Вы цените?
— Т.Б. Много, всех не назовёшь ( плюс к тем, кого упомянула выше): Николай Рубцов; Генрих Зорингер (Ухта); Влада Эмет, Александр Лобанов, Андрей Канев, Маргарита Прилуцкая, Евгений Суворов и Татьяна Анцупова — все шестеро из Сыктывкара; Валерий Шамшурин и Юрий Адрианов (Нижний Новгород)…
8. — В.Э. Что Вы думаете по поводу сохранения чистоты русского языка, элементарной грамотности? Молодёжь читает в основном сайты. В школах всё чаще встречаются малограмотные учителя. Как с этим быть?
— Т.Б. Прежде всего научиться уважать свой язык.Это был первый и единственный язык, данный Богом землянам — коренным жителям планеты — русичам. От него пошли много позже все языки. Я это знаю. Примите выше сказанное, как благую весть от меня. Лучше я об этом скажу строками своего стихотворения:
Русский язык
Восемь тысяч столетий назад
Древнерусский язык на Земле
Зародился. Красив и богат
Был он в той первозданной поре.
Говорили на нём Боги-РА,
Что спустились с Олимпа Богов:
Наши пра-пра-пра-пра-пра-пра-пра –
Предки-русичи первых родов.
Не Кирилл и Мефодий – то бред,
Чтобы нам затуманить мозги…
Вся «история» это букет
Из надуманных мифов и лжи.
Богом избранный русский народ
На святом языке говорил,
Что духовную тайну несёт
От Онежской Губы до Курил.
И теперь говорим мы на нём –
Нашем русском родном языке,
Засорив иностранным словцом
В данность моде, в угоду толпе…
Похваляемся словом иным,
Что «ввернули» мы в русскую речь,
Подменяем тюремным блатным
Забывая, что надо беречь
Нам язык, первозданный Творцом,
Собирать по крупицам, хранить:
Он в истории – наше лицо
И его нужно нежно ЛЮБИТЬ,
Очищать от заморских словес:
Он богат – нет нужды подменять,
Продавая его «на развес»,
Предавая, как родину-мать!
Как повысить грамотность? Всё начинается с семьи. Приучать детей к любви к книге. Ребёнок станет больше читать и грамотность сама придёт как «на автомате». Неграмотные учителя в школах и преподаватели в ВУЗах — это всё «из той же оперы».
Скажу больше (примите это тоже, как благую весть). Пройдёт какое-то время и на планете Земля русский язык станет международным для общения. А ещё через какое-то время он станет вновь единственным. Да,да! Так задумано Высшими Силами. Придётся потрудиться, ибо на чужом горбу в рай не въедешь! Задумано-то Высшими Силами, а исполнять нам.
— В.Э. вы не можете не переживать за сегодняшнюю Россию. Что, по-вашему, её ожидает в будущем, учитывая её прошлое и настоящее?
-- Т.Б. Последние несколько десятилетий мысли о России — Святой Руси действительно не покидают меня. Россия — это моя любовь, моя боль. Россия должна вернуться назад в прошлое, то есть стать тем, чем она была для всего человечества в далёком-далёком прошлом, о котором молчит наша извращённая история. Россия есмь Мессия. А мы об этом забыли (информация об этом есть у каждого в глубине души, а вспомнить не хотим — ленимся. О чём нам напомнил Николай Заболоцкий в своём гениальном четверостишии о душе? «Не позволяй душе лениться. Чтоб в ступе воду не толочь, душа обязана трудиться. И день, и ночь! И день, и ночь!»). Самое главное: нужно начать каждому с себя. Менять себя, начать жить по принципу: «Не навреди ( ни себе, ни ближнему, ни окружающему миру). Духовная эволюция — вот что спасёт Россию!
10. — В.Э. Нужна ли нам национальная идея? Какая?
— Т.Б. несомненно нужна! В Национальной Идее должна быть ценностная Духовная составляющая, чётко отражающая, что каждый человек и государство в целом думают и заботятся о всеобщем благе, свободе и творчестве каждого человека, ибо цель человека на Земле – СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ.
Стержнем общества должны стать РАВЕНСТВО, НРАВСТВЕННОСТЬ и ДУХОВНОСТЬ.
Поэтому необходимы изменения базовых ценностей: изменить Конституцию (обозначить, что наше законотворчество, дела и поступки не идут вразрез с Канонами Космоса). Пересмотреть школьные программы и, наконец-то, дать детям Основы Высших Космических Знаний:как устроен мир, кто такой человек, для чего и с какой целью он пришёл на Землю.
Необходимо стремиться искоренить в себе: высокомерие и гордыню, навязывание собственных взглядов и мнения, ненависть к живому и неживому, насилие над сознанием или волей другого человека, жадность, ярость, гнев, агрессию, ложь, разврат.
