За пяточку мою держись

Ирина Ракша
 На фото: Дома у писателя И.Ракши - регент Монастыря в Пюхтице матушка Иннокентия, с подругой Марией.

               
                ЗА ПЯТОЧКУ МОЮ ДЕРЖИСЬ   (в работе)

                К образу святой Матроны Московской

   Издавна на Руси в смутные времена гонений ,или вовсе уничтожения уклада православной жизни, Господь посылал в помощь людям подвижников, Божьих людей. Василий Блаженный и Ксения Петербургская, Святой Андрей юродивый и преподобный Антоний Киевский, Николай-чудотворец Псковский и Любовь Рязанская. Их жизненные подвиги ради Христа и помощи людям, были искони почетаемы в народе. К их числу относится и особо любимое имя блаженной Матушки Матроны Московской (1881- 1952). В Тульской губернии неподалеку от знаменитого Куликова поля в сельце Себено родилась холодным ноябрьским днем девочка. Она была четвертым ребенком в бедной крестьянской семье Дмитрия и Натальи Никоновых. Родители занимались обычным сельским трудом. Изба их была под соломенной крышей. Печь топили по-черному, дрова жалели,(леса вокруг берегли). Порой зимой в холода спали в теплом печном чреве. В печи и баньку по субботам устраивали. Еще до рождения малышки мать решила отдать ее в приют князя Голицына для бедных. Так как прокор
миться всем было уже невозможно. Но однажды мать увидела вещий сон - чудную белую птицу, севшую ей на руку. Лицо у птицы было женское, а веки крепко сомкнуты. Потому Наталья не удивилась, когда поняла, что новорожденная девочка слепая. Но поплакав,  в приют не отдала. Назвали дитя Матреной. А в обиходе - Матрюшей или Матронушкой.
Чудеса с Матрюшей начались с момента крещения. В деревенской церкви, когда священник отец Василий окунул малышку в купель ,из купели поднялся до потолка белоснежный столп легкого благоухания. Священник обрадовался и высоко подняв ее произнес: "Кого Бог послал нам! Слышите, православные? Это дитя от Бога. Выше меня будет. Даже предскажет когда я умру." Так оно и вышло. Однажды ночью девочка вдруг разбудила мать, сказала: "Батюшка умер." Мать с отцом поразились, кинулись в дом священника. А он и правда только что умер.
От рождения на груди у Матрюши был выпуклый крест, словно распятие Божие. Удивлять родителей девочка начала с малых лет. Бывало зимой проснуться,(для тепла спали в печи), а дочки рядом нет. "Да тут я",- отвечает она из угла.- скоро приду". Засветит отец лучину, глядит, а Мотя, и правда, сидит в переднем углу и впотьмах играет, разговаривает с иконами. Как она могла туда добраться, да еще иконы снять, никто понять не мог. Однажды, когда уже подросла, говорит матери: "Дай мне перышко, да какое побольше". Ободрала его и горько вздохнула: "Вот так и нашего царя-батюшку обдерут". Мать толь¬ко ахнула со страху. А то однажды говорит (годочков семь ей было): "Готовься мама, скоро "свадьба" будет". Мать с испугу скорее священника позвала, пречастить слепую девочку на дому, как обычно любила Матрюша. Однако же наутро одна за другой зачастили к дому повозки. Приезжали десятки людей, все спрашивали и спрашивали Матрену-пророчицу. Шли и пешие, недужные и здоровые со всякими горестями и бедами. В занавешенной ком¬нате (свет слепой был не нужен)девочка читала над ними молитвы, которые знала во множестве наизусть. И помогала ,и исцеляла, И предсказывала. А люди оставляли на крыльце или на лавке кто десяток яиц, кто яблочко, кто курочку иди деньги. "Да что ж это делается?"- поражалась мать. А девочка кротко так улыбалась: "Я ж говорила тебе - прямо свадьба". Со своими ровесника¬ми, даже с сестрой, с братьями Матрюша играла редко. Они обижали слепую, не от мира сего. Поддразнивали, насмехались. Но она не обижалась. А все больше привыкала бывать одна. Любила с матерью, женщиной глубоко верующей, ходить в храм. Подпевала на клиросе, наизусть шептала псалмы и молитвы. Потом стала ходить туда и одна. Встанет бывало маленькая такая, худенькая девчушка в белом платочке у стеночки, замрет. И глазки закрыты. Точно спит.Однажды сказала:»Мама, сходи-ка к батюшке в храм. У него в архиве на четвертой полке снизу лежит книга, а в ней икона Царицы Небесной «Взыскание погибших». В нашем храме такой нет. А надо бы.» Пораженный священник, действительно, отыскал икону там, где сказала девочка. Вызвал из города художника. Сделали ему заказ. "Только покайся и причастись",- велела ему Матрюша. Тот сходил в храм и уверенно взялся за дело - мол, и раньше иконы писывал не раз. Однако дело застопорилось. А потом кисть и вовсе не пошла. Привели девочку в воскресный день на подворье. Она и говорит богомазу: "Я ж говорила тебе, покайся в грехах искренне. Ты ж человека убил." Тот ужаснулся. Откуда это дитя могло знать давно былое?..Снова пошел к священнику, покаялся, причастился. Пришел в дом Никоновых и попросил у Матрюши прощенья. "Вот теперь ты напишешь Чудотворную "Взыскание погибших",-сказала она с кроткой улыбкой. И, действительно ,та икона многие десятилетия( пока большевики храм не закрыли) помогала людям, которые шли к ней с любовью. Исцеляла от болей, болезней. По молитвам помогала даже от засухи.
