Ночное

Евгений Кошелев
 
  Еще не так давно по историческим меркам, лошадь в хозяйстве была незаменимым помощником. В крестьянском хозяйстве на ней пахали землю, сеяли и убирали урожай. Она была основным тягловым транспортом не только на селе, но и в городе ее использовали для подвозки товаров и других нужд. Так в начале 70-х годов на улицах Пензы (город моей молодости) еще можно было видеть лошадь, запряженную в повозку.  Колеса повозки были с резиновыми шинами  при езде по асфальту для снижения шума.  Постепенно лошадь, как помощник для человека в хозяйстве,  используется все меньше. И чаще можно видеть её на ипподроме для участия в конном спорте, в цирке и отдельных хозяйствах, занимающихся коневодством.
  Мне в какой-то степени повезло с этим. Недалеко от дома, где я живу, находится ипподром. Этому ипподрому более ста лет (дата рождения Тюменского ипподрома -1871 год). Поэтому мне часто приходится видеть, как лошадей готовят к скачкам. С раннего утра их уже разминают. В последние годы на ипподром начали ездить ребятишки, увлекающиеся конным спортом. И каждый раз, когда я смотрю на тренировку лошадей, то с удовольствием вспоминаю свое детство.
 
   ***
  Тогда я впервые в жизни попал благодаря своему школьному товарищу на выпас лошадей в ночное время. Его отец был конюхом на конюшне в местном совхозе, и он всё свободное время проводил возле лошадей. Наверное, за любовь к лошадям за ним и закрепилась кличка Чалый. После трудового дня лошадей каждый вечер выгоняли на выпас на луга. За ночь они успевали отдохнуть и восстановиться на свежей сочной траве. И вот однажды Вовка  (к сожалению его уже нет в живых, он погиб в лихих 90-х) позвал меня на выпас лошадей. Родители были против этой затеи, но мне как-то удалось их уговорить. На радостях, прихватив небольшой пакет с едой, ранним вечером я уже бежал к конюшне. Вовка меня ждал. Нас было несколько мальчишек и его отец. Дядя Ваня разрешил зауздать лошадей, которые в этот день отдыхали от работы. Заседлали несколько лошадей и уже под свист мы погнали табун к месту выпаса. Седел  на всех не хватало, и мальчишки подвязывали к телу лошади телогрейки,  Меня посадили на тихую лошадь, подтянули у седла повыше стремена, чтобы была опора для ног.
   Кони были послушны, и уже через некоторое время табун был на выпасе. Вечер пришел незаметно, лучи солнца мягко заскакали по верхушкам деревьев ближней дубравы. И вот уже солнце закатилось за горизонт, оставляя яркие блики на небосводе. Воздух становился все прохладнее, и от лугов всё сильнее шел запах разнотравья. Летняя ночь вступила в свои права, луна и звезды красиво подсвечивали все в округе. Застрекотали кузнечики, перебивая пение цикад. Изредка пролетали ночные птицы, шарахаясь от теней лошадей, хлопая крыльями. Да пока лошади паслись, мы натаскали сухостоя и разожгли костер. Рядом с пастбищем были картофельные поля, мы подкопали несколько кустов и запекли картошку в костре. Дядя Ваня дремал у костра, а мы, пользуясь этим, устраивали небольшие гонки на лошадях. Постукивая коленками по телу лошади,  мы пускались галопом. Но ночь брала свое и уже под утро, мы уставшие и счастливые прикорнули у костра. Над горизонтом по небу заалела заря от  солнца, и вот последняя звезда ушла в небосвод. Наступал новый день, дядя Ваня растолкал нас, и мы, полусонные слегка покусанные комарами, погнали табун на конюшню. Отдохнувшие на выпасе лошади снова будут служить человеку. А я долго еще вспоминал эту летнюю, волшебную для меня, ночь. И все благодаря моему школьному товарищу Вовке.