Национальная Идея должна быть понятна и работать во благо духовного и материального роста, ликвидации несправедливости. Принцип: «Не навреди и во благо» должен стоять «во главе угла». И тогда реальность постепенно перестанет быть жестокой. Изменим себя и мир вокруг нас изменится.
Итак: цель Национальной Идеи – на основе веры в Бога, любви и уважения к людям и окружающему миру создать гармоничное, нравственное, духовное общество и справедливое государство, чтобы оно создавало условия совершенствования личности.
Могучее Великое государство должно быть справедливым. С-пра-вед-ли-вость ( с правилами Вед и любовью)– это такое устройство общества, которое выгодно всем и даёт благо большинству.
Наша главная задача в том, чтобы стать высоко духовными, научиться контролировать свои желания, мысли и чувства. Вера, любовь, соучастие, сопереживание спасут мир. Народ устал от безнравственности. Если в стране тотальная беспринципность, равнодушие и продажность исполнительной и карающей составляющих власти, а законы принимаются под идеологию бандитов и взяточников, то ниже уже скатываться некуда – скатились! Вот почему народ выходит на улицы.
11. — В.Э. Должен ли актёр, писатель, поэт, художник публично высказывать свою гражданскую позицию? Или он должен быть вне политики?
— Т.Б . Политика не бывает просто ради политики. Она выражает чьи-то конкретные интересы. Актёр, писатель, поэт, художник свою гражданскую позицию высказывает (показывает) через свои произведения, картины, выступления. Если культура будет «на высоте», то и гражданское общество будет «на высоте». Что такое культура? Это образец! Культ- у -РА (Ра — по мифологии — Бог солнца, Божественный Свет). А каким «образцом» выступает в настоящее время так называемая "субкультура»? Поэт, писатель, художник, актёр, как и любой другой человек, даже в большей степени, просто обязан быть гражданином!
12. — В.Э. Как вы относитесь к написанию стихов «под заказ»? Можно ли относиться философски к коммерции в литературе?
— Т.Б. Писать стихи «под заказ» мне претит. А насчёт коммерции вот что скажу: где начинается коммерция, там заканчивается поэзия (полёт души) в широком смысле: будь то стихи, или картины, или музыка.
13. — В.Э. Кого бы Вы назвали своим учителем прямым или косвенным? На кого из писателей Вы ориентировались в своём творчестве, если есть такой?
— Т.Б. Своими учителями я назвала бы своих родителей — близких мне людей; кроме того, мудрейшего Льва Николаевича Толстого, а также преподавателя литературы Игоря Фёдоровича Красильникова из школы № 4 г. Кстово. Что касается Учителя Духовного, то это Господь Бог. На кого из писателей ориентируюсь? Пожалуй, сама по себе, как подсказывает мне сердце.
14. — В.Э. Писатель и тщеславие — понятия совместимые? Нужны ли писателю премии и звания? Дают ли они что-то?
— Т.Б. Тщеславие — низкие вибрации и этим всё сказано. Что касательно премий и званий… Пока упавшая в грязь культура не станет соответствовать своему предназначению — быть образцом, то, пожалуй, премии и звания (если они честно заслужены) являются своеобразным ориентиром для публики, не способной отличить запах прекрасной розы от фекалий. Кроме того, самому писателю премии и звания дают уверенность, что его каким-то образом смогут услышать (различить) в не всегда чистом потоке словесности. То есть они (звания и премии) пусть косвенно, но помогут читателю сориентироваться, что читать (так сказать, отделить зёрна от плевел, ибо последних пока великое множество в своём разнообразии). В будущем, когда всё образуется, а у читателя будет вкус безупречным, возможно, эти звания и не понадобятся. А сейчас они нужны и писателю, и читателю, как костыли. Одним — для поддержки, другим — для ориентира.
15. -В.Э. Как Вы относитесь к ненормативной лексике в литературе? есть ли определённые условия , когда можно допустить её употребление?
— Т.Б. К ненормативной лексике в литературе отношусь отрицательно, ибо литература всё-таки должна быть эталоном. В быту — иногда вылетает.
16. — В.Э. А нужна ли литература человечеству как таковая? Или оно и так бы прекрасно обошлось, если бы не было, к примеру, Достоевского, Шекспира, Мураками?
— Т.Б. Она (литература) учит мудрости, гражданственности, чувству долга, воспитывает вкус к постижению прекрасного. Через неё мы проходим своеобразные уроки жизни, чтобы не всякий раз наступать на собственные грабли. Учимся любить, сопереживать, прощать. Безусловно, нужна!
17. — В.Э. У нас есть шанс остаться самой читающей страной мира?
— Т.Б. Вне всякого сомнения!