Врачи ошибаются

Наталия Яремчук
Врачи ошибаются. Абсолютно все. Даже те, кто «от Бога».
Потому что они - люди. Не ошибаются только те, кто не работает.
Даже высокоточная техника ошибается, потому что эта техника сделана людьми. А людям свойственно ошибаться.

Самое страшное - это понять, когда, именно, ты ошибся.
Потому что, постоянно в своей голове возвращаешься к тому моменту, когда мог сделать по другому.
Но нет ответа на вопрос - какой бы был результат, если бы сделал по другому.
Нет! И никогда не будет!

Когда смотрел на абсолютно нормальную кардиограмму мутными глазами от усталости? Так твои глаза привыкли к этой усталости за много лет.
Когда не обратил внимания на абсолютно нормальный анализ, на который бы никто не обратил внимания?
Когда рассчитывал дозировку лекарства так, как написано в протоколах?
Когда не прибежал вовремя или, наоборот, пришёл не вовремя?
Когда смотрел на рентгенограмму и не увидел? Или увидел что-то не то? Что было в этот момент со зрением? Ведь оно точно такое же, как было и вчера, и месяц назад.
Когда случайно дёрнулась рука со скальпелем и слетел зажим с сосуда? Почему вчера, позавчера, год назад, этот зажим не слетал?
Может потому, что шесть дежурств за две недели это много? А у тебя дома лежит мама с инсультом. Но ты же уже привык, что в медицине время - понятие относительное, а все родные и близкие уже много лет на почётном последнем месте.
 
Или самое страшное, другое — не понять, что именно сделал не так? Потому что тогда это может повториться.
И сколько ещё нужно прочитать книг, пройти тренингов и не спать ночей, чтобы это не повторилось?
Кто это может сказать?

И как отогнать от себя мысль, что ещё есть и статистика?
Страшная медицинская статистика, которая бездушным голосом цифр говорит о том, что на каждую тысячу родов, операций, манипуляций должно быть …. три, пять, десять осложнений. Во всём мире. Изо дня в день. Из месяца в месяц. Из года в год.
Должна быть чья-то жизнь, чьё-то здоровье, чья-то трагедия. Так безлико.
Чья -то…..

И что делать лично врачу, если он попал в эту статистику?
Стоять перед вполне конкретными людьми, убитыми горем и говорить: «Вот он я. Ваш убийца…»
Кто нибудь может себе представить себя, лично, в такой ситуации?
Когда много, очень много несчастных людей и ты напротив…
Вот он я. Уничтожайте.

А в голове в этот момент крутятся слова врачебной молитвы:
— Господи, если ты есть, пусть это будет в последний раз, потому что человеческих сил слишком мало, чтобы всё это пережить.
Не наказывай, пожалуйста, моих пациентов через мои руки.
Не наказывай, пожалуйста, меня, за мои грехи, осложнениями у моих пациентов.
Помоги этим людям, напротив меня, справиться с горем.
И дай мне силы, пожалуйста, завтра опять выйти на работу, потому что я всего лишь, человек.

Врачи ошибаются. Потому что они люди.
Боги не ошибаются.
Это их мир, их творение, их статистика.
Чем больше работаю, тем больше понимаю, что нам совершенно не дано понять их замысел.
Потому что, когда врач ошибается один раз, то нивелируется и полностью забываются те десятки тысяч раз, когда он был прав.