До семнадцатого года Матрюша была ходячей. А как случился переворот, ей словно что-то в ножки вступило. С трудом могла встать. В основном на кровати сидела. И сидя так принимала народ. А шли к ней беспрестанно. С нуждами и бедами. Кому-сглаз снять, кому-то  сделать что-то еще. И все к ней бегут. Она помолится над водицей, пошепчет, сбрызнет или даст выпить - и исцеляются. А к вечеру она уж сидит без сил, только молится. Между тем, старшие братья ее стали сельскими коммунистами активистами. Стали заметно тяготиться и блаженной сестрой, и потоком людей к их дому. Стали попрекать Матренушку. Грубо, с пренебрежением: "Жизнь нам только портишь. Из-за твоих фокусов и прибить могут. А заодно и родителей-стариков." И пришлось Матронушке - незрячей, почти не ходячей навсегда покинуть родное село и мужественно, без упрека отправиться в 1925 году в Москву. Не¬ведомую, шумную, многолюдную и, по тем временам, далекую. В сто¬лице, в Старо-Конюшенном переулке жила в ту пору уже несколько лет, добрая знакомая односельчанка из Себеново, Евдокия Михайловна с сыном и дочерью Зинаидой. Была у них всего одна, но просторная комната в коммунальной квартире. С фикусом и иконами снизу до верху в «красном» углу. Семья эта от всего сердца приютила Матронушку. И пошел к ней поток уже московской публики. И нищие и богатые, и на носилках больных привозили и полковники на машинах приезжали. И Матронушка никому не отказывала. Лечила. Учила. Предупреждала. Имя ее передавали из уст в уста. Приходили к ней и по семейным делам, когда разводились или что-то не ладилось. Пришла одна и жалуется: "От меня муж ушел. Я ему порчу сделаю". "Никогда не смей такого делать. Себя не губи. А муж к тебе вернется.» Он и правда вернулся. Говорила и такое: "Если кто- то вам будет неприятное, обидное говорить, особенно старые или больные - не слушайте, помогите им.Помогать больным и слабым надо с усердием. И что бы ни сказали, ни сделали - надо прощать." И еще говорила: "Враг наступает. Надо обязательно молиться. Внезапная смерть может случиться, если без молитвы. Внезапная - это скверно,- голоском говорила негромким, чуть протянув к посетителю свою маленькую белую ручку,- Враг у нас на левом плече сидит, а на правом - Ангел. И у каждого своя книга жизни - в одну сторону записываются наши грехи, в другую - дела добрые...Чаще крестись. Крест такой же замок, как на двери."
