Встанем, друзья, против зла. 7. Бескорыстие

Галина Гостева
      На стажировку в Университет Делавэр в США и международную конференцию собрались в Москве 10 учителей-победителей из Казахстана, 5 из Киргизии, 15 с Украины и 30 человек из Российской Федерации.

      В нашей самой многочисленной группе были учителя из Москвы, Санкт Петербурга, Томска, Новосибирска, Красноярска и городов других территорий, входящих в состав РСФСР: из Саха-Якутии, Тувы, Удмуртии, Камчатки, Коми, Бурятии, Приморья, Мари Эл.

      Трое мужчин группы сразу привлекли к себе внимание женщин. Самым молодым учителем-победителем оказался Владимир из Байкальска, самым уважаемым – Байрам из Липецкой школы « Интеграл»,  а самым интересным - Руслан, учитель и шаман одновременно из Якутска. Наше знакомство состоялось вечером после получения сертификатов и небольшого фуршета, устроенного в нашу честь.

      Утром 10 июня я поехала в Государственную Думу на встречу с Салчак Галиной Алексеевной. Величественное здание Государственной Думы, находящееся по адресу Охотный Ряд дом 1, поразило меня внешним видом. Его строили с 1922 по 1935 годы по проекту архитектора Аркадия Лангмана.

      У входа в здание меня ждала помощница Галины Алексеевны, Чернавина Людмила Ивановна с пропуском для меня. Оказалось, что с главного входа пускают в здание только депутатов Думы. Пройдя через Георгиевский переулок, мы вошли с обратной стороны здания в десятый подъезд и поднялись на второй этаж.

      В кабинете 206, очень маленьком, но весьма уютном, Салчак не было. Галина Алексеевна, по словам Людмилы Ивановны, находилась напротив в кабинете 220, в котором проходило заседание комитета по бюджету. Поскольку на заседание обычно приходят все федеральные министры, руководители Казначейства и Госбанка, то у неё, как у депутата, была возможность встретиться с ними и решить вопросы финансирования Республики Тыва.

      Людмила Ивановна, попросив меня расписаться в журнале регистращии исходящей документации, вручила мне конверт, в котором лежал ответ на мою просьбу, изложенную в письме, присланном в Думу в конце апреля этого года.

      В том письме я просила Галину Алексеевну помочь мне найти спонсоров для открытия эколого-языкового центра в городе Кызыле. Разработанный мною проект этого центра для детей аратов из сёл республики вошёл в число ста лучших проектов России в 1998 году и был размещён в сборнике проектов в интернете.

      В сельских школах Республики Тыва почти совсем не было учителей английского языка, и у выпускников возникали большие трудности в учёбе при поступлении в городские вузы.Создание Центра, наряду с воспитанием любви и бережного отношения к природе у школьников и молодёжи, могло бы и решить данную языковую проблему.
 
      Не скрывая своего желания, как можно скорее прочесть ответ, я вскрыла конверт, вынула письмо и после прочтения произнесла благодарственные слова, идущие из глубины моего сердца.:
-  Огромное спасибо Вам, Людмила Ивановна, и Галине Алексеевне за то, что вы обе заинтересовались этим проектом, нашли адреса потенциальных спонсоров и даже уговорили наш Институт Усовершенствования учителей выделить для моего центра свободное помещение с января 2000 года.

      Людмила Ивановна, с улыбкой выслушав меня, тут же поинтересовалась:
- Интересно, а как Вы, Галина Ивановна, додумались написать этот проект и послать его на Российский конкурс?

    -  Дело в том, что с августа 1995 года мне повезло сотрудничать с директором Убсу-Нурского Международного Центра Биосферных исследований Светланой Сюрюновной  Курбатской и профессором Виктором Викторовичем Бугровским из Москвы. Благодаря им, я дважды побывала в экспедиции по Убсу-Нурской котловине, расположенной в Туве и Монголии, вместе с учёными России и зарубежья.