Жизнь блаженной матушки Матроны была тяжелой, скитальческой. Кто приютит, там и живет слепая. Тому и спасибо. Ведь жить приходилось с помощницей, с послушницей. К тому же держать Матренушку было небезопасно. В Москве она проживала во многих местах. На Пятницкой, Ульяновской (Николо-Ямская),у Никитских, в Сокольниках, на Петровско-Разумовской, в Царицыно. А последнее ее местожительство было на Сходне. От Евдокии Михайловны она уехала через несколько лет. Принялась вдруг неожиданно собираться. "Надо мне, Дуся, срочно уезжать. Против всех нас готовится что-то страшное. Мне у тебя оставаться нельзя." Бывали и раньше осложнения. Обычно соседи жаловались и заявляли "куда следует". Раздражались, что ходит много народу, полы топчут. Завидовали. Доносили. К тому же Матронушка была без прописки .Да и времена были страшные, сталинские. Так и случилось однажды. Нагрянули в Старо- Конюшенный ночью. Дом окружили. Лестницу перекрыли. Ворвались в квартиру. Солдаты и работники КГБ. Произвели обыск, изъяли библию, церковные книги, иконы, даже арестовали дочь хозяйки Зину, которая беспрестанно молилась в эти страшные часы о том, чтобы мать и брата не тронули. Слава Богу, Матронушки в квартире уже не было. Она всегда чувствовала, когда готовится ее арест. А Зину, как «врага народа» отправили на Калыму. И Евдокию Михайловну таскали на Лубянку на допросы, требовали сказать, где прячется блаженная. Но Евдокия Михайловна не сломалась. Тайком поехала со своим горем к Матушке на Сходню, когда получила письмо от дочери с Колымы.»Мама,- писала та, -за меня не беспокойся. Матрюша меня и тут оберегает." А Матренушка, позже встретив ее, говорит: "Ты Дуся, только не плачь. А помоги мне ее вернуть. Ты Богу молись и Царице Небесной. Крестом и молитвой можно горы свернуть..." А «им» ничего не отвечай. И с «ними» не пререкайся. Главное, чтоб ты не плакала, не волновалась. А Зинаида наша не пропадет. Вернется.» Зинаида и правда, словно бы чудом - вернулась. Живая и невредимая. Там ночами, по ее рассказам, ей являлась Матронушка, и учила как и с кем себя вести.
Когда Матронушка поселилась в Царицыно, там была жива еще церковь, небольшая, но очень красивая, "намоленная". Когда большевики эту церковь стали ломать, то решили дивные колокола отправить на переплавку. И тогда Матрона горько вздохнула:"Ну, хорошо. Пускай попробуют. Только все они сгинут, а в храм не войдут." И вот отправились туда комсомольцы-активисты, втроем. Только вошли в храм,(в фундаменте набралось много воды) и вдруг провалились. И утонули. Начальство ничего понять не может. Из райкома еще четырех посылает. Те взяли лестницу, за колоколами полезли и тут откуда-то сверху плита отвалилась. И пришибла всех четырех. Тогда решили срочно забить эту "злую" церковь. Однако атеисты-начальники из райкома не унимались. Сами приехали на машинах посмотреть, что за чудеса в негодной этой церквушке творятся. Только переступили порог и поскользнувшись, чуть не захлебнулись.
О Матренушке многие рассказали в «Житии». Жданова и Малахова, Потапова и Ефремова. Свидетели и почитатели подвижнической жизни Матрены Дмитриевны Никоновой.
Известно, например, как сам отец Иоанн Кронштадский отметил своим вниманием удивительного этого ребенка. А произошло это в Петербурге, в храме где он служил. Когда Матрюша была еще лет четырнадцати, Себеновская помещица Лидия Янькова, порой брала с собой в паломничество то в Киево-Печерскую, то в Троице-Сергиеву Лавру, необыкновенную и послушную девочку. Так в 1892 году они посетили Иоаннов монастырь в Петербурге. Службу в храме вел батюшка Иоанн Кронштадтский и вдруг ,прервав себя сказал верующим: «Расступитесь! Дайте проход!- и тут же добавил:- Матронушка! Иди, иди ко мне !» Слепая девочка- подросток в белом платочке смиренно стояла при входе в храм. А когда она подошла чуть ближе, священник отчетливо произнес: "Вот идет моя смена - восьмой столп России».
И, действительно, она была отмечена Божьим даром провидения. В отрочестве, например, предсказала революцию, которая грянула спустя 25 лет. "Будут грабить и разорять храмы и всех подряд гнать". Очень образно показывала эта незрячая девочка, как будут делить землю и говорила: "Лягут, выкинув руки вперед, лишь бы побольше урвать. А потом бросят все, побегут кто куда." А помещику их села Янькову советовала все продать и уезжать за границу. Если бы он  тогда сразу послушал Матронушку, не увидел бы страшного разграбления своей усадьбы, бесчинств, голытьбы, то не умер бы ранней, преждевременной смертью. А дочь его Лидия не познала бы бесчестия и скитаний.
"К Матушке приходило порой в день по сорок человек,- вспоминает одна свидетель-послушница, - она была воплощенный Ангел-воитель. Не просто подвиги, а меч огненный был в ее руках для борьбы со злой силой. Она была маленькая как ребенок. Все время лежала на кроватке, на боку, на кулачке. Когда принимала, садилась скрестив ножки. Две ручки вытянуты вперед прямо в воздухе. Наложит пальчики на голову стоящего перед ней на коленях человека, перекрестит, скажет главное, что надо его душе и молитву прочтет. Жила она не имея ни своего угла, ни имущества, ни запасов. На приношения, которым тоже не была хозяйка. Бывали моменты, когда не ела и не пила сутками, нечего и некому ей было подать,- продолжала говорить послушница. Матушка знала все события наперед. Предсказала войну. Гибель Сталина. Судьбу Гитлера. И каждый день принимала на себя тяжкий поток скорбей и печалей. Справлялась с ним и давала утешение. Множество исцелений было от ее ручек. Люди уходили окрыленные. А вечером она обессиленная, только вздыхает да молится ночи напролет. На лбу у нее была ямка от пальчиков при крещении. Крестилась она аккуратно, усердно пальчики искали ямку..."
Во время войны было много случаев, когда она точно сообщала о судьбах солдат на войне. Кому скажет: "Жив, жди, придет на Казанскую, в окно постучит".  Другой скажет; " отпевать будешь, поминать."  Одна женщина вспоминает: "После войны я была страшно бедна, одеть нечего, пальто изношенное. А Матушка Матрона мне и говорит:"Все- то у тебя будет". И давай по пальцам считать сколько пальто у меня будет. И правда, после возвращения с Колымы из лагеря я ни в чем не нуждалась. Часто говорила ей: "Матушка я плохая, грешная. Гор¬да, вспыльчива. Сама исправиться не могу." "Ничего,- утешала она,- выполем травку-сорняк, потом молочком попоим, и будешь ты хорошая." Однажды за сутки умерла от дифтерита семилетняя девочка. " Не убивайтесь, не плачьте,- сказала Матронушка.- У нее была бы страшная жизнь, была бы она великой грешницей. Я умолила Бога ниспослать ей смерть. Зато теперь она у Спасителя." "Матушка,- спросили как-то ее,- а можно выгнать бесов из человека?" "Можно, но это сопряжено с большой мукой, почти равной смерти. Выдержать это человеку почти невозможно." Действительно, в Евангелие от Марка (гл.9,п.26)при исцелении бесноватого это именно так и описано. И Матушка на деле не раз изгоняла. Однажды привезли больную. Она от двери ползла к матушке на коленях. Та напряженно сидела, наклонясь вперед и, вытянув ручки, говорила:  "Ой, какого тебе засадили...Одна я не справлюсь, если будешь сама мне помогать, тогда будешь жить..." Порой она говорила:"На сны не обращай внимания. Сны в основном от лукавого. Соблазн. Лишь бы расстроить человека. Опутать ненужными мыслями. Вещие сны только святые видят да праведники." И еще: "Тело твое - это домик, Богом данный. Надо его ремонтировать и лечить. Не зря Бог создал и мир, и всякие травы лечебные. Этим пренебрегать нельзя." "Говорила и такое: "Психические болезни, это название только. Это все духовные заболевания. Мании, расслабление или немощь, это одержимость разными духами злобы...Все это бесы проникают в человека. С воздухом при дыхании. И в крови живут. После отчитывания и святой воды бывает рвота. Это хорошо. Это они выходят." Порой кому- то советовала: "Работу не ищи .Она сама к тебе придет." Как-то знакомой женщине-архитектору перед защитой диссертации сказала за вечерним чаем:"Поедем-ка мы с тобою в Италию. В Рим, во Флоренцию, посмотрим великие творения..." И с такой легкостью стала перечислять всякие улицы и палаццо, такие советы дала для проекта по поводу арок, колонн и капителей, что собеседница была буквально потрясена. Даже внесла изменения в диссертацию. И защитилась с блеском.
Матушка часто говорила, что сражается, невидимой бранью с колдунами, злой силой. Ведь к ней приходили разные люди, в том числе и темные. После них она часто болела, сникала. "3а эти бои я расплачиваюсь болезнями." Но ни разу она не пожаловалась, не посетовала на тяжкую жизнь. Однажды пришел к Матронушке  на вид такой благообразный старик. С бородкой, степенный. Пал на колени весь в слезах: "Помоги, умирает единственный сын." Она, к нему наклонилась и тихо так спрашивает: "А ты как ему гадание сделал? "Насмерть" или нет?" Тот обмер и признается: "Да. Насмерть." Тут Матушка рукой как вскинет, как крикнет: "Иди! Иди от меня прочь! Таким незачем ко мне являться!"  Хотя всю жизнь боролась за каждую грешную душу.
В дни шумных ноябрьских или первомайских демонстраций она всегда просила плотнее закрывать окна, двери. Ибо знала это ад наступает. Полчища бесов наполняют в эти дни воздух и все пространство вокруг. Учила не забывать крестить еду. На ночь все убирать со стола или накрывать крышками. Потому что бесы во все суются, везде проникают. "Силой Креста Божьего спасайся и защищайся!" Незадолго до смерти сказала:"Откроется наша церковь в Себено. Откроется, куда она денется." Была блаженная Матронушка не без юмора. Любила пошутить. И смеялась тоненько, как девочка. А когда заболела, на тревожный вопрос любящих ее людей - как им жить в случае чего без нее?  Отвечала: "А вы цепляйтесь все за мою пяточку. И спасетесь. И не отрывайтесь. Держитесь крепче...Я и там об вас позабочусь. Куда ж от вас денешься. Только на могилку ходите."  Она знала все наперед. Даже день своей смерти 2 мая1952года. Загодя вызвала священника для исповеди и причастия. Волновалась словно ребенок. Все не знала как половчей ручки и ножки сложить. Ее спросили: "Неужто и вы, Матушка, смерти боитесь?" "А как же, милые, боюсь, грешная, пред Богом предстать..." Просила, чтобы ее отпели в храме Ризоположения на Даниловском кладбище и схоронили там же рядом. "Чтобы я службы слышала." Все так и исполнили.
Была солнечная весна. Вовсю звенели птицы. Пахло почками, первой зеленью. По кладбищу за ее легким гробиком тянулись многолюдные толпы. А потом каждый старался со свежей святой могилки унести с собой хоть горстку землицы. Для исцеления. И по сей день не зарастает к ней тропка. И по сей день Божья ее душа ,по молитвам, врачует и помогает. Она любила повторять: "Просите, и дано вам будет...Стучите - и отворится" А мы отвечаем: " Блаженная Матронушка, моли Бога о нас."
Ноябрь 1995г
P.S.
На  зимних улицах Москвы темнеет. В эти лихие,  жуткие девяностые годы, когда обрушились не только заводы, фабрики, издательства, но и вся наша страна, я "таксую" по городу на своем жигуленке. Зарабатываю семье на кусок хлеба. К воротам Даниловского кладбища  подъезжаю перед самым его закрытием. В воротах уже стоит сторож с ключами. Иду по темным аллейкам. Вокруг надгробья ограды, кресты. Где же тут могилка Матронушки? Вдали вижу огоньки свечей. Темнеет небольшая группка людей. Пробираюсь к ним. В руках у меня бумажная, белая розочка. Знаю Матронушка любит цветы. А для меня натуральные дороги. Пламя свечей озаряет теплом могилку святой и лица стоящих вокруг. Много цветов, кладу свой убогий, бумажный. Рядом свежая горстка песка. Привозят специально, поскольку люди с могилки уносят с собой даже землю, она святая, целебная. И я беру горстку песка в платочек - мне помощь от любимой Матронушки. Помолясь, ухожу с благостно - озаренной душой. У ворот темнеет мой жигуленок. Смотрю на месте ли "дворники", не прокололи ли шины. Везде грабеж, выстрелы и бандиты... Дома пригоршню песочка высыпаю в бутылку. И эту святую водичку буду пить, доливая, еще долго и долго.
*    *     *
  Солнечным днем 1 мая 1998  года,  с Даниловского кладбища, со всеми почестями гробик с честными останками (маленькой, слепой, безногой) блаженной Матронушки был препровожден в московский Покровский женский монастырь. Его многолюдно, торжественно встретили при колокольном звоне.
     А на Даниловском кладбище  к  бывшему месту захоронения Святой, как и прежде не зарастает  народная тропа.