     Тесно общаясь с этими удивительными, бескорыстными людьми, я поняла, как мало ещё знаю о природе; как слабо чувствую и люблю её; как недостаточно ценю её великолепие и богатство. Потому в то время и не представляла даже, насколько велик ущерб, уже нанесённый природе деятельностью человека.

     После этих поездок мною был разработан курс английского языка для школьников «Удивись миру, в котором мы живём!»  и проект данного центра.

      Выслушав меня, Валентина Ивановна, взяв фото со стола Галины Алексеевны, передала его мне со словами:
-  Возможно, Вы знакомы и с этой молодой красивой женщиной, поскольку  тесно сотрудничали с учёными --биологами ?!

      -  Конечно. Я с ней знакома где-то с 1987 года. Мы обе работали тогда заместителями директоров. Я  -  заместителем директора по воспитательной работе в школе №11,  а  она - замдиректора на Станции Юннатов, которым руководила моя подруга Тулина Валентина. Вела Урана там тогда кружок генетики.

      Сейчас Ондар Урана Николаевна, кандидат биологических наук, заведует кафедрой общей биологии и лабораторией генетики Тувинского Государственного Университета. По опросам читателей газеты « Центр Азии» ей присвоили звание «Человек года – 98» в области науки за огромный, бескорыстный вклад в проведение республиканского конкурса родословных. Было собрано 900 родословных тувинцев. Самая большая родословная состояла из 13 поколений.

      После моего сообщения, Валентина Ивановна решила всё-таки  уточнить:
-  Почему имя Ондар Ураны упоминают, говоря об открытии в науке события 20 века, я имею ввиду удивительную генетическую связь индейцев и тувинцев.

    -  Так, ведь, именно ею в 1997 году вместе с профессором Ильёй  Артемьевичем Захаровым, заместителем директора Института общей генетики РАН, и его ученицей Чодурой Михайловной Доржу брались волосяные луковицы у чабанов на озере Кара-Холь для генетических анализов.

    - А кто проводил анализы собранного генетического материала в Туве? Продолжала уточнять Чернавина.

     - Анализы делали не у нас в республике, а в Магаданском институте биологических проблем Севера на самом современном уровне. Ученые установили, что часть молекул ДНК имеют расовые особенности. Типы ДНК американских индейцев встречаются не у всех народов Центральной Азии.

     У монголов – 48%. У бурятов – 52%. У тувинцев – 72%. Вот, так и был сделан вывод о том, что тувинцы – тот азиатский народ, который генетически наиболее близок к индейцам Америки.

     Предполагают, что где-то 25-30 тысяч лет назад тувинцы жили в другом
регионе Азии. Позднее одна часть народа перебралась в верховья Енисея, а другая часть ушла на север в Америку.

     Рассказав, всё что я помнила об этом открытии, уже сама решилась спросить у Валентины Ивановны:
-  Скажите, а почему именно Вас так заинтересовало это открытие?

     Валентина Ивановна, вздохнув, пояснила мне, что Салчак Галине  Алексеевне пришло письмо от Ондар Ураны, в котором она сообщила о том, что все эти исследования проводились на личные средства учёных. Ни одной копейки они не потратили из бюджета Тувы и России. Наука практически не финансируется.

     Далее она написала в письме, что профессор Захаров ещё год назад послал письмо президенту Республики Тыва Ооржак Шериг-оолу Дизижиковичу, но ответ так и не пришёл. Вот, Урана Николаевна и просит депутата Госдумы Салчак Галину Алексеевну посодействовать в выделении финансирования из бюджета на продолжение генетических исследований в Туве.

    Я подтвердила, что, действительно, в Туве сейчас наука – область бескорыстия.  Учёные с абсолютным бескорыстием совершают свои открытия не ради денег, а ради всеобщего блага.  Бескорыстие идёт от их высокой нравственности и богатства души. У бескорыстия нет цены.

      Продолжение следует: http://proza.ru/2022/01/05